Общество 23 окт 2023 7396

Шестеро монахов из России обучаются в Индии на получение высшей буддийской степени Геше Лхарамба

Мы продолжаем цикл рассказов об обучении в монастыре Гоман дацана, где наши ламы получают высшие ученые степени.

© фото: Солбон лама Гаржилов

Недавно в Дрепунг Гоман дацане, что в штате Карнатака на юге Индии, закончились ежегодные гелугпинские экзамены на получение высшей ученой степени в традиции Гелуг – Геше Лхарамба.

Ранее мы рассказывали в интервью с Денис ламой Дашидондоковым о существующих званиях в буддизме в традиции Гелуг, о процессе учебы наших студентов в знаменитом Дрепунг Гоман дацане.

Сегодняшний наш собеседник Солбон лама Гаржилов родом из села Моготуй Агинского округа. Он уже окончил полный 16-летний курс учебы в Гоман дацане, а сейчас продолжает сдавать шестилетние гелугпинские экзамены на получение высшего буддийского звания Геше Лхарамба.

Солбон лама Гаржилов родом из села Моготуй Агинского округа

Мы попросили Солбон ламу рассказать нам, как прошли экзамены в этом году.

Солбон лама: «На сегодня нас шесть монахов из России, кто сдает экзамены на получение ученой степени «Геше Лхарамба». Денис лама Дондоков из села Тугшин (Агинский округ) заканчивает третий год и переходит на четвертый курс. Денис лама также защитил звание Геше Цограмба. Гарма лама Базаров из п. Закаменск и я перешли на третий курс. Двое лам из Тывы — Сультим лама Донгак и Долаан лама Уржанай — перешли на 4-ый курс. Санал лама Мункевен из Калмыкии перешел на 5-ый курс.

Денис лама Дондоков из села Тугшин (Агинский округ) заканчивает третий год и переходит на четвертый курс

Чтобы получить доступ к гелугпинским экзаменам, необходимо пройти полный курс обучения в течение 16-ти лет в любом из шести основных дацанов традиции Гелуг: Ганден Чандзе и Гандан Шардзе, Дрепунг Гоман и Дрепунг Лосалин, Сера Дже и Серa Me. А также Даши-Лунпо и Радот дацанов.

Хотя в этих дацанах срок обучения в целом и продолжительность изучения тех или иных наук может различаться, но, главное, студенты должны изучить пять основополагающих разделов: Праманавартика, Праджняпараммита, Мадхьямика, Абхидхарма, Виная. А на последнем курсе еще необходимо набрать определенный бал. Только после этого монах обретает право на начало участия в сдаче гелугпинских экзаменов на получение высшего буддийского звания – Геше Лхарамба. Эти экзамены проходят ежегодно в течение 6-ти лет подготовки.

Поступив на эти курсы, монахи самостоятельно, без учителя, собираются и проводят занятия, диспуты между собой - три раза в день по полтора часа.

Большую часть занимаемся самостоятельно - повторяем пройденные материалы, заучиваем коренные тексты.

На один раздел уходит где-то месяц или полтора. Закончив один раздел, приступаем к другому и т.д., затем готовимся к экзаменам, изучаем вопросы прошлых лет по пройденным материалам пяти больших разделов, стараемся найти ответы, обсуждаем. Примерно за 2-3 месяца до начала экзаменов заканчиваем такие групповые занятия-обсуждения, каждый начинает самостоятельную подготовку к экзаменам.

Каждый из нас готовится по-разному: кто-то читает весь материал подряд, кто-то смотрит основные моменты и т.д. Всё это приходится учить, запоминать. Бывают моменты, когда можно легко запомнить по смыслу, а где-то приходится заучивать текст целиком.

Сами же экзамены начинаются каждый год примерно в августе-сентябре и длятся 3-4 недели. Обычно сдаем девять письменных и пять устных экзаменов. Письменные по всем пяти пройденным наукам: Прамане, Парамите, Мадхьямике, Абхидхарме, Винае, а также на знание биографии Дже Цонкапы, тибетской грамматике, и еще экзамен по естественным наукам. Устные экзамены – это ведение диспутов по вопросам пяти разделов.

После окончания экзаменационная комиссия проверяет наши работы в течение примерно 2-х месяцев и объявляет результаты по балльной системе. По результатам набранных баллов Комиссия принимает решение о допуске на следующий этап ежегодных экзаменов. Если не хватило баллов по одному предмету, то разрешается пересдать. Иногда бывает, что из-за нехватки баллов не удается перейти на следующий курс…».

Вот так проходит сложный процесс изучения и сдачи экзаменов на получение высшего ученого звания в традиции Гелуг. На сегодняшний день в постреволюционной России только один монах получил ученое звание Геше Лхарамба – Добдон лама Максаров. Звание он получил после 16 лет обучения на получение звания Геше Габжа и 7 лет обучения и сдачи экзаменов на звание Геше Лхарамба в Гоман дацане на юге Индии.

Ламы из Бурятии, сдающие экзамены на получение высшего буддийского звания Геше Лхарамба 

Через несколько лет в России возможно увеличится число монахов, имеющих высшее буддийское звание Геше Лхарамба. Высокообразованные буддийские учителя будут способствовать расцвету и распространению буддийского учения.

Автор: Оюнтуя Алымбаева

Фото: Солбон лама Гаржилов