В федеральный закон об охране озера вносится принятое ранее Госдумой РФ положение, согласно которому до 31 декабря 2024 года строительство проекта Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей выводится из-под ряда экологических ограничений, сообщает газета "Бурятия".
БАМ/ТРАНССИБ
В Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) отныне разрешается проводить виды деятельности, необходимые для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба. Как объясняют разработчики законопроекта, это нужно, чтобы упросить процедуру строительства и реконструкции магистральной инфраструктуры для дальнейшего соединения железнодорожными путями Дальнего Востока с западной частью Сибири. Проведение рубок станет возможным после перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Кроме того, до 31 декабря 2024 года для всех объектов, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры, не нужно будет проводить государственную экологическую экспертизу.
Сообщается, что к обозначенным выше объектам относится не только сам БАМ/Транссиб, но и автомобильные дороги общего пользования, мосты, морские и речные порты. Полный перечень, в отношении которого распространят ограничения действия экологических законов, объявят позже в Правительстве РФ.
Некоторые организации еще на этапе разработки заявляли, что законопроект может спровоцировать экологические проблемы. Ранее руководитель программы по особо охраняемым природным территориям отделения Гринпис в России Михаил Крейндлин предупредил, что в ЮНЕСКО могут быть недовольны принятием этого закона, поскольку Байкал - «объект всемирного природного наследия».
- Это может привести, в совокупности с другими случаями, к тому, что всемирное наследие - озеро Байкал - будет переведено в разряд всемирного наследия, находящегося под угрозой, а это такой совершенно позорный факт для любого государства, - отмечал эксперт в беседе с «Интерфаксом».
- Теперь фактически любые объекты, связанные с транспортной инфраструктурой, можно строить непосредственно на берегу озера Байкал, и, естественно, это может очень негативно сказаться на состоянии озера, привести к разливам.
Как отмечал ранее председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы РФ Николай Николаев, модернизация магистрали в дальнейшем позволит реализовать планы по развитию пути для международного сотрудничества.
- Можно будет перевозить любые товары из Китая в Европу. Россия будет получать деньги за транзит. Экономическое положение смогут поправить Сибирь и Дальний Восток, - считает федеральный чиновник.
На заседании Совета Федерации сенатор от Иркутской области Вячеслав Мархаев резко выступил против нового закона, раскритиковав экономические выгоды в ущерб природе.
- Неужели гонка за доходами стоит того, чтобы ставить под угрозу Байкал, в гонке за возможностью перевозить товары из Китая в Европу по БАМу и Транссибу, - заявил Мархаев.
Сенатор также подчеркнул, что утрата общественного контроля за собственными деяниями может привести к необратимым и даже фатальным последствиям не только на государственном уровне, но и в масштабе всей планеты. Впрочем, его слова не повлияли на итоговое решение - Совет Федерации закон одобрил.
ОПАСЕНИЙ НЕТ
Новые поправки активно обсуждают по обе стороны Байкала. Так, на прошлой неделе прошло совещание Общественной палаты Бурятии. На него пригласили руководителя ВСЖД Василия Фролова, присутствовали экологи, общественность и представители власти, в том числе Глава Бурятии, сообщает официальный сайт Правительства РБ.
Алексей Цыденов подчеркнул, что любая деятельность на территории БПТ должна вестись не в ущерб экологии, но при этом безудержное экологическое стремление не должно быть в ущерб людей.
- Если можно организовать функционирование экономики, работу социальной сферы, условия жизни людей так, что это не наносит ущерба Байкалу, экологии и всему остальному, так и надо делать. И мы к этому идем, - отметил Глава.
Как ранее объясняла замминистра природных ресурсов РБ Марина Капустина, то, что касается Бурятии в рамках нового закона - это северная часть республики, там проходит ветка БАМа. На этой ветке уже есть насыпь, имеется «однопутка» - единственная колея, по которой производятся все железнодорожные перевозки. Сейчас будет строиться вторая линия на уже имеющейся насыпи.
- Что касается сплошных рубок, думаю, что там значительных объёмов не будет, потому что насыпь уже есть. Просто по существующей насыпи будет вторая колея. Что касается каких-то инфраструктурных объектов для обеспечения деятельности этой ветки, там будут строиться объекты, - отметила чиновник в комментарии Ариг Усу.
По ее словам, минприроды РБ будет отслеживать и контролировать все процессы, связанные со сплошной рубкой, а также с переводом земель из лесного фонда.
На встрече с общественниками эту информацию дополнил начальник ВСЖД Василий Фролов.
- Это касается размещения наших объектов, прежде всего, энергосистемы. Поскольку в пределах Байкальской природной территории мы используем электрифицированный тяговый подвижной состав. Это незначительные площади. Плюс РЖД планирует просить землю под строительство жилых домов и обещает за четыре года три многоквартирных дома для сотрудников, 500 новых рабочих мест и модернизацию соцобъектов, в том числе детского сада и лагеря. Закладываем на эти цели более одного миллиарда 200 миллионов рублей, - рассказал железнодорожник.
- Когда люди без работы, они идут и валят лес, ловят омуль. Вот это как раз угроза экологии, угроза Байкалу. А по Транссибу вообще к лесу не подходим. В рамках Центральной экологической зоны на Транссибе таких работ не пре- дусматривается, там и так два пути, и все хорошо. А на БАМе это участки от 0,1 до 1 гектара. Это размеры возможного вмешательства в рамках существующей полосы отвода железной дороги. Это никакой масштаб, - сравнил Алексей Цыденов.
Присутствовавшие на заседании ветераны БАМа новость о развитии инфраструктуры участка восприняли с энтузиазмом. Однако следует отметить, что закон самых наболевших проблем жителей ЦЭЗ все же не решает.
ЭКОЛОГИЯ ИЛИ ЖИЗНЬ?
- Развитие инфраструктуры Транссиба и БАМа необходимо, - считает эколог Евгений Кислов. - Я всегда говорил, что природу надо охранять не от людей, а для людей. И если люди остаются без источника к существованию, то они нанесут гораздо больший вред природе, отправляясь на незаконные заработки - рубить лес, ловить рыбу сетями.
По его мнению, говоря о развитии инфраструктуры БАМа, нужно не забывать и о реконструкции притрассовой дороги, которая очень важна для обеспечения людей Северобайкальского и Муйского районов. Однако экологическая экспертиза в отношении будущих инфраструктурных объектов, безусловно, нужна, и проводиться должна в Улан-Удэ экспертами, которые хорошо знают предмет.
- В целом, говоря о том, что законом снимаются определенные ограничения в ЦЭЗ, я бы хотел сказать, что гораздо больше должны волновать ограничения, которые касаются людей. Они сейчас даже не могут сделать противопожарные разрывы в населенных пунктах, - признает Кислов, отмечая, что нынешний закон это никак не регулирует, противопожарные разрывы на указанных территориях по-прежнему под запретом.
Кроме того, серьезные ограничения наложены на хозяйственную деятельность, вплоть до того, что в водоохраной зоне запрещено косить сено, производить выгул скота и даже копать землю. Под эти ограничения попадают целые населенные пункты. Здесь, по его мнению, российскому законодательству необходимо переходить от уровня запретительного к разрешительному с использованием механизмов государственной экологической экспертизы.
На заседании Общественной палаты РБ вынесли предложения о том, чтобы наладить инфраструктуру для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего в Центральной экологической зоне. Здесь расположены 83 населенных пункта, в которых проживает около 80 тысяч человек. Тем временем, дополнительный контроль за ведением работ по модернизации БАМа и Транссиба будет проводиться со стороны Общественной палаты Бурятии, о чем сообщил её председатель Баир Бальжиров.