![](/upload/resize_cache/iblock/b19/780_780_1/b198a6d7d0e41d5f90269bee6ace3300.jpg)
Минувший четверг. Зал заседаний правительства республики, под аккомпанемент щёлкающих затворов фотоаппаратов подписан меморандум.
Под важным документом о сотрудничестве в сфере окружающей среды стоят подписи Главы Бурятии Алексея Цыденова, гендиректора ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозёрова и и.о. председателя Общественной палаты РБ Татьяны Думновой.
Цель трехстороннего соглашения – взаимодействие РЖД, правительства РБ и Общественной палаты Бурятии по обеспечению охраны окружающей среды в соответствии с федеральным и региональным законодательствами, осуществление общественного контроля за вырубкой леса при реализации проекта модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в пределах Байкальской природной территории.
- Этот документ – очень объемный, – заявил Алексей Цыденов. – К нему прилагается план, включающий 48 пунктов, в которых подробно описаны действия всех сторон. Это и контроль за земельными участками, где будет вестись деятельность по модернизации железной дороги и контроль за вырубкой, и дальнейшим восстановлением зеленых насаждений.
Глава региона особо отметил, что «вырубки при реконструкции Транссиба и БАМ не подразумевают сплошных рубок на Байкале, зеленые насаждения будут убирать только в зоне отвода железной дороги».
Одно из важных положений меморандума – все строительные работы, компенсационные мероприятия после рубок, в частности, лесопосадки, проводимые в Центральной экономической зоне, будут осуществляться под неусыпным контролем со стороны Общественной палаты. Для этого разработают график выездов общественников на места строительства БАМа и Транссиба. Правительство республики готово взять на себя финансирование их поездок.
По информации Татьяны Думновой, общественники смогут беспрепятственно получать и запрашивать информацию из проектной документации о предполагаемом дополнительном освоении участков в ЦЭЗ, где будут производить рубку. Также они получат возможность контролировать ход компенсационных посадок.
Как подчеркнул Глава РБ, объекты строительства и реконструкции БАМа и Транссиба в ЦЭЗ Байкала оснастят системами видеонаблюдения, это позволит проверять соблюдение соглашений, указанных в меморандуме.
Олег Белозёров акцентировал внимание на том, что РЖД, общественные организаций и волонтеры хорошо понимают, что нужно делать и как искать гармонию с природой, а «экологическая экспертиза не отменена: все пункты сохранены и есть один нюанс – вопрос участия общественности».
Во время проведения работ по модернизации БАМа и Транссиба и при последующей эксплуатации магистралей РЖД при участи властей республики и природоохранных организаций будут реализованы мероприятии по защите Байкала. Они вошли в план дополнительных мер. Дорожная карта включает в себя экологический мониторинг на объектах строительства и реконструкции магистралей, конкретные меры по охране побережья Байкала, водных ресурсов и атмосферного воздуха от отходов производства и потребления. Так, на участках реконструкции, где предусмотрена рубка лесных насаждений, установят камеры видеофиксации, системы контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ.
Соглашение предусматривает и научное сопровождение всех этапов работ, участие в проектах ученых республики, которые будут проводить оценку современного состояния природных комплексов и геосистем на территориях планируемого строительства. Также РЖД заложили в план дополнительные мероприятия по изучению и сохранению байкальской нерпы. Проекты по защите эндемика планируется реализовать с 2021 по 2024 год. Кроме того, будет организована «горячая линия» по вопросам соблюдения экологических норм при строительстве железнодорожной инфраструктуры в ЦЭЗ Байкальской природной территории.
Для реализации комплекса мероприятий создадут рабочую группу, в которую войдут представители ОАО «РЖД», правительства республики и Общественной палаты РБ.
И.о. председателя Общественной палаты РБ Татьяна Думнова:
- Это исторический момент, потому что мы подписали документ открытости, гласности и конструктивного взаимодействия между нашими сторонами. Впервые в Российской Федерации в практике государственного управления появилась возможность участия общественности и проведения экологического контроля.
Автор: Баясхалан ДАБАИН
Фото: egov-buryatia.ru