В Бурятию прибыл новый генеральный консул Монголии в г. Улан-Удэ Дамдин Чадраабал. После вручения патента из рук главы республики Вячеслава Наговицына, состоявшегося в этот вторник, генконсул приступил к исполнению своих обязанностей, пишет газета «Бурятия».
- Г-н Чадраабал, какие вопросы решает ваше генконсульство и что вы намерены сделать на новом поприще?
- Генеральное консульство Монголии в г. Улан-удэ открылось в июле 1991 года и уже на протяжении четверти века осуществляет работу по развитию всестороннего сотрудничества с Республикой Бурятия, Забайкальским, Приморским, Хабаровским краями. Подобные консульские учреждения на территории России находятся в Иркутске и Кызыле (Тыва).
Дипломатическая служба – это особая сфера государственного управления в области обеспечения суверенитета и международной безопасности страны, защиты интересов, прав и свобод граждан и юридических лиц Монголии за рубежом.
Российско-монгольские отношения на протяжении многих веков имеют богатую историю. В целом, сотрудничество между Республикой Бурятия и Монголией развивается динамично, и взаимный интерес двух приграничных сторон будет только нарастать. Все это создает хорошие условия для разнопланового и интенсивного взаимодействия, развития теплых и дружественных отношений между нашими народами. Генеральное консульство Монголии в г. Улан-Удэ намерено продолжить эту работу в свете договоренностей, достигнутых между нашими странами.
Приоритетом международных связей Бурятии остается развитие и углубление партнерства с Монголией. Оно основывается на географическом расположении, тесных связях и правовой базе.
Межрегиональное сотрудничество Монголии и Республики Бурятия является одним из примеров сформированных добрососедских отношений для России и Монголии. Эти связи потенциально являются одним из важнейших резервов для расширения торгово-экономического, культурного сотрудничества двух стран.
- Насколько увеличился поток туристов из Монголии в Россию, в целом, и в Улан-Удэ, в частности, после введения безвизового режима?
- Согласно информации Минэкономики Бурятии, большинство туроператоров республики отмечают рост туристского потока из Монголии после введения безвизового режима. Ввиду этого владельцы гостиниц и хостелов смогли значительно увеличить свою прибыль - объем платных услуг средств размещения за 2015 год увеличился на 10,6%, и составил 987,5 млн рублей. Число приехавших из Монголии в Россию в первом полугодии 2016 года выросло на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, рост числа посещений монгольскими гражданами Бурятии позволил предприятиям розничной торговли, сферы обслуживания и туристического бизнеса республики увеличить свою прибыль.
Учитывая географическое соседство, экономические связи неизбежны, особенно принимая во внимание, что Монголии и Бурятии есть что друг другу предложить. Нашим основным приоритетным направлением является приграничное и региональное сотрудничество.
Здесь приходится отметить тот факт, что развитию экономических связей способствовала и отмена визового режима с Монголией в 2014 году. В результате за 2015 год через все пункты пропуска, расположенные на бурятском участке российско-монгольской границы, в республику въехало 417,508 тысячи граждан Монголии. Это 94,7% от общего количества иностранных граждан.
- Каких объёмов достиг товарооборот между Монголией и Россией, Бурятией и Монголией?
- В первом полугодии 2016 года общий товарооборот между Россией и Монголией составил 424,5 млн долларов и уменьшился на 28,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом экспорт России в Монголию составил 407,6 млн долларов (-28,6%), а импорт – 16,9 млн долларов (-29,3%).
Монголия является традиционным партнером Бурятии во внешней торговле. Так, по итогам первого полугодия 2016 года товарооборот сократился и составил 15,8 млн долларов (в первом полугодии 2015 года он составлял 18 млн долларов). Экспорт составил 13,2 млн долларов (в первом полугодии 2015 года – 13,3 млн долларов), импорт - 2,6 млн долларов (в первом полугодии 2015 года – 4,7 млн долларов).
Ассортимент поставляемой продукции широкий. Бурятия экспортировала в Монголию молочную, мукомольно-крупяную, мясную и рыбную продукцию, фрукты, орехи, злаки, продукцию машиностроения. Из Монголии ввозились мясо и пищевые мясные субпродукты, плодоовощная продукция.
Между тем есть большие возможности для развития торгово-экономических отношений между нашими странами, в том числе приграничное и региональное сотрудничество с Республикой Бурятия.
Кроме того, осуществлялся активный обмен делегациями между представителями органов власти, парламента, деловыми и культурными кругами. Состоялся ряд мероприятий в честь 95-й годовщины установления российско-монгольских дипломатических отношений: выставка монгольских фотохудожников и концерт объединенного оркестра, прошедшие в Улан-Удэ в феврале-марте этого года, а также гастроли Бурятского цирка в Монголии, прошедшие весной сего года.
Надо отметить, что поток монгольских туристов, возросший с введением безвизового режима, с одной стороны, способствует развитию гостиничного бизнеса и поддержке розничного товарооборота на фоне снижения покупательской способности местного населения. С другой стороны, возникают проблемы, связанные с нагрузкой на пункты пропуска бурятского участка российско-монгольской границы и автострахованием транспорта монгольских граждан. Данные вопросы обсуждались на совещаниях в правительстве с участием заинтересованных представителей Монголии в январе и феврале.
- Расскажите, пожалуйста, о перспективах сотрудничества между нашими странами?
- Их мы связываем с развитием транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной и социальной инфраструктуры. Тема транспортных и энергетических коридоров, а также вопросы тесного сотрудничества по таможенным вопросам, совместно обсуждаемые на высшем уровне, предполагает формирование соответствующих межгосударственных программ, и основная роль в их реализации будет принадлежать крупным компаниям.
Основа для реализации таких проектов уже имеется – это налаженные двусторонние торгово-экономические и инвестиционные связи. В июле текущего года на форуме Азия – Европа (АСЕМ) в Улан-Баторе премьер-министр России Дмитрий Медведев провел переговоры с президентом Монголии Цахиагийном Элбэгдоржем. Стороны, в том числе, обсудили и сотрудничество в транспортной сфере, а также сотрудничество в трехстороннем формате Россия – Монголия – Китай.
А совсем недавно в Москве министрами транспорта трех стран было подписано соглашение по развитию международной автодороги Тяньцзинь – Улан-Батор – Улан-Удэ. Замечу, что это событие влечет за собой большие перспективы по развитию торговых связей между тремя странами, на пути транспортного коридора будут реализованы несколько мегапроектов по созданию объектов инфраструктуры. Сам транспортный коридор, в частности, по территории Бурятии будет проходить через пункт пропуска Алтан-Булаг – Кяхта.
Все это говорит о том, что между нашими странами есть большие стратегические перспективы и в этом направлении Республика Бурятия занимает особое место. Ведь региональная составляющая является традиционно важным элементом в отношениях между Россией и Монголией. Общий российско-монгольский товарооборот на 70% обеспечивается регионами Сибирского федерального округа.
Отмечу, что задачи по дальнейшему развитию межрегиональных российско-монгольских связей требуют принятия ряда организационно-правовых мер. Прежде всего, это совершенствование законодательной базы приграничного сотрудничества, разработка долгосрочных целевых программ развития приграничной инфраструктуры, создание благоприятных условий взаимной торговли и перемещения граждан.
- Как продвигается вопрос по строительству ГЭС на Селенге на территории Монголии, ведь его возведение может негативно сказаться на состоянии озера Байкал?
- На днях в Улан-Баторе состоялось 20-е Межправительственное заседание российско-монгольской Комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Стороны достигли договоренности в ходе переговоров главы минприроды России Сергея Донского с министром окружающей среды и туризма Монголии С. Оюунхорол, с вице-премьером Монголии У. Хурэлсухом. Так, монгольская сторона предлагает провести дополнительное исследование по оценке влияния проекта строительства ГЭС «Эйгин Гол» на биоразнообразие Селенги и Байкала с привлечением независимой стороны при участии российских и монгольских специалистов. Консультации экспертов планируется провести в первой половине 2017 года.
Помимо этого, в протоколе отражено согласие сторон на обмен информацией по оценке воздействия на Селенгу и Байкал возможного строительства ГЭС «Шурэн» и гидротехнических сооружений на реке Орхон. Российская сторона предложила провести консультации экспертов в первой половине 2017 года.
Также монгольская сторона предложила изучить возможность внедрения новых технологий по использованию поверхностных вод в качестве нового источника водоснабжения Улан-Батора.
СПРАВКА
По предварительным оценкам, до 2020 года за счет распределения транспортных потоков на новые маршруты грузопоток по транспортному коридору Тяньцзинь – Улан- Батор – Улан-Удэ вырастет на 17-20%. В дальнейшем возможен рост до 10% в год, что в принципе соответствует среднегодовому росту объемов внешней торговли России и Китая.
Отмечается, что новый транспортный коридор сократит расстояние от юга Китая до европейской части РФ на 1,4 тыс. км, а время в пути - до четырех дней.
Кроме того, согласно новым договоренностям, с российских перевозчиков будет снято ограничение по въезду грузового транспорта в глубь страны, что позволит не менять перевозчика на китайской границе.
По данным Росавтотранса, за восемь месяцев 2016 года объем автоперевозок уже превысил 1,9 млн тонн, что является итоговым показателем 2015 года. Наибольший рост показывает экспорт российских товаров.
В июне 2016 года лидеры России, Китая и Монголии - Владимир Путин, Си Цзиньпин и Цахиагийн Элбэгдорж - по итогам трехсторонней встречи приняли программу создания экономического коридора между странами.
Для Бурятии и южных сибирских регионов новая дорога важна. Это действительно более короткий и удобный путь. Он упростит транспортировку грузов, ускорит их поток и избавит перевозчиков от лишних трат. Сейчас российские и монгольские перевозчики вынуждены принимать или сдавать груз в ближайшем к линии границы с КНР терминале, что порождает необходимость дополнительных затрат на услуги китайских транспортных компаний. Однако соглашение между правительствами трех стран позволит перевозчикам самим передвигаться в глубине китайской территории, вместо того, чтобы сдавать грузы посредникам вблизи границы.
Кроме того, до сих пор осуществлять напрямую двухсторонние перевозки с КНР могли только приграничные российские регионы. Новый автомобильный коридор вкупе с соответствующими договоренностями предоставит такую возможность и другим регионам Сибири, не граничащим с КНР.
Бурятия и сопредельные регионы поставляют в Китай уголь, лес, пиломатериалы и нефрит, параллельно импортируя промышленное оборудование, текстиль и продукты питания (продукты быстрого приготовления, овощи и фрукты). В настоящее время доля КНР во внешнеторговом обороте составляет около 15%. Но данный показатель может существенно повыситься, когда исчезнет препятствие в виде высоких транспортных издержек.
Фото Буды ДУГАРЦЫРЕНОВА
Автор: Буда ДУГАРЦЫРЕНОВ