
В октябре 2016 года на заседании президентского Совета экс-глава бывшего министерства по делам национальностей и федеральных отношений Вячеслав Михайлов предложил принять закон о российской нации. Разработка законопроекта о единой российской нации вызвала значительный общественный резонанс. В итоге рабочая группа по доработке концепции законопроекта учла опасения представителей различных этнических групп и приняла решение – переименовать законопроект о единой российской нации в проект закона «Об основах государственной национальной политики в Российской Федерации». Свое мнение по решению рабочей группы и также по известному событию, произошедшему в Улан-Удэ, имеющему непосредственное отношение к основам госнацполитики в России, в интервью газете «Бурятии» выразил председатель Комитета НХ РБ по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, религиозным и общественным объединениям, доктор исторических наук Цыденжап Батуев.
Бурятия: не толерантность, а согласие
- Цыденжап Бимбаевич, в ближайшей перспективе вместо закона «О российской нации», возможно, появится закон «Об основах государственной национальной политики в Российской Федерации»…
- Вопрос о национальном строительстве применительно к России означает объединение народов в едином государстве. За более чем тысячелетнюю историю российского государства в его состав вошли более 100 больших и малых народов. Такого интенсивного национального строительства не знала ни одна страна в мире.
В любом государстве есть представители разных национальностей. Государств, созданных на основе подавляющего большинства одной национальности, - единицы. Классический пример такого государственного устройства – наш соседний Китай. Поэтому, думаю, от сегодняшней постановки вопроса и возможного изменения названия закона суть проблемы не меняется. В условиях возрастающей экономической конкуренции и соперничества за природные ресурсы основой постановки вопроса по совершенствованию межнациональных, межэтнических, межконфессиональных отношений становится доминирующая практика действий «центра мирового порядка – США». Это политика «управляемого хаоса», «мягкой силы», «цветных революций», информационных войн.
И в этом контексте показателен пример того, что произошло с таким цивилизованным континентом, как Европа. В европейских странах, по всей видимости, пресловутая теория мультикультурализма на каком-то этапе развития этих государств превратилась в настоящую догму. В этих странах в какой-то момент этот процесс упустили как в теоретическом аспекте, так и в практическом преломлении. И тогда в небольших по территории государствах появились анклавы из представителей тех или иных национальностей. И сегодня, к сожалению, в Европе есть примеры, когда так называемые «натурализованные» граждане, в том числе и граждане той же Франции, совершают террористические акты, и не обязательно, воюя за джихад, на Ближнем Востоке. Причем, «натурализованные» европейцы совершают теракты на территориях тех стран, которые дали им возможность получить образование, предоставили широкий спектр социальных льгот. И в этом случае, на мой взгляд, на первый план выходит другая составляющая, которая тоже в какой-то момент была теоретически не до конца осмыслена государственными структурами, - идея толерантности.
И в нашей республике есть любители броских, революционных времен призывов. Они любят давать оценку набившими оскомину штампами тем или иным процессам, которые не присущи межнациональным, межконфессиональным процессам, происходящим в нашей республике, рассуждают о толерантности.
Но толерантность – это терпимость к иному мировоззрению, традициям, обычаям. В этом смысле есть хорошая народная мудрость о том, что всякому терпению приходит конец. Я же убежден, что в нашей республике во многом благодаря мудрости и дальновидности наших предков ситуация иная. Сегодня в Бурятии межнациональные, межэтнические и межконфессиональные отношения между основными группами населения – бурятами, русскими, семейскими, эвенками и сойотами – строятся на основе взаимопонимания и взаимной поддержки. Мне кажется, что такие отношения между основными группами населения в Бурятии и географически, и геополитически обоснованны: у нас были неспокойные соседи с юга, а с востока мы всегда ощущали тысячелетнюю цивилизацию Поднебесной. Поэтому где-то на подсознательном уровне у бурят, сойотов, эвенков сформировалось мнение о добром соседстве с русскими-сибиряками и семейскими.
И такие добрососедские отношения не раз подвергались суровым испытаниям, и они скреплены кровью, пролитой в совместных боях против захватчиков. Поэтому я принципиально не согласен с тем, что между основными группами населения, исторически населяющими территорию Бурятии, существует толерантность. Это понятие может быть применимо к тем людям, которые выбирают местом жительства нашу республику как для постоянного места жительства, так и для временной трудовой деятельности. И в этом случае, думаю, толерантность со стороны так называемых мигрантов должна проявляться по отношению к гражданам Российской Федерации.
Ещё раз о «духовных скрепах»
- Мы всегда с пониманием относились к тем людям, которые в силу тех или иных обстоятельств приехали жить или работать в любой из субъектов РФ, но при одном условии – эти люди должны уважать местные традиции и обычаи. И как раз эти моменты должны быть отражены в проекте будущего закона, как бы он ни назывался. Ведь жители Бурятии не могут избежать таких цивилизованных процессов, как миграционные потоки и глобализация. И здесь перед органами государственной власти стоит важная задача – уметь находить общественное согласие.
В нашей республике открыт Дом дружбы, где созданы условия для сотрудничества 46 различных по форме образования культурно-национальных автономий, землячеств, сообществ. А задача органов государственной власти, с учетом тех исторических традиций, которые есть в Бурятии, межнационального, межэтнического взаимопонимания и взаимной поддержки, суметь этих людей, которые в силу тех или иных обстоятельств выбрали Бурятию местом постоянного проживания или временной трудовой занятости, на основе федерального и республиканского законодательства научить жить в обстановке общественного согласия. А понятие «общественное» или «социальное согласие», на мой взгляд, несколько выше такого понимания, как уважение культурных, религиозных традиций, потому что то и другое – это составные понятия социума и такого социального феномена, как культура.
Поэтому никто не говорит о том, что люди, приехавшие к нам и исповедующие иную, чем буддизм и православие, религию, или же отмечающие другие национальные праздники, должны подвергаться внутреннему переосмыслению или же чувствовать напряженность в плане вероисповедания. Никто никого не заставляет этого делать и не будет заставлять менять свои религиозные убеждения. Тут стоит совершенно другой вопрос: мы, исходя из понимания нашей практики и большого опыта совместного проживания, должны иметь внутреннее убеждение в том, что в Республике Бурятия есть центр российского буддизма и есть, к примеру, и Свято-Троицкая церковь – первый православный монастырь в Забайкалье. Поэтому если 239 разного течения и направления католических, протестантских и более ультрасовременных религиозных течений будут проводить миссионерскую деятельность в соответствии с федеральным и республиканским законодательствами, то это будет в рамках цивилизованного, единого правого поля.
Но будет совершенно другой разговор с такими религиозными течениями, если они не будут себя вести в соответствии с нашим законодательством, нашими традициями, историческими религиями, российскими геополитическими интересами.
Мы, жители Бурятии, живем на востоке страны, в важном с точки зрения экономических интересов России регионе, по соседству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, вблизи с мировым наследием ЮНЕСКО - озером Байкал. Поэтому несем большую ответственность за особый гражданский дух, за особое предназначение граждан РФ, которые проживают у берегов Байкала. И с каждым годом эта ответственность будет возрастать. Поэтому органы государственной власти должны проводить выверенную, взвешенную политику в сфере межнациональных отношений в четком соответствии с федеральным и республиканским законодательствами.
- Президент России Владимир Путин в одном из своих выступлений сделал акцент на развитии духовности…
- Когда в своем ежегодном Послании Владимир Путин впервые сказал о «духовных скрепах», он имел в виду и возрастающую роль наших основных религий в деле укрепления патриотизма и гражданского самосознания. И в этом смысле мы понимаем, что создание митрополии Русской православной церкви в Бурятии – это не простое переформатирование. Историческая реальность и в том, что с каждым годом укрепляется центр российского буддизма и растет авторитет Буддийского традиционной Сангхи России. И, конечно, сегодня мы не вправе отрицать феномен XII Пандито Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова и делать непродуманные заявления о том, что якобы не нужен праздничный день, посвященный хуралу «какого-то Хамбо ламы».
Ведь, не секрет, что бурятские спецназовцы, которые отправляются в командировки по наведению конституционного порядка в конфликтные регионы или «горячие точки», перед отъездом приходят не на площадь Советов. Они не приходят в кабинеты высоких начальников, а идут к XII Пандито Хамбо ламе или в церковь. Поэтому вопрос обсуждаемого закона, как бы он ни назывался, – это задача сложная. Эта задача поставлена, и ее надо выполнять.
Уверен, что Президент России хорошо понимает, что провозгласить свои приоритеты и прилагать титанические усилия, к примеру, для освоения Арктики, это одно дело, говорить о возвращении нашей страны в разряд мировых сверхдержав – тоже важное дело. Но совершенно другое дело – то, что в Великой Отечественной войне советский народ выдержал и ценой неимоверных усилий и потерь доказал свою жизнеспособность и право быть сильной нацией и сильным государством. Но есть и другие исторические примеры, когда за три дня исчезло былое могущество сильного государства. «Русь слиняла в два дня, самое большее - в три, – говорил философ-публицист Василий Романов о революционных днях 1917 года. - Не осталось державы, не осталось церкви. Не осталось войска. Не осталось рабочего класса. Что же осталось? Странным образом – буквально ничего. В 1991 году тоже было три дня».
Политики и общественные деятели страны говорят о том, что законопроект об основах госнацполитики должен обсуждаться на местах, в регионах. На местном, региональном и федеральном уровнях должно быть сформировано общее движение для теоретического, четкого мозгового штурма - чем мы наполним этот будущий закон, и для четкого понимания - что он нам даст на далекую перспективу.
К примеру, «Бессмертный полк», он же не в Москве родился. Движение ТОСов – также не московское творение. Поэтому настало время для разработки и принятия закона. И об этом лидер российской нации четко и ясно выразился перед научным сообществом. Оно должно уловить настроения обычных граждан. А статистика показывает: если в 90-х годах россияне стыдились собственного государства, то опросы 2016 года свидетельствуют о том, что значительное число россиян гордится собственным государством. И это количество граждан составляет более 60%.
- Недавно руководитель федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов заявил о необходимости создания министерства по делам национальностей. Разделяете ли вы его точку зрения?
- Агентство в иерархии государственных структур - это уровень в системе власти, функционально рассчитанный для оказания услуг. Есть же, к примеру, у нас агентства недвижимости. Министерство же в системе государственной власти и управления – это орган, который вырабатывает политику и осуществляет ее. Господин Баринов прав. Поэтому задача, поставленная Владимиром Путиным для специалистов, понятна: мы, с одной стороны, говорим о выработке стратегического документа, который будет называться законом об основах госнацполитики, с другой стороны - мы должны в организованном плане двигаться к созданию полноценного министерства.
«Конфликт был, но он не носил межнациональный характер»
- Цыденжап Бимбаевич, в период, когда в регионах России широко обсуждается законопроект об основах госнацполитики, особый смысл приобрело событие, произошедшее на одном из рынков Улан- Удэ, когда торговец киргизской национальности оскорбил пожилую женщину- бурятку.
- Конфликт был. Надо отдать должное средствам массовой информации, которые своевременно довели информацию до общественности, граждан республики. Другой вопрос – в реакции на это событие наших людей. Кто такую реакцию анализирует? А реакция – очень выдержанная. Тем людям, которые в недавнем прошлом приехали и живут в Бурятии или же собираются приехать к нам, не следует расценивать такую выдержанную реакцию как проявление мягкотелости и всепрощенчества. Поэтому, прежде всего, хотелось бы отметить выдержку, проявленную большинством населения Бурятии. А органам власти всех уровней хотелось бы напомнить, что Президент России инициировал ответственность всех уровней власти за межнациональное согласие и недопущение конфликтов. Прецедент по запрещению использования бренда «Будда-бар» и предотвращение конфликта можно ставить в пример должной реакции властей на основе федерального законодательства по недопущению межнациональных конфликтов.
Конфликт в Улан-Удэ произошел на рынке. А рынок – это, в первую очередь, товарно-денежные отношения, это конкуренция. Тогда на эту проблему надо смотреть изнутри: почему, к примеру, на этом рынке стало возможным преобладающее большинство лиц одной национальности? А учеными доказано, что, если количество лиц одной национальности в социуме становится более 15%, то априори создается конфликтная ситуация. Поэтому коммерческий интерес и где-то, возможно, наем лиц одной национальности местными предпринимателями, возможно, стали одной из составляющих этого конфликта, который не носил в своей основе межконфессиональный и межнациональный характер.
Если бы подобный конфликт произошел в общественном месте, где кто-то выкрикивал бы лозунги против той или иной этнической группы, то природа конфликта была бы совершенно другой. Поэтому мне представляется, что все уровни власти, и прежде всего региональная и муниципальная, на основе функциональных прав и возможностей должны продумать грамотную работу, или по сдаче внаем собственных помещений, или через соответствующие структуры смотреть, чтобы не было таких перекосов.
Представителям наших муниципальных органов власти следует взять на вооружение инициативу губернатора Новосибирска Владимира Городецкого, который инициировал принятие документа, запрещающего трудовым мигрантам занимать должности в определенных сферах (по 33 специальностям). В частности, мигрантам запрещается варить пиво, продавать вино и другие алкогольные напитки, быть водителем в такси и другом общественном транспорте. Гастарбайтерам в Новосибирске также запретили заниматься финансово-страховой деятельностью. А в прошлом году в Новосибирске трудовым мигрантам запретили работать в школах, детских садах, а также на производстве детского и диетического питания.
Власти Новосибирска справедливо считают, что запрет для иностранцев работать на некоторых должностях снизит криминогенную обстановку и повысит на рынке труда спрос на местных специалистов.
Фото: отдел по работе со СМИ НХ РБ
Автор: Баясхалан ДАБАИН