Комитет по социальной политике (VI созыв)
Время летит быстро. За 25 лет законодательной деятельности Народного Хурала выросло целое поколение. Менялись обстоятельства, социально-экономическая ситуация в республике. Но неизменным в работе Комитета по социальной политике оставалось одно – стремление создать для людей достойные условия жизни, поддержать социально незащищенные группы населения, сообщает газета «Бурятия».
Комитет курировал самые насущные вопросы – охраны здоровья, образования и науки, семьи и детей, развития социальной сферы, пенсионного законодательства, медицинского и социального страхования – всего более 20 направлений. Депутатам, работавшим в Комитете по социальной политике, не раз приходилось решать острые, наболевшие вопросы. Недаром его так и называли – «самый горячий комитет».
Время социальной напряжённости
В первом созыве Народного Хурала Комитет возглавил Николай Петрович Линейцев.
«Это было время социальной напряжённости. К тому же этот период совпал с войной в Чечне. Депутаты комитета много времени уделяли и этой проблеме, - рассказывает Николай Петрович. - В 1995 году мы были свидетелями отправки первых наших новобранцев в район боевых действий. Депутаты комитета Леонид Степанович Шилов и Галина Александровна Дождикова выезжали с гуманитарной помощью и посылками от родных в зону боевых действий, оказывали содействие в эвакуации и возвращении домой первого отряда ОМОН, работали с Комитетом солдатских матерей».
Надо отметить, что деятельность Комитета по социальной политике выходила за рамки законотворчества. При подготовке законопроектов комитет активно использовал практику их экспертной оценки. Например, законопроект «О защите населения Республики Бурятия от туберкулёза» прошёл экспертизу в российском НИИ туберкулёза и в юридическом отделе Министерства здравоохранения Российской Федерации. В дальнейшем Правительством Бурятии была разработана и принята республиканская целевая программа неотложных мер по борьбе с туберкулёзом на 1996-2000 годы, аналогичные программы затем приняли в районах и городах республики.
Одним из значимых законов первого созыва стал принятый в 1997 году Закон «О негосударственном пенсионном обеспечении в Республике Бурятия», который регулировал правовые, экономические и социальные отношения в сфере негосударственного (дополнительного добровольного) пенсионного обеспечения в Республике Бурятия. А Законом «О прожиточном минимуме в Республике Бурятия», принятым под занавес 1997 года, была выработана правовая основа для определения прожиточного минимума в республике в качестве социального норматива при осуществлении мер по социальной защите населения.
«Народ шёл и шёл…»
Важные законы принимал комитет во втором и третьем созывах парламента. По воспоминаниям Сергея Мезенина, возглавлявшего комитет в с 1998 по 2007 год, – это было время судьбоносных решений.
«Непросто было: заработную плату учителям не давали, пенсии задерживали. Социальные вопросы практически не решались. Народ шёл и шёл. Каждый день. Просил, требовал. Помнится, тогда появились первые бездомные. Ставили вопрос по их устройству, создавали общественную организацию. Плотно работали с инвалидами-колясочниками вместе с Эржэной Будаевой и Галиной Горбатых. Много проводили совместных мероприятий, круглых столов. Приняли совместно с ними закон о безбарьерной среде. Дом инвалидов-колясочников начинали строить при нас. По нему тоже приняли тогда специальный закон. Много было обращений от воинов-«афганцев», которые не имели никаких льгот. Мы выходили в Госдуму с инициативой об удвоении пенсий родителей погибших сержантского, рядового состава и тех, кто погиб при участии в боевых действиях. Предложение поддержали многие субъекты. Разработали для них меры соцподдержки», - рассказывает депутат.
Комитет одним из первых в России принял Закон «О мерах социальной защиты граждан, проживающих на территории РБ и выполнивших задачи в условиях вооружённых конфликтов». Были предусмотрены льготы по оплате жилых помещений, бесплатное пользование поликлиниками и другие.
Выездное совещание комитета по детским оздоровительным лагерям, 2014 г. (V созыв)
Разграничили полномочия
Сергей Мезенин рассказывает о том, что в начале его работы в комитете в 1998 году в федеральном законодательстве не было чёткого разграничения полномочий между центром и субъектами.
«Было непонятно, кто за что отвечает: Российская Федерация, республика или органы МСУ? Возможно, потому, что денег не хватало. Конкретики не было. Нам приходилось в таких условиях самим определять, над чем работать», - поясняет он.
В 2002-2007 годах федеральный центр передавал регионам полномочия по предоставлению населению государственных гарантий социальной защиты, в том числе ветеранам труда, труженикам тыла и другим социально незащищённым категориям населения. Было разработано 49 Законов Республики Бурятия, в том числе «Об отдельных полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия», благодаря которому ветераны труда, труженики тыла, репрессированные и реабилитированные граждане стали получать льготы и меры соцподдержки из республиканского бюджета.
Позднее в этот закон внесли изменения, касающиеся вопросов охраны здоровья и санитарно-эпидемилогического благополучия населения; повышены тарифные ставки работникам социально-бюджетной сферы; увеличены размеры ежемесячной денежной выплаты региональным льготникам.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, работающим в сельской местности, были установлены Законом 1047-III. Другим законом - 1639-III – меры соцподдержки инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, членам их семей, лицам, награждённым знаком «Жителю блокадного Ленинграда», нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 1 января 2005 года. Они получили возможность приобрести или построить жильё с использованием субсидий.
Уделялось особое внимание реализации прав граждан на труд. Были приняты законы: «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан», «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Бурятия», «О государственном управлении охраной труда в Республике Бурятия», «О целевой контрактной подготовке и мерах социальной поддержки выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений, направляемых в учреждения социально-бюджетной сферы республики».
В условиях отсутствия федерального закона о государственной поддержке детского отдыха принят Закон «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Республике Бурятия». Большой общественный резонанс вызвал республиканский закон о приёмных семьях. Установили ежемесячные выплаты опекунам и попечителям на содержание ребёнка.
Выездное совещание в Заиграевском районе по допобразованию (V созыв)
Не «категории граждан», а люди
В четвёртом и пятом созывах комитет возглавил Александр Стопичев. С опытом руководства Заиграевским районом Александр Трофимович не понаслышке знал о важных вопросах социальной сферы.
«Наш комитет в четвёртом созыве был одним из самых многочисленных, в него изначально входили 23 депутата. Все - настоящие профессионалы. Мы понимали, что за каждым документом стоят не абстрактные «категории граждан», а реальные люди, которым нужна поддержка. Поэтому на наших заседаниях всегда был кворум», - вспоминает Александр Стопичев.
В четвёртом созыве приняли важные законы о нормативах финансового обеспечения общего образования, об иммунопрофилактике, о компенсации расходов за коммунальные услуги, социальной поддержке инвалидов, мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, единовременном пособии усыновителям, об общественных воспитателях несовершеннолетних и другие. Из более чем 160 законопроектов, подготовленных комитетом, половина – это инициатива депутатов.
«Мы тщательно готовили каждый законопроект: проводили рабочие совещания, круглые столы, постоянно выезжали для обсуждения в районы. Для нас очень важно было иметь обратную связь с людьми. Ведь мы, депутаты, можем думать одно, а на местах у людей может быть совершенно другое мнение. Мы выслушивали их, они – нас. Так выстраивался диалог. После таких встреч становилось ясно, над какими ещё законопроектами нужно работать, - рассказывает Александр Трофимович. - В 2008 году на одной из рабочих встреч представители Фонда социального страхования обратили наше внимание на то, что работодатели несвоевременно представляют документы по несчастным случаям, произошедшим на производстве. Из-за этого пострадавшие люди не могли вовремя получить лечение, пройти социальную и профессиональную реабилитацию. Это стало поводом для обращения с законодательной инициативой в Государственную Думу. Мы предложили внести изменения в одну из статей Трудового кодекса Российской Федерации и законодательно урегулировать трёдневный срок представления работодателем в исполнительный орган страховщика акта о несчастном случае и копии материалов расследования. Нашу инициативу поддержали законодатели 11 субъектов Российской Федерации. В 2009 году меня пригласили в Госдуму, и на заседании 13 февраля я докладывал о нашем законопроекте. Депутаты Госдумы проголосовали за него единогласно».
Есть над чем работать
В пятом созыве депутаты вновь доверили Александру Стопичеву возглавить комитет. Одним из самых важных стал Закон «Об образовании в Республике Бурятия». Работа над ним началась ещё в четвёртом созыве. Долгожданным стал закон о «детях войны».
Была создана нормативная база для решения проблем детей, оставшихся без попечения родителей, на эти цели направлялись значительные средства.
Всего в пятом созыве комитетом разработано и принято на сессии более 140 законов. В 2013-2015 годах приняли базовые законы - «Об образовании в Республике Бурятия», «О некоторых вопросах охраны здоровья граждан в Республике Бурятия».
Был принят республиканский Закон «О реализации полномочий по социальному обслуживанию на территории Республики Бурятия». Социальная помощь и сопровождение стали оказываться, исходя из принципа адресности, индивидуального подхода с учётом среднедушевого дохода семьи. Социальные услуги стали оказывать негосударственные компании: конкурентная среда позволила повысить качество услуг. И всё это тоже было регламентировано законом, в реестр услуг внесены негосударственные компании.
Закон Республики Бурятия «О ветеранах труда Республики Бурятия» дал право лицам, имеющим награды Республики Бурятия, и многодетным матерям, воспитавшим более 5 детей, на присвоение звания «Ветеран труда Республики Бурятия» с ежемесячной денежной выплатой.
Поддержку многодетных семей обеспечил закон о мерах социальной поддержки приёмных детей. Всё это дало возможность уменьшить количество детей, находящихся на воспитании в детских домах, более чем вдвое.
В сфере здравоохранения утвердили территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Введены подушевые нормативы бюджетного финансирования. Всё это должно было обеспечить доступность и качество оказания медицинской помощи гражданам.
«Несколько сложнее регулировались вопросы в сфере образования, так как полномочия по обеспечению образовательных учреждений возложены на органы МСУ, а финансирование оплаты труда – на региональные органы исполнительной власти. Исходя из этого, законодательно на уровне региона регулируются только вопросы оплаты труда педагогов, - отмечает Стопичев. - В этой части приняты законы о нормативах финансового обеспечения общего и дошкольного образования. Но говорить о том, что вопрос оплаты труда в сфере образования полностью отрегулирован, прежде временно. Нерешённых вопросов социальной сферы остаётся ещё много, поэтому депутатам последующих созывов есть над чем работать».
Выездное совещание в медколледже г. Улан-Удэ (VI созыв)
Продолжая начатое
Депутат Народного Хурала Игорь Марковец в законотворчестве не новичок. Возглавив в шестом созыве комитет, он подошёл к работе со всей ответственностью и пониманием того, как много сделано депутатами в этой сфере за четверть века.
«Каждый из моих предшественников внёс свой весомый вклад в развитие социальной сферы Бурятии. И работа нынешнего шестого созыва в определённой степени – продолжение этой работы, - поясняет Игорь Васильевич. - Сегодня наш комитет продолжает работу над важнейшими вопросами, которые касаются каждого жителя Бурятии. За нашей работой – жизни реальных людей. Недаром значительная доля республиканского бюджета направляется на социальную сферу. За 25 лет работы объём финансовых средств из республиканского бюджета на социальные нужды жителей Бурятии значительно вырос и составляет сегодня более 74 %. В этом созыве увеличено финансирование на горячее питание школьников, сумма средств на эти цели из консолидированного бюджета составила более 270 млн рублей. Почти вдвое увеличена денежная выплата «детям войны». За полгода работы шестого созыва комитетом подготовлено и принято на сессиях 62 законопроекта. Идёт очень активная работа, мы выезжаем в районы, где проходят десятки встреч с населением республики. Ведётся постоянная, сложная, детальная работа над бюджетом республики. Радует, что многие наши инициативы поддерживают депутаты-коллеги. Работа очень кропотливая, требующая специальных знаний. Благо, что в комитете трудятся высокие профессионалы, знакомые с социальными проблемами не понаслышке. Это заместитель председателя Светлана Будаева, члены комитета: Тумэн Дондоков, Василий Зубаков, Андреян Зыбынов, Евгения Лудупова, Вячеслав Цыбиков. Огромный пласт работы лежит на плечах наших специалистов. Более десяти лет работают Баирма Бадарханова, которая курирует вопросы образования, Наталья Никончук – вопросы семьи, детства и социальной защиты инвалидов, Ирина Ширапова – вопросы социальной защиты населения. Татьяна Загороднева курирует вопросы здравоохранения, Галина Чижикова – ведущий специалист 1 разряда. Главная задача депутатов Народного Хурала – создать комфортные условия и обеспечить высокое качество жизни населения. Над этим мы и будем продолжать работать».
Фото отдела по работе со СМИ НХ РБ