Сын невероятно храброго бурятского офицера-гвардейца Анатолий Похонов достает из старенького материнского платочка бережно хранимые бесценные семейные реликвии - отцовские боевые ордена. Волнительно, до мурашек по коже. Веет от потускневших наград особой теплотой и славной историей подвигов гвардии капитана Похонова. И слова Жаргала, внука героя, берут за душу.
- Я очень горжусь дедушкой, жаль, что я не видел его, но уверен, что он был благородным и смелым человеком, - говорит Жаргал.
До войны часть своей короткой, но яркой, как вспышка молнии в ночном тункинском поднебесье, жизни Иринчин Похонов провел в «золотой колыбели» - благословенной Тунке.
- Мой отец родился в 1909 году в улусе Хорлик Жемчугского сельсовета, - рассказывает сын отважного офицера-гвардейца Анатолий Похонов. - Окончил двухклассную церковно-приходскую школу. Жил в улусе Хабарнуты. Был одним из активных членов сельхозкоммуны. В 1930 году призван в ряды РКК: служил в Буркавдивизии. Окончил школу младших командиров. Отслужив положенный срок, остался сверхсрочником в 12-м кавалерийском полку, которым командовал прославленный полководец Михаил Ягодин.
Кавалерист Иринчин Похонов (слева) и его брат Бадма, начало 1930-х годов
В 1933 году младший командир Похонов был направлен на учебу среднего комсостава - в Тамбовское Краснознаменное кавалерийское училище (ТККУ) имени Первой конной армии. В 1937 году по окончании ТККУ вернулся в родной кавполк, где командовал взводом в школе младших командиров.
- Отец в 1938 году в Улан-Удэ познакомился со своей будущей женой Дарьей Самбуевной Гергеевой, - рассказывает сын героя. - В то время мама, окончив в Сталинграде курсы ФЗО, трудилась сварщиком на ТЭЦ-1.
После расформирования Забайкальской кавбригады с 1938 года служил в одной из частей ЗабВО. Затем был военным комиссаром Баунтовского района. По словам Анатолия Иринчиновича, служба отца в должности военкома была не из легких. Чтобы ставить на воинский учет эвенков из первого Чильчигирского сельсовета и старателей, ему приходилось безвылазно колесить по тайге.
С начала войны он рвался на фронт. Его просьбу удовлетворили осенью 1941 года.
- В октябре сорок первого отец увез нас с мамой в Тунку, - говорит сын героя. - И его направили на Северный Сахалин. С осени 1942 года отец - на Западном фронте.
Под Сталинградом
Ничуть не сомневаюсь, что легендарный бурятский кавалерист, командир эскадрона Похонов был великодушным, честным и смелым человеком, всем сердцем любил Родину. На фронтах Великой и священной войны он совершил, по меньшей мере, добрую дюжину подвигов. Увы, не все они нашли отражение в боевых реляциях. И даже в наградных листах его героические поступки констатируются весьма скупо и предельно кратко, без детализации. Но за этими сухими строками штабиста и между строк - фронтовые будни гвардии капитана Похонова, наполненные суровой правдой войны, драматизмом.
Как гласит наградной лист, с 1 октября 1942 года Иринчин Похонов - на передовой. Сначала сражался командиром пулеметного взвода 294-го кавалерийского полка 112-й кавдивизии 8-го кавкорпуса. С 19 ноября 1942 года в составе 112-й кавдивизии участвовал в непрерывных тяжелых боях в ходе стратегического наступления советских войск под Сталинградом в районе хуторов Блиновский, Аржановский, станицы Обливской, «активно и умело поддерживая сабельников».
- Участвуя в Сталинградской битве, отец получил ранение в ногу, - рассказывает Анатолий Похонов.
Это случилось 27 ноября 1942 года при подходе к реке Чир, после чего его эвакуировали в новосибирский госпиталь. После госпиталя Иринчина Шалдановича направили в Краснознаменную высшую кавалерийскую офицерскую школу имени С.М. Будённого на ускоренные курсы «Выстрел». По их окончании прибыл в 62-й Гвардейский кавалерийский Краснознаменный орденов Суворова и Александра Невского полк 16-й Гвардейской кавалерийской Черниговской ордена Ленина Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии (командир - гвардии генерал-майор, Герой Советского Союза Григорий Белов) 7-го Гвардейского кавкорпуса (1-й Белорусский фронт). 10 октября 1944 года его назначили командиром 2-го эскадрона.
Подвиг за подвигом
Свою первую награду - медаль «За боевые заслуги» - Иринчин Шалданович получил в начале ноябре 1944 года. Тогда наш героический земляк участвовал в оборонительных боях на восточном берегу Вислы. В декабре 1944 года капитан-гвардеец Похонов по совокупности подвигов, совершенных с ноября 1942-го по конец ноября 1944-го («проявил смелость и находчивость», «обеспечил освобождение» станицы Обливской), был удостоен второй боевой награды - ордена Отечественной войны II степени.
18 январе 1945 года вместе с боевыми друзьями освобождал польский город Томашув-Мазовецки. Сначала он «со своим эскадроном под огнем противника форсировал реку Пилица (приток Вислы - авт.) по доскам и частично по льду». А затем «быстрым и энергичным броском ... ворвался в первую линию вражеских траншей и занял ее», «на плечах отступающего противника ворвался на южную окраину города».
16 апреля 1945 года началась Берлинская наступательная операция. В составе подвижного правого крыла 1-го Белорусского фронта к Берлину продвигались доблестные гвардейцы Григория Белова. Стремительными атаками, в которых вел свои подчиненных в бой и Иринчин Похонов, кавалеристы захватили ряд населенных пунктов северо-западнее Берлина. 21 апреля 62-й Гвардейский кавполк начал марш-бросок. В головном отряде с боями стремился к Победе эскадрон настоящего богатыря Победы Похонова. В первой половине дня комэск из Бурятии в населенном пункте Лобеталь умело организовал разведку, своевременно обнаружил засаду, и его эскадрон совершил дерзкий налет на фашистов. Фрицы в панике бежали.
Последний бой
А затем был последний бой Иринчина Похонова. При поддержке танков кавалеристы подошли к станции Вандлитц, расположенной в 25 километрах севернее центра Берлина. Тогда остатки полков дивизии «СС Полицай» и отряд фольксштурма, вооруженные в том числе фаустпатронами, обрушили ураганный огонь на наши танки, которые шли впереди колонны. В такой сложной боевой ситуации комэск Похонов принял смелое решение - уничтожить фаустников, которые представляли реальную угрозу полку. Для этого он оставил в лесу своих коноводов. И эскадрон, спешившись, неожиданно обрушил атаку на врага. Фрицы открыли шквальный огонь по нашим. И тогда Похонов показал пример невероятного героизма, бесстрашия, силы воли и самопожертвования. Бурятский богатырь Победы встал впереди эскадрона и лично поднял бойцов в штыковую атаку и рукопашный бой. И снова немцы в панике бежали, а станция к исходу дня была захвачена нашими танкистами и кавалеристами.
В том бою Иринчин Похонов выполнил поставленную задачу ценой собственной жизни, всего лишь больше двух недель не дожив до Победы. За апрельские подвиги в период Берлинской наступательной операции большой воин-победитель из маленького бурятского улуса Хорлик был представлен к званию Героя Советского Союза.
Напомним, что его двоюродный брат Лопсон Ивахинов также был представлен к Герою. К сожалению, Иринчину Шалдановичу (представление прошло все инстанции, за исключением командования Группы советских войск в Германии) так же, как и Лопсону Санжеевичу, Героя не дали, понизив награду до ордена Красного Знамени (посмертно).
Причина отказа в Золотой Звезде? Близкие героя уверены, что комэск Похонов не стал Героем по той же самой причине, что и его двоюродный брат. Из-за того, что его близкий родственник был репрессирован и расстрелян в 1937 году. Фронтовикам с меткой «сын или родственник врага народа», как правило, всегда приходил отказ на представления к высшей степени отличия - они не соответствовали пресловутой «чистоте рядов». Так что Иринчин Похонов, память о котором светла, входит в число 100 Героев без звезд из Бурятии.