В республике проживает более 167 национальностей и этнических групп, и задача сохранения этого многообразия неотделима от образовательного аспекта. Как показал специальный мониторинг, работа в этом направлении проводится достаточно большая, но при этом не носит системный характер. Учителя сами разрабатывают учебники и учебные пособия, но они не сертифицированы, а процент охвата школьников не столь значителен, сообщает газета «Бурятия».
На базе Бурятского республиканского института образовательной политики (БРИОП) состоялась диалоговая площадка «Стратегия и механизмы развития регионального этнокультурного образования». Организаторы мероприятия решили обозначить проблемы, а также приоритетные направления области совместно с представителями правительства, депутатами Народного Хурала, национальными общественными организациями, а также педагогами и руководством образовательных учреждений республики.
Министр образования Баир Жалсанов отметил, что в Бурятии необходимо реализовать единую концепцию развития этнокультурного образования, создания новых, современных учебно-методических комплектов.
«Очень важно, чтобы эта задача легла не только на учителей, но чтобы в этой работе приняли участие национальные и межнациональные общественные организации», - отметил министр.
Участники дискуссии рассказали о собственном опыте, проблемах в их деятельности, а также выдвинули свои предложения. В частности, председатель РОО «Ассоциация Дом дружбы народов Бурятии» Сажида Баталова поведала о том, что у Татарстана свои региональные стандарты по татарскому языку и учебные пособия, которые можно поставлять в Бурятию для обучения детей. Прозвучало и предложение создать УМК (учебно-методический комплект) по этнокультурному образованию в двух вариантах – интегрированный курс по истории и культуре всех народов, живущих в Бурятии, и углублённый - по истории и культуре каждого народа. Все согласились с тем, что в этой работе нужно придерживаться высокого научного уровня, с привлечением вузов и научных центров республики.
Ректор БРИОП Владимир Цыренов признался, что основную цель - донести до заинтересованной общественности необходимость единой концепции в этнообразовании им удалось.
«Нашу идею министр образования поддержал. Мы формируем новое поколение людей, которые через несколько лет войдут во взрослую жизнь, и важно, каким образом они будут взаимодействовать на межкультурном уровне. В этой связи мы предложили интегрировать усилия общественности, органов власти и образовательных организаций, чтобы помочь школам, в том числе и в разработке специальных УМК, - рассказал Владимир Цыренов. - Мы понимаем, что есть другие предметные области, такие как литература, история, география. Через них мы тоже можем включать этнокультурный компонент. Для этого нужны методические материалы. Я считаю, нашей диалоговой площадкой мы добились понимания от разных представителей этнических групп, удалось всех выслушать. Нужно найти общие точки соприкосновения и выработать общую позицию, которая выражается в нашей резолюции, которую мы будем дорабатывать».
По его словам, быстро решить проблему охвата и системности этнообразования при наличии других проблем в образовательной сфере достаточно сложно.
«Но это не значит, что мы не должны ничего делать. Лучше поздно, чем никогда. В противном случае, мы столкнёмся с проблемами, в том числе и межкультурного взаимодействия и напряжённости», - отметил директор.
Следующий этап - формирование рабочих творческих групп, которые займутся разработкой УМК. В них войдут педагоги-практики, методисты, представители общественных групп. Учебные пособия, методические комплекты должны формировать только специалисты-профессионалы.
Казачий корпус
Атаман казачьего общества «Верхнеудинское» Борис Бородин признался, что впервые участвовал в мероприятии, на котором рассматривался вопрос этнокультурного образования.
«К примеру, у нас есть ряд образовательных организаций, в них занимается порядка 600 детей, но это всё происходит опытно-экспериментальным путем. Какой-то научно-обоснованной и исторически верной концепции пока, к сожалению, нет. Поэтому мы обеими руками за предложение. Я бы поблагодарил всех наших казаков, учителей, историков, занимающихся казачьей темой. Оказывается, сейчас даже вузы не изучают историю казачества, - сказал Борис Бородин. - Это провал государственной политики по отношению к казакам. Поэтому важно, чтобы историческая правда была восстановлена».
В разработке УМК по казачеству, по его словам, можно отталкиваться от опыта старообрядцев, выпустивших образовательные продукты по культуре семейских. Казаки Бурятии изучили опыт Кубани: там 26 казачьих корпусов. А на Дону 8 казачьих корпусов и 26 казачьих школ. Масштабы совершенно иные, но и поддержка государства другая.
«Мы тоже на это рассчитываем. Допустим, Селенгинская школа-интернат готова стать казачьим корпусом. Пока что все инициативы идут снизу», - сказал казачий атаман.
Земля и люди
Президент региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов севера Бурятии» Владимир Аюшеев рассказал о ландшафтном подходе в этнополитике и этнообразовании.
«Уровень жизни населения определяется взаимодействием двух компонентов - земли и народов, её населяющих. Именно это взаимодействие мы должны вырабатывать через ландшафтную политику. Нужно выработать принципиально новый подход к человеческому сообществу, раскрыть его потенциал. Для этого всё есть - мощное тенгрианское наследие, буддийские подходы, опыт старожильческого русского населения, семейских, других народов нашей республики. На базе всего уникального, что есть на нашей земле, создать новые образовательные гуманитарные подходы. Многие, может быть, ещё не осознали, но процесс пошёл. Благодаря организаторам площадки, Министерству образования он уже начинает обретать более плановый, программный ход. Сейчас наша задача - двигаться дальше. Чем быстрее, тем лучше», - уверен Владимир Аюшеев.
Фото Анны Огородник