Власть 29 июл 2020 755

​В Совете Федерации одобрили законопроект о сплошной рубке на Байкале

© фото: pinterest.ru

В федеральный закон об охра­не озера вносится принятое ранее Госдумой РФ положение, согласно которому до 31 декабря 2024 года строительство проекта Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей выводится из-под ряда экологических ограничений, сообщает газета "Бурятия".

БАМ/ТРАНССИБ

В Центральной экологической зоне Байкальской природной терри­тории (ЦЭЗ БПТ) отныне разреша­ется проводить виды деятельности, необходимые для увеличения про­пускной способности БАМа и Трансси­ба. Как объясняют разработчики зако­нопроекта, это нужно, чтобы упросить процедуру строительства и рекон­струкции магистральной инфраструк­туры для дальнейшего соединения железнодорожными путями Дальнего Востока с западной частью Сибири. Проведение рубок станет возмож­ным после перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Кроме того, до 31 декабря 2024 года для всех объектов, связанных с модернизаци­ей транспортной инфраструктуры, не нужно будет проводить государствен­ную экологическую экспертизу.

Сообщается, что к обозначенным выше объектам относится не только сам БАМ/Транссиб, но и автомобильные до­роги общего пользования, мосты, мор­ские и речные порты. Полный перечень, в отношении которого распространят ограничения действия экологических законов, объявят позже в Правитель­стве РФ.

Некоторые организации еще на этапе разработки заявляли, что зако­нопроект может спровоцировать эко­логические проблемы. Ранее руководи­тель программы по особо охраняемым природным территориям отделения Гринпис в России Михаил Крейндлин предупредил, что в ЮНЕСКО могут быть недовольны принятием этого закона, поскольку Байкал - «объект всемирно­го природного наследия».

- Это может привести, в совокуп­ности с другими случаями, к тому, что всемирное наследие - озеро Байкал - будет переведено в разряд всемирного наследия, находящегося под угрозой, а это такой совершенно позорный факт для любого государства, - отмечал экс­перт в беседе с «Интерфаксом».

- Теперь фактически любые объек­ты, связанные с транспортной инфраструктурой, можно строить непосред­ственно на берегу озера Байкал, и, естественно, это может очень негатив­но сказаться на состоянии озера, привести к разливам.

Как отмечал ранее председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы РФ Николай Николаев, модер­низация магистрали в дальнейшем по­зволит реализовать планы по развитию пути для международного сотрудниче­ства.

- Можно будет перевозить любые товары из Китая в Европу. Россия будет получать деньги за транзит. Экономи­ческое положение смогут поправить Сибирь и Дальний Восток, - считает фе­деральный чиновник.

На заседании Совета Федерации се­натор от Иркутской области Вячеслав Мархаев резко выступил против нового закона, раскритиковав экономические выгоды в ущерб природе.

- Неужели гонка за доходами стоит того, чтобы ставить под угрозу Байкал, в гонке за возможностью перевозить то­вары из Китая в Европу по БАМу и Транс­сибу, - заявил Мархаев.

Сенатор также подчеркнул, что утрата общественного контроля за собственными деяниями может привести к необратимым и даже фатальным по­следствиям не только на государствен­ном уровне, но и в масштабе всей пла­неты. Впрочем, его слова не повлияли на итоговое решение - Совет Федера­ции закон одобрил.

ОПАСЕНИЙ НЕТ

Новые поправки активно обсуж­дают по обе стороны Байкала. Так, на прошлой неделе прошло совещание Общественной палаты Бурятии. На него пригласили руководителя ВСЖД Васи­лия Фролова, присутствовали экологи, общественность и представители вла­сти, в том числе Глава Бурятии, сообщает официальный сайт Правительства РБ.

Алексей Цыденов подчеркнул, что любая деятельность на территории БПТ должна вестись не в ущерб экологии, но при этом безудержное экологическое стремление не должно быть в ущерб людей.

- Если можно организовать функцио­нирование экономики, работу социальной сферы, условия жизни людей так, что это не наносит ущерба Байкалу, эко­логии и всему остальному, так и надо де­лать. И мы к этому идем, - отметил Глава.

Как ранее объясняла замминистра природных ресурсов РБ Марина Капустина, то, что касается Бурятии в рам­ках нового закона - это северная часть республики, там проходит ветка БАМа. На этой ветке уже есть насыпь, имеется «однопутка» - единственная колея, по которой производятся все железнодо­рожные перевозки. Сейчас будет стро­иться вторая линия на уже имеющейся насыпи.

- Что касается сплошных рубок, ду­маю, что там значительных объёмов не будет, потому что насыпь уже есть. Просто по существующей насыпи бу­дет вторая колея. Что касается каких-то инфраструктурных объектов для обеспечения деятельности этой ветки, там будут строиться объекты, - отметила чи­новник в комментарии Ариг Усу.

По ее словам, минприроды РБ будет отслеживать и контролировать все процессы, связанные со сплошной рубкой, а также с переводом земель из лесного фонда.

На встрече с общественниками эту информацию дополнил начальник ВСЖД Василий Фролов.

- Это касается размещения наших объектов, прежде всего, энергосисте­мы. Поскольку в пределах Байкальской природной территории мы используем электрифицированный тяговый под­вижной состав. Это незначительные площади. Плюс РЖД планирует про­сить землю под строительство жилых домов и обещает за четыре года три многоквартирных дома для сотруд­ников, 500 новых рабочих мест и мо­дернизацию соцобъектов, в том числе детского сада и лагеря. Закладываем на эти цели более одного миллиарда 200 миллионов рублей, - рассказал желез­нодорожник.

- Когда люди без работы, они идут и валят лес, ловят омуль. Вот это как раз угроза экологии, угроза Байкалу. А по Транссибу вообще к лесу не подходим. В рамках Центральной экологической зоны на Транссибе таких работ не пре- дусматривается, там и так два пути, и все хорошо. А на БАМе это участки от 0,1 до 1 гектара. Это размеры возможного вмешательства в рамках существующей полосы отвода железной дороги. Это никакой масштаб, - сравнил Алексей Цыденов.

Присутствовавшие на заседании ветераны БАМа новость о развитии инфраструктуры участка восприняли с энтузиазмом. Однако следует отметить, что закон самых наболевших проблем жителей ЦЭЗ все же не решает.

ЭКОЛОГИЯ ИЛИ ЖИЗНЬ?

- Развитие инфраструктуры Трансси­ба и БАМа необходимо, - считает эколог Евгений Кислов. - Я всегда говорил, что природу надо охранять не от людей, а для людей. И если люди остаются без источника к существованию, то они на­несут гораздо больший вред природе, отправляясь на незаконные заработки - рубить лес, ловить рыбу сетями.

По его мнению, говоря о развитии ин­фраструктуры БАМа, нужно не забывать и о реконструкции притрассовой дороги, которая очень важна для обеспечения людей Северобайкальского и Муйского районов. Однако экологическая экспер­тиза в отношении будущих инфраструк­турных объектов, безусловно, нужна, и проводиться должна в Улан-Удэ экспер­тами, которые хорошо знают предмет.

- В целом, говоря о том, что законом снимаются определенные ограничения в ЦЭЗ, я бы хотел сказать, что гораздо боль­ше должны волновать ограничения, ко­торые касаются людей. Они сейчас даже не могут сделать противопожарные раз­рывы в населенных пунктах, - признает Кислов, отмечая, что нынешний закон это никак не регулирует, противопожар­ные разрывы на указанных территориях по-прежнему под запретом.

Кроме того, серьезные ограниче­ния наложены на хозяйственную деятельность, вплоть до того, что в водо­охраной зоне запрещено косить сено, производить выгул скота и даже копать землю. Под эти ограничения попадают целые населенные пункты. Здесь, по его мнению, российскому законодатель­ству необходимо переходить от уровня запретительного к разрешительному с использованием механизмов государ­ственной экологической экспертизы.

На заседании Общественной палаты РБ вынесли предложения о том, чтобы наладить инфраструктуру для обеспе­чения жизнедеятельности населения, проживающего в Центральной экологи­ческой зоне. Здесь расположены 83 на­селенных пункта, в которых проживает около 80 тысяч человек. Тем временем, дополнительный контроль за ведением работ по модернизации БАМа и Транс­сиба будет проводиться со стороны Об­щественной палаты Бурятии, о чем сооб­щил её председатель Баир Бальжиров.

Автор: Антон ИРШУТОВ

Фото: pinterest.ru

Читайте также