Власть 9 ноя 2016 1348

​Местное самоуправление в Бурятии: полномочий стало больше, а денег меньше

Постоянные изменения в законодательстве по орга­низации работы местного самоуправления создают некоторые проблемы муниципалитетам и поселе­ниям. Поэтому депутатам Народного Хурала прихо­дится регулярно проводить выездные совещания в рай­онах республики. На этот раз парламентарии побывали в Тункинском районе, сообщает газета «Бурятия».

Председатель Комитета Народного Хурала по государствен­ному устройству, местному самоуправлению, законности и во­просам государственной службы Борис Ботоев сообщил, что регулирующий местные самоуправления 131-й Федеральный закон за десять лет подвергался изменениям более 400 раз. Столько же пришлось Народному Хуралу приводить в соответ­ствие республиканский закон.

- Не только специалистам, но и депутатам уследить за из­менениями невозможно. Поскольку местное самоуправление - самая приближенная к населению власть, оно должно знать обо всем происходящем, - отметил Борис Ботоев.

Полномочия нужно подкреплять деньгами

Последние новшества в законодательстве Борис Ботоев на­звал маленькой революцией. Новые изменения, изложенные в ФЗ №136, меняют положение дел на 180 градусов. Вся суть в переброске полномочий.

- Раньше по этому закону по стране у всех была единая мо­дель организации местного самоуправления. Были и единые полномочия. Для того, чтобы «перебросить» их, необходимые изменения в законодательство могли делать только депута­ты Государственной Думы. На уровне субъектов они не были возможны, мы могли выступить с ходатайствами. А по новому Закону №136 уже Народный Хурал имеет право вносить изме­нения и заниматься переброской полномочий, - пояснил Борис Ботоев.

Депутат с сожалением отметил, что с началом реализации 136-го Закона наши муниципалитеты и поселения начали со­ревноваться, у кого будет больше полномочий. Таким образом, к 13 полномочиям добавились еще 8. При этом некоторые даже не сопровождены обязательными финансовыми средствами. По этому поводу Борис Ботоев занял жесткую позицию.

- Недавно одно из муниципальных образований республи­ки обратилось к нам, чтобы мы передали им полномочия по водоснабжению. Если они такие богатые, то пусть занимаются этим - ни федеральный, ни республиканский законы им это не запрещают. Мы же не сделаем передачу этих полномочий толь­ко для них. Большинство других поселений могут остаться у разбитого корыта. Спрашивается, откуда они найдут деньги на водоснабжение? Поэтому всегда говорю: «Очнитесь, госпо­да! Что вы делаете?». Некоторое время назад 70% полномочий покрывалось за счет субвенций и дотаций из бюджета, а 30% муниципалитеты находили сами. Это происходило, к приме­ру, когда в 1997 году консолидированный местный бюджет в процентном отношении к ВВП составлял 11%. А в 2014 году он упал до 4,7%. Таким образом, налицо обнищание местного самоуправления.

Сегодня поселения решают свои насущные вопросы в ос­новном за счет НДФЛ и земельного налога. Много раз муни­ципалитеты выступали с инициативой внести изменения в бюджетно-налоговое законодательство с целью «отдать» мест­ному самоуправлению подоходный налог, а также упрощенную систему налогооблажения. По мнению Бориса Ботоева, тогда местные власти были бы заинтересованы в развитии малого бизнеса, так как все доходы оставались бы у них. Также поселе­ниям можно было «отдать» еще несколько налогов и штрафы.

- К примеру, летом в Энхалуке Кабанского района собирали штрафы на берегу Байкала, но деньги в селе не остались. На эти средства поселение могло бы усилить борьбу за чистую приро­ду, - считает Борис Ботоев.

Будут ли выбирать сельского главу?

Собравшимся, а это были не только главы сельских поселе­ний, но и депутаты разных уровней, разъяснили вопросы орга­низации власти на местах.

- По согласованию с большинством районов мы приняли законодательство, по которому главы районов должны выби­раться, а главы сельских поселений отбираются на конкурсной основе. Но Конституционный суд сказал нам - такого быть не должно. Мы привели в соответствие законодательство. В но­вой редакции указано, что главы сельских поселений могут наделяться полномочиями путем прямых выборов или же на конкурсной основе. По какому пути идти, выбирать самим сельским поселениям, но во главу угла нужно ставить благопо­лучие населения, - подытожил Борис Ботоев.

Фото Бориса БАЛДАНОВА

Автор: Борис БАЛДАНОВ