
Бурятия является характерным регионом, на примере которого можно проиллюстрировать проблемы, пока еще существующие в значительном количестве субъектов России. Такое мнение высказал на заседании комитета по бюджету и финансовым рынкам в рамках Дней республики в Совете Федераций аудитор Счетной палаты, назначенный Советом Федераций, представитель департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области средств межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований и расходования средств на ЖКХ и региональные инвестиции Юрий Росляк. По словам аудитора, республиканский бюджет за 2017 год «исполнен неплохо», однако остаётся проблема его разбалансированности из-за растущего госдолга Бурятии. При этом почти 100% всех средств бюджета идёт только на то, чтобы удовлетворить нормативы федерального уровня и в большинстве на публичные обязательства, сообщает ИА Буряад Yнэн.
По мнению Юрия Росляка, Совет Федераций абсолютно обоснованно начинает работу очередной сессии с обсуждения сбалансированности бюджетов субъектов РФ, поскольку это общая проблема для множества регионов, особенно дотационных. Аудитор отметил положительную тенденцию к сокращению дефицита бюджета в течение 2017 года, хотя его объём практически не сократился по сравнению с предыдущими периодами.
«При первоначальном дефиците бюджета в 4,2 млрд рублей к концу года удалось произвести серьёзные сокращения и свести дефицит к 2,7 млрд рублей. Однако сам объём дефицита практически не сократился: если в 2016 году дефицит составлял 2,5 млрд рублей, то в 2017 году 2,7 млрд. При этом за 2017 год рост налогов составил 9,9% - достаточно высокий процент», - отметил Юрий Росляк.
Аудитор высказал озабоченность разбалансированностью бюджета с учётом накопленного госдолга – в прошлом году он продолжал расти. Так, по состоянию на 1 декабря 2017 года госдолг республики увеличился почти на 19,6% и составил 8,12 млрд рублей. При этом бюджетные кредиты, подлежащие реструктуризации, составляют сумму в 2,274 млрд рублей. Остальное – задолженность перед финансовыми организациями.
Однако, по словам Юрия Росляка, проблематика в этом вопросе все же не столь острая в силу того, что общий объём по отношению к налоговым и неналоговым доходам республики сравнительно небольшой. Тем не менее, отметил аудитор, в сегодняшних условиях реструктуризацией долга нужно заниматься регулярно, иначе для республики это будет оставаться достаточно серьезной проблемой.
Обратил внимание аудитор и на долги муниципальных образований. Так, на 1 декабря 2017 года муниципальным образованиям Бурятии удалось сократить их на 12%, и теперь их сумма составляет 2,566 млрд рублей. Но 90% их задолженности – это долги перед коммерческими банками.
«Республике необходимо разрабатывать не только программу по реструктуризации своего долга, но и заняться реструктуризацией коммерческого долга, накопленного муниципальными образованиями», - подчеркнул Юрий Росляк.
В целом аудитор Счетной палаты поддержал предложения правительства Бурятии, направленные на формирование сбалансированного республиканского бюджета. По его словам, необходимо вносить изменения в федеральное законодательство как минимум в части закрепления полномочий законодательно, и оценки их стоимости, которые реально исполняют регионы, в том числе и Бурятия.
«Например, за последние три года в пять раз выросли расходы республики на подготовку и содержание технического оснащения помещений для ЕГЭ. Однако полномочия нормативно-правовыми актами не менялись. Получается, что повышение расходных обязательств для регионов производится без внесения соответствующих изменений в НПА федерального значения. Это делается на уровне нормативных актов министерств и ведомств, и эти расходы фактически не учитывают при оценке баланса расходных обязательств субъектов РФ», - подчеркнул Юрий Росляк.
По мнению аудитора, ситуация с бюджетом Бурятии прекрасно иллюстрирует, по сути, ситуацию с ограничением финансовых возможностей отдельных субъектов России из-за «технологического» дефицита.
«Обязательные расходы не должны усредняться по субъектам РФ, а должны учитывать фактические затраты, которые субъекты несут. В том числе и расходы по системе государственной гарантии медицинской помощи, по системе образования, по системе уплаты взносов на неработающее население. И вообще нужно вернуться к теме о том, что сами полномочия должны быть жёстко зафиксированы в федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и произвести оценку расходов на исполнение полномочий», - резюмировал Юрий Росляк.
Первый зампред правительства Бурятии Игорь Шутенков поблагодарил аудитора за поддержку предложений республиканских властей и отметил, что они должны найти отражение и в решениях Совета Федерации по итогам Дней Бурятии в верхней палате Федерального собрания России. Напомним, что после обсуждения обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Бурятии сенаторы, представители Счетной палаты РФ, а также федеральных министерств и ведомств отметили, что проблемы Бурятии в этом вопросе характерны для большого количества регионов, а их решение во многом зависит от изменений в федеральном законодательстве, в том числе и налоговом.
Фото пресс-службы Совета Федерации
Автор: Татьяна БАЖЕНОВА