Общество 26 июн 2024 1408

Бывшее кладбище мёртвых кяхтинских миллионеров всё ещё не может обрести долгожданный покой

Кладбище — это место вечного упокоения человека, и при его посещении появляются философские мысли или сакраментальная фраза: «Все там будем».

© фото: Из архива Николая Фильшина, Александра Махачкеева

В то же время это история отдельного человека, целого рода, деревни и города. История наглядная – с могилами, памятниками над ними и склепами. Таким богатым и интернациональным выглядело Успенское кладбище в Кяхте. На нём были похоронены православные русские и буряты, купцы – миллионеры, их враги – революционеры, но оно не стало для них «местом вечного упокоения». Так распорядилась история и как же найти умиротворение их бренным останкам?

Из глубины веков

- Практически всегда сразу по образовании любого поселения в России решали вопрос «Где будем хоронить умерших?», - говорит протоиерей Олег Матвеев. - В Троицкосавске (ныне Кяхта), основанном в 1727 году, было определено погребать умерших на юг от центра поселения в сторону Монголии (тогда Китайская империя). В 1728 г. была заложена и торговая слобода Кяхта. И кладбище оказалось посередине между Троицкосавском и Кяхтой. Примерно в километре от центра Троицкосавска на юг, и примерно в трех километрах от Кяхты на север.

К 1727 году относится и построение Успенской прикладбищенской (как ее называли тогда) деревянной церкви. Скорее всего сначала появилось кладбище, а потом и церковь при нем. Построенная с самого основания Троицкосавска в центре Троицкая церковь была, как бы назвали ее сегодня, приходской. А Успенская, на краю поселения, была кладбищенской. В первой молились преимущественно за живых, во второй – преимущественно за умерших. Со временем обветшавшая небольшая Успенская церковь в 1836 году была перестроена. И надо полагать, что церковь 1836 года находилась на том же месте, что и церковь 1727 года, коли, как пишут исторические хроники, она была «перестроена».

Покойся с миром 

Как писал о самом дорогом и богатом кладбище на территории Бурятии в своем путеводителе краевед Александр Леонидович Кузькин:   «…оно было большое, красивое, богатое прекрасными памятниками из всех разновидностей мрамора, розового гранита и других хороших камней. На каждом памятнике были кресты из чугуна или мрамора, а на некоторых украшения из полудрагоценных камней. На одной из могил на памятнике стояла маленькая часовенка из хрусталя со свечкой внутри».

Последнее пристанище героев  

Другой местный краевед Николай Фильшин, ныне руководитель Клуба любителей истории Отечества, нашёл воспоминания писателя Владимира Бараева, автора книги «Древо: декабристы и семейство Кандинских». В ней он пишет о кладбище: «В середине 50-х годов, когда я впервые побывал на нём, там был целый лес огромных мраморных крестов, массивные каменные плиты, надписи на русском, английском, немецком, иврите, старомонгольском языках. Помнится эпитафии «Участникъ обороны Севастополя 1854-55 годов…», «Лоцман сплавов по Амуру…», «Кавалеръ орденовъ Владимира,  Анны на шее…», «Участникъ сражения подъ Петропавловскомъ на Камчатке…» или просто «приказчикъ», «мещанинъ», «вдова солдата».

Всё понятно: многие уехали, оставшиеся умерли в одиночестве, смотреть за могилами некому, и кресты стали подкашиваться, падать. Но после войны по указанию начальства Кяхты стали растаскиваться мраморные кресты и плиты, распиливаться для ступеней лестниц в новых зданиях. Однако, кладбище ещё существовало, дяди приходили сюда поминать близких и далеких предков».

Из кладбища в стадион

В течение двухсот лет Успенское кладбище в своих площадях в основном справлялось с количеством умерших. Тем более возникали еще захоронения и при других церквях города, особенно при Воскресенской церкви в слободе Кяхта. К середине XX века появилась необходимость образования в городе нового общегородского кладбища. Для него определено место западнее прежнего кладбища в гору примерно в пятистах метрах от него. Первое известное ныне захоронение датируется 1938 годом.         

Со временем старое кладбище вместе с церковью в связи с развитием жилищного и коммунального строительства оказались практически в центре  города. В головах советских руководителей родилась мысль о более эффективном использовании земельных площадей кладбища и площадей здания церкви, считает Отец Олег.

В церкви сначала 1960-х годов появился спортзал Гидромелиоративного техникума. А на месте кладбища было решено образовать городской стадион, строительство которого было приурочено к 250-летию города Кяхты-Троицкосавска. В 1977-78 гг. этот советский проект и был реализован. Могилы, к этому времени уже во многом разграбленные населением, были убраны с помощью бульдозера. И на освободившейся площадке был устроен стандартный по размерам стадион с трибунами. 

Остатки разрушенных склепов и могил

Бульдозером по черепам

Свидетелем разорения кладбища в злополучном 1977 стал Владимир Бараев: «Каково же мое моё изумление, когда в тот приезд я услышал рокот бульдозеров, увидел клубы пыли…и почти ровное поле будущего стадиона. Гляжу вопросительно на своего спутника, музейного работника Сашу Кузькина, он как-то неловко повел плечами и сказал, что именно здесь решили проводить массовые торжества в честь юбилея Кяхты. Подойдя ближе, мы увидели бульдозер, срезающий пласты земли и сгребающий их к нижнему краю кладбища. Перед его щитом каталось нечто серо-белое. Саша кинулся вперёд, поднял руку. Бульдозерист остановился и поднял череп…

Отошли в сторону, и Саша рассказал, как заключенные привезенные сюда для этой черной работы, раскопали несколько склепов. Охранники позвонили в музей, оттуда сообщили в Министерство культуры Бурятии, а там пообещали созвониться с Москвой, но дело не ждало, а неизвестные науке захоронения были разграблены заключенными и охранниками.

«Было таких склепов несколько», — говорил Саша. Там оказалось  много золотых вещей. Да что золото! Главное неясно, что за погребения – музейных работников на территорию, огороженную колючей проволокой, не пустили…».

Возрождение

В 1986 году в Кяхте была зарегистрирована Успенская православная община, а в 1989 году ей передали и Успенскую церковь с прилегающей территорий бывшего кладбища. Общая площадь земли составляет ныне 4,5 га. В 2023 году начались административно-юридические работы по строительству в южной части земельного церковного участка нового здания Детской школы искусств. А в 2024 году образованный ТОС «Успенский парк» с благословения митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа приступил к реализации проекта создания на бывшем церковном кладбище мемориального комплекса «Успенский парк».

Трехметровый крест из черного мрамора, привезенный из Богемии и установленный на могиле кяхтинского купца Алексея Михайловича Лушникова в Киране

Из стадиона в мемориальный парк

- Если в последние годы, благодаря работе градоначальника Е.В. Степанова городской парк преобразился, то печально знаменитый стадион еще не обрел своего надежного хозяина, - рассказал  Николай Фильшин. - Поэтому, по моей инициативе, 12 декабря 2023 года состоялось очередное заседание Клуба любителей истории Отечества, на котором была выработана  конкретная программа действий по созданию Успенского парка.

Команде Фильшина обещана всемерная помощь со стороны мэра Кяхты Александры Протасовой. Протоиерей Олег Матвеев готов поднять на благое дело всех прихожан. Есть макет каменного креста для замены одряхлевшего деревянного креста. Члены местного отделения Союза журналистов России пообещали поддержку в средствах массовой информации. Директор музея Баир Цыремпилов передал сохранившиеся в складах музея мемориальные плиты Отцу Олегу.

- До 300-летнего юбилея Кяхты в 2027 году остаётся всё меньше времени, поэтому горожанам надо подключаться к выполнению Указа Президента Российской Федерации, а не только надеяться на помощь федерального и республиканского центров, - уверен Николай Георгиевич. - И тогда у нас всё получится!

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Николая Фильшина, Александра Махачкеева