Власть 1 авг 2019 1686

​В Прибайкальском районе Бурятии депутаты Народного Хурала обсудили вопросы экономики и экологии

Лариса Зайцева рассказывает, что свалка возле села всё время тлеет

И снова петляющая лента ас­фальтового полотна. Депутаты республиканского парламента держат путь в Турунтаево. В «белом доме» прибайкальско­го райцентра короткое устано­вочное совещание с участием представителей министерств и ведомств. Без раскачки слово взял глава МО «Прибайкальский район» Сергей Семёнов, сообщает газета “Бурятия”.

Не рубить на корню

Одной из основных проблем этого сельского муниципалитета он назвал сбор и утилизацию от­ходов деятельности туристов на байкальском побережье, с чем связано немало проблем и по­сетовал на то, что в районе нет площадки для хранения твёрдых бытовых отходов.

- Она у нас необорудованная, временная, и по схеме ТБО реше­но возить в Улан-Удэ. Сейчас эта схема переделана, и весь мусор с Байкала пойдёт в Турунтаево. Ту­рунтаевская площадка, конечно, до 2023 года не выдержит. Поэ­тому возникает серьёзная про­блема. В последнее время очень много вопросов связано с отхода­ми лесопиления. У нас более сот­ни пунктов отгрузки древесины, - сказал Сергей Семёнов.

Затем руководитель деле­гации парламентариев, пред­седатель Комитета НХ РБ по экономической политике, приро­допользованию и экологии Ана­толий Кушнарёв пояснил, что де­путаты - Валерий Кочнев, Виктор Ячменёв, Иннокентий Вахрамеев, Оксана Бухольцева - приехали в Прибайкальский район по ини­циативе парламентария Дмитрия Дружинина. Прежде всего для того, чтобы посмотреть, как здесь идёт подготовка к реализации республиканского Закона «Об ор­ганизации деятельности пунктов приёма отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» в части обращения с отходами и строгания древесины, который вступает в силу с 1 октября теку­щего года.

Первый пункт в маршруте - завод по изготовлению топлив­ных брикетов и древесного угля «Лидер». Под аккомпанемент работающего агрегата узнаём, что в районе предприятие взяло в аренду заброшенное производ­ственное помещение. В течение нескольких месяцев установило оборудование и дополнительно смонтировало систему по очистке воздуха. Предприятие в этом году получило господдержку (субси­дию на возмещение части затрат, связанных с приобретением обо­рудования) через Минпром в сум­ме 900 тысяч рублей.

Опилки по транспортёру по­ступают в сушилку. Конечный продукт – топливные брикеты из опилок. По словам помощника директора ООО «Лидер» Эрдэма Иванова, прибайкальскими бри­кетами уже заинтересовались предприниматели из азиатских стран. Прикасаемся к обожжён­ной в печи тёмной продукции – это древесный уголь, который может использоваться не только в бытовых целях, в частности, для приготовления шашлыков, но и в металлургической промышлен­ности.

- В смену будем перерабаты­вать десять тонн опилок, - про­информировал Эрдэм Иванов. - А если будем работать в три смены – до 20 тонн.

По информации представите­ля «Лидера», не успело предпри­ятие запуститься, как сюда нагря­нули проверяющие.

- Они по сути даже не стар­танули, как положено, а уже «нагребли» на себя штрафы, - призвал к разумности представи­телей надзорных органов парла­ментарий Дмитрий Дружинин. - С таким подходом убьём на корню любой бизнес. Не надо забывать, что производство и есть основной генератор налогов.

Позитивные изменения в Ту­рунтаево в связи с деятельностью предприятия по переработке опи­лок налицо.

- Во-первых, это новые рабо­чие места, - прокомментирова­ла глава МО СП «Турунтаевское» Ольга Тутаева. - А во-вторых, это чистая территория. У нас теперь лесопильные отходы сжигаются, а не выбрасываются. Раньше люди могли по дороге выбросить опил­ки, заваливали ими в Иркилике огороды, которые не используют­ся. А теперь отходы лесопиления принимаются здесь. Ну и, конечно, налогов станет поступать больше.

Здесь же, на территории «Ли­дера», в разговор включается гла­ва района Сергей Семёнов.

- Самое главное – мы нашли возможность переработки опи­лок, которыми у нас завалены все свалки, - сказал он.

Тлеющая проблема

Одна из таких – несанкциони­рованная свалка в поселении «Не­стеровское».

- Однажды свалка загоре­лась, так и горит, - пояснила гла­ва МО СП «Нестеровское» Лариса Зайцева. - И что только с ней ни делали - и ворошили, и воду на неё выливали, и пожарные ма­шины не раз вызывали, а свалка у Нестерово по-прежнему тлеет. Это отходы с пилорам, которые находятся на территории наше­го поселения. Самая основная проблема - когда меняется роза ветров, дым идёт на территорию нашего села.

Как только попали на свалку, почувствовали, как под ногами почва раскалена, как сковородка на сильном огне, и в обувь мо­ментально въелась зола. Прямо на этой свалке на наших глазах Анатолий Кушнарёв взял в руку горсть опилок: «Вот они, день­ги-то».

А потом добавил, что сейчас пеллеты и брикеты все начнут делать и отсюда будут забирать опилки.

- Думаю, года через два свалки тут не будет, - высказался предсе­датель комитета.

Полдень. Село Гурулёво. Здесь на одном из участков ООО «Бойл» трудятся лесопереработчики.

- Пятый год пилим, работаем на гари, - вводит нас в курс дела гендиректор ООО «Бойл» Висса­рион Пруидзе. - Осваиваем в ос­новном только горелые леса. Наш пиломатериал уходит только на китайский рынок. Я поставил два котла-утилизатора, которые рабо­тают только на биотопливе - опил­ках и срезке. Всю базу в зимнее время отапливаем. Также постав­ляем опилки в город на предприя­тие «Бурятмебель». Щепу, срезку и горбыльную доску возим на ЦКК.

«Бойл», кстати, ведёт соци­ально ответственный бизнес, например, ежегодно бесплатно предоставляет дрова пенсионе­рам из ближайших сёл, а недавно заключил договор с «Лидером» на утилизацию опилок.

Перед рабочим совещанием «Современные экономические и экологические проблемы в При­байкальском районе и пути их ре­шения» с участием специалистов министерств, местных жителей депутаты заметили важную де­таль: на столах вместо привозной воды стояла местная бутилиро­ванная - туркинская. Анатолий Кушнарёв отметил, что в ходе выездного рабочего совещания рассмотрели два блока вопросов - развитие экономики, прежде всего, лесоперерабатывающей от­расли, и экологические проблемы.

- Многие проблемы, которые мы услышали, решаемы. Но есть проблемы федерального харак­тера. Например, по туристскому сбору в Москве пока никак не могут нас поддержать. Если бы ввели туристский сбор, наверное, не было столько мусора, который оставляют неорганизованные ту­ристы вдоль Байкала, - сказал Кушнарёв.

По его словам, в районе есть определённые противоречия между крупными лесозаготовителя­ми, каковым является ЗАО «Бай­кальская лесная компания» (БЛК), и небольшими лесозаготовителя­ми. Эту проблему можно решить по принципу зонирования. В этом плане Прибайкальский район дол­жен стать пилотным.

- Ни в коем случае нельзя ущемлять интересы небольших лесозаготовителей, - заявил Ана­толий Кушнарёв.

КОММЕНТАРИЙ

Депутат Дмитрий Дружинин:

- В рамках выездного совещания Комитета по экономике мы договорились, что в ближайшее время РАЛХ проведёт зонирование территорий. Это аренда, пусть крупный бизнес там занима­ется. Для малого и среднего бизнеса и частных домовладельцев будут отведены отдельные территории. Такой поход должен разрешить про­блему, возникшую у лесозаготовителей. Но пока этого решения нет, мои земляки стоят на грани: по большому счёту, в Прибайкальском районе достаточно напряжённая ситуация с рабо­чими местами, и из-за этого весь накал страстей.

Ещё одна точка в маршруте выездного рабоче­го совещания - село Лиственичное, где находится экспериментальный Селенгинский рыбоводный завод Байкальского филиала ФГБУ «Главрыб­вод», который занимается искусственным вос­производством омуля и байкальского осётра.

- В сентябре сюда мы завозим производителей, которые могут давать икру. По май они содержат­ся здесь, - комментирует начальник Байкальского филиала «Главрыбвод» Леонид Михайлик. - В апре­ле-мае при достижении определённой температу­ры начинаем брать икру, которая закладывается в специальные аппараты, где происходит инкубация. Затем происходит выклев маленькой личинки, ко­торая попадает в бассейны. В июне мы переносим личинку в летний цех – в естественные условия: она сидит в воде, которую берём в реке Итанца.

В летнем цехе рыбоводного завода видим, как мальков байкальского осётра перемещают в специ­альный резервуар – живорыбный контейнер. Начи­нается очень ответственное мероприятие - так на­зываемый компенсационный выпуск малька.

- Организации, которые своей деятельностью наносят ущерб природе, обязаны возместить его выпуском рыбы, - поясняет Леонид Михайлик. - Се­годня у нас - «Хиагда»: почти 77 тысяч мальков осе­тра выпускается в Селенгу.

Как сообщила замначальника Байкальского филиала «Главрыбвода» Занна Воронова, молодь байкальского осетра подготовлена по договору с АО «Хиагда». Мальки, которым 40-45дней, крошечные: весят в среднем 1,2 грамма.

- Очень важный момент, чтобы молодь достигла Байкала и не попалась в браконьерские сети, - гово­рит Занна Воронова.

На наших глазах депутаты и министр туризма РБ Мария Бадмацыренова со словами «в добрый путь» и «растите, малыши» выпускают мальков байкальского осётра в Селенгу.

Фото отдела НХ РБ  по работе со СМИ

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также