Власть 2 сен 2020 637

​Байкал – под присмотром

© фото: egov-buryatia.ru

Минувший четверг. Зал засе­даний правительства республи­ки, под аккомпанемент щёлка­ющих затворов фотоаппаратов подписан меморандум.

Под важным документом о сотрудничестве в сфере окру­жающей среды стоят подписи Главы Бурятии Алексея Цыденова, гендиректора ОАО «Российские же­лезные дороги» Олега Белозёрова и и.о. председателя Общественной палаты РБ Татьяны Думновой.

Цель трехстороннего соглаше­ния – взаимодействие РЖД, пра­вительства РБ и Общественной палаты Бурятии по обеспечению охраны окружающей среды в со­ответствии с федеральным и ре­гиональным законодательствами, осуществление общественного контроля за вырубкой леса при реализации проекта модерниза­ции Байкало-Амурской и Трансси­бирской железнодорожных маги­стралей в пределах Байкальской природной территории.

- Этот документ – очень объем­ный, – заявил Алексей Цыденов. – К нему прилагается план, включа­ющий 48 пунктов, в которых под­робно описаны действия всех сто­рон. Это и контроль за земельными участками, где будет вестись дея­тельность по модернизации желез­ной дороги и контроль за вырубкой, и дальнейшим восстановлением зе­леных насаждений.

Глава региона особо отметил, что «вырубки при реконструкции Транссиба и БАМ не подразумевают сплошных рубок на Байкале, зе­леные насаждения будут убирать только в зоне отвода железной до­роги».

Одно из важных положений меморандума – все строительные работы, компенсационные меро­приятия после рубок, в частности, лесопосадки, проводимые в Цен­тральной экономической зоне, бу­дут осуществляться под неусыпным контролем со стороны Обществен­ной палаты. Для этого разработают график выездов общественников на места строительства БАМа и Транс­сиба. Правительство республики готово взять на себя финансирование их поездок.

По информации Татьяны Дум­новой, общественники смогут беспрепятственно получать и запра­шивать информацию из проектной документации о предполагаемом дополнительном освоении участ­ков в ЦЭЗ, где будут производить рубку. Также они получат возмож­ность контролировать ход компен­сационных посадок.

Как подчеркнул Глава РБ, объек­ты строительства и реконструкции БАМа и Транссиба в ЦЭЗ Байкала оснастят системами видеонаблю­дения, это позволит проверять со­блюдение соглашений, указанных в меморандуме.

Олег Белозёров акцентировал внимание на том, что РЖД, обще­ственные организаций и волонтеры хорошо понимают, что нужно де­лать и как искать гармонию с при­родой, а «экологическая экспертиза не отменена: все пункты сохранены и есть один нюанс – вопрос участия общественности».

Во время проведения работ по модернизации БАМа и Транссиба и при последующей эксплуатации ма­гистралей РЖД при участи властей республики и природоохранных организаций будут реализованы мероприятии по защите Байкала. Они вошли в план дополнительных мер. Дорожная карта включает в себя экологический мониторинг на объектах строительства и рекон­струкции магистралей, конкретные меры по охране побережья Байка­ла, водных ресурсов и атмосферно­го воздуха от отходов производства и потребления. Так, на участках ре­конструкции, где предусмотрена рубка лесных насаждений, уста­новят камеры видеофиксации, си­стемы контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

Соглашение предусматрива­ет и научное сопровождение всех этапов работ, участие в проектах ученых республики, которые будут проводить оценку современного состояния природных комплексов и геосистем на территориях плани­руемого строительства. Также РЖД заложили в план дополнительные мероприятия по изучению и сохра­нению байкальской нерпы. Проек­ты по защите эндемика планирует­ся реализовать с 2021 по 2024 год. Кроме того, будет организована «горячая линия» по вопросам со­блюдения экологических норм при строительстве железнодорожной инфраструктуры в ЦЭЗ Байкальской природной территории.

Для реализации комплекса мероприятий создадут рабочую группу, в которую войдут предста­вители ОАО «РЖД», правительства республики и Общественной пала­ты РБ.  

 И.о. председателя Общественной палаты РБ Татьяна Думнова:

- Это исторический момент, потому что мы подписа­ли документ открытости, гласности и конструктивного взаимодействия между нашими сторонами. Впервые в Российской Федерации в практике государственного управления поя­вилась возможность участия общественности и проведения экологического контроля.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: egov-buryatia.ru