27 февраля в Бурятии наступит новый год по лунному календарю – Сагаалган (праздник Белого месяца – бур.). Буддисты республики, и не только они, уже сейчас начинают приготовления, чтобы встретить этот, пожалуй, самый любимый праздник как можно лучше. Ведь от того, как подготовится к празднованию Белого месяца человек, во многом зависит его жизненная сила на протяжении всего года. Потому буддистам следует как можно тщательнее подойти ко всем моментам, предшествующим Сагаалгану, а также посетить большой хурал «Монлам Ченмо», который начинается во 2-й и завершается в 15-й день по лунному календарю. Но обо всем по порядку.
Балин устраняет препятствия
По словам гэбшэ-ламы Самдана Дашидондокова, обычно подготовка к празднованию Сагаалгана начинается у монгольских народов задолго до его прихода, обычно за полмесяца до начала праздника. Впрок заготавливают молочную пищу – сметану, аарсу, цампу, масло, мясо и другие продукты. В доме тщательно убираются, со двора вывозят мусор, так как идеальная чистота символизирует чистоту помыслов человека.
- В чистый дом обязательно зайдут божества, существа десяти сторон света и другие гости. Ведь Сагаалган – день рождения каждого монгола, и этот знаменательный день наверняка каждому из нас хочется встретить как можно лучше, - говорит Самдан-лама.
В дацанах Бурятии к хуралам Сагаалгана также готовятся тщательно – дуганы, статуи и другие атрибуты буддизма чистят от пыли и грязи. Начинаются предновогодние молебны с освящения балина - ритуальное подношение божествам, изготовленное из ячменной муки, топлёного масла, сахара и мёда. В каждом дацане есть свой специалист по изготовлению балина, ведь считается, что от его внешнего вида зависит и расположение божеств, опробовавших во время ритуала «Балин адислага» (Освящение балина – бур.) этот своеобразный торт. Санскритское слово «балин» буквально означает «бросаемое». Это название отражает суть данного вида подношения. Балин, состоящий из множества различных компонентов, подносится божествам нирваны и сансары и устраняет негатив, прежде всего, препятствия, а также способствует обретению сиддхи – сверхъестественных способностей. Балин является наивысшим видом подношения и более действенным способом обретения сиддхи через чтение мантр.
Балины можно условно разделить на три категории: дагдор, жундор и дуйдор. Балин белого цвета подносится мирным божествам, красный цвет - гневным. Дагдор - долговечный балин, изготовляемый из золота, серебра, меди и передаваемый из поколения в поколение, ставится на алтаре перед бурханом. Жундор - это регулярный балин, периодически меняется в конце каждого года. Ритуал освящения балина в дацане одновременно очищает каждый очаг в семье.
«Дугжууба»
Основное действо разворачивается в последние дни уходящего года - за три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный сахюусанам - десяти божествам - защитникам Учения Будды (хурал «Арбан Хангал»). Наибольшее почитание среди них воздается богине Лхамо, которая считается покровительницей столицы Тибета - Лхасы. В её честь совершается отдельный молебен - Балдан Лхамо - в ночь, непосредственно предшествующую новому году. Церемония поклонения всем сахюусанам зачастую проводится только один раз в год, исключение составляет лишь Иволгинский дацан, в котором хурал «Арбан Хангал» проводится раз в месяц. В этот день желательно отблагодарить своих ангелов-хранителей за защиту и покровительство в прошедшем году, преподнеся на хурале подношения в виде балина, сэржэма и далга. При подношении сэржэма (золотой напиток – тиб.) – чай, молоко, алкоголь - путём заклинания очищая напитки от скверны, ламы трансформируют сэржэм в божественный напиток - амброзию или амриту. Преподносят его божествам, возлагая должное за их покровительство в прошедшем году и за покровительство в наступающем году. Во время обряда «подношение сэржэма» нужно сконцентрировать все свои мысли на своих пожеланиях выхода из проблем и сложных ситуаций, с просьбой обратиться к божествам за помощью и поддержкой. В Бурятии во время подношения сэржэма люди надевают на голову шапку или иной головной убор.
В конце хурала «Арбан Хангал» проводится также обряд «далга» - символическое собирание всех благих качеств за прошедший период в виде продуктов питания. Во время обряда «далга» нужно обязательно сесть на пятую точку, так как сидение на корточках не приветствуется, а также надеть на голову шапку. Затем нужно взять в руки продукты и вместе с ламами, вращая их по часовой стрелке, мысленно призывать счастье, удачу, благополучие, здоровье со словами «Ахрай!». После окон-чания обряда «далга» нужно поделиться - оставить часть подношения в дацане, а остальное отнести членам своей семьи.
Особой популярностью среди жителей Бурятии пользуется хурал «Дугжууба», который проводится в 29-й день по лунному календарю – в этом году он выпадает на 25 февраля. Ритуальный костёр, в который люди кладут, предварительно обтерев тело, куски теста, бумаги или ваты, символизирует собой уничтожение в огне врагов веры, нечистот ума, грехов и негативной кармы.
- Посещая этот хурал, нужно как можно сильнее сконцентрировать свои мысли на том, что в ритуальном костре сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека. Думая об этом, раскаиваясь в содеянных ранее проступках, можно достаточно эффективно очистить свою карму, - подчеркивает Самдан-лама.
Для обряда «Дугжууба» изготавливается специальный ритуальный предмет «сор» - высокая, увенчанная черепом, пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в него «вкладывают» плохую карму общины за прошедший год, и лишь затем торжественно сжигают её на костре. Выносит «сор» только настоятель дацана, и есть поверье, что после розжига костра нужно стараться не смотреть на него, а, отвернувшись, уходить от него, думая при этом, что всё плохое, что было ранее, сгорело и ушло безвозвратно.
Напомним, что сегодня, 25 февраля,начиная с 17.00 до 22.00 в Улан-Удэ «Дугжууба» проведут в 12 местах.
«Буту удэр» - «закрытый день»
На следующий после «Дугжуубы» день - тридцатый по лунному календарю (26 февраля) – день Дуйсэн («благое время» - тиб.) в дацанах проводится хурал «Мандал Шива», посвящённый Богине Зелёная Тара. Этот молебен дает людям умиротворение, укрепляет семейные узы, способствует рождению детей, приносит в дом мир и покой.
Последний день года по лунному календарю является «закрытым днём» (буту удэр – бур.). В этот день нужно по-новому убрать домашний алтарь, обязательно разложить на божнице подношения божествам в виде мясного блюда – лучше подносить баранину или лучшие куски говядины, а также «табаг» - ритуальное подношение (хлеб, пряники, печенье, бова, конфеты, рафинад, зефир и другое), состоящее по правилам из девяти этажей, венчает которое кусок сливочного масла.
В этот день необходимо обязательно зажечь зула (лампаду), свет которой осветит ваш дальнейший путь в этой и следующих жизнях.
В «закрытый день» категорически запрещается поднимать пыль в доме - проводить уборку дома необходимо заранее. Буддистам рекомендуется читать священные книги, начитывать мантры, совершать простирания, делать добрые поступки. Крайне нежелательно употреблять алкоголь, также следует воздержаться от употребления мяса. Встречать Сагаалган нужно с чистыми помыслами, в чистом месте.
В течение ночи в дацанах проходит молебен, посвященный покровительнице Вселенной – божеству Сидор Лхамо. Ближе к рассвету ламы проводят обряд «Туй» и преподносят мандалу грядущему году, желая всего хорошего всем живым существам в наступающем году. Обычно в ночь перед новым годом в дацанах Бурятии бывает довольно оживленно – верующие приезжают в свои родовые дацаны с тем, чтобы заработать благие заслуги. Ночуя, к примеру, в Иволгинском дацане, можно увидеть небольшие группки людей, делающих «гороо» - ритуальное обхождение святых мест, дацана, крутящих во время него и хурдэ – барабаны с вложенными в него миллионами буддийских мантр (заклинаний). В бурятских районах, например, в Кижингинском, организации и предприятия, а также жители населенных пунктов и микрорайонов, добровольно по очереди дежурят в дацане – готовят пищу, дрова и воду, занимаются уборкой.
Не проспите рассвет
В первый день нового года - Сагаалгана - нужно вставать очень рано, в 4-5 часов утра, задолго до восхода солнца. По поверьям, ранним утром в каждый дом заходит божество Сахюусан Балдан Лхамо, которое подсчитывает всех людей. Считается, что проспавшие её заход упускают своё счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот, приобретут защиту буддийской богини Лхамо, и им будет сопутствовать удача и успех на протяжении всего года.
После утреннего туалета необходимо зажечь зула, воскурить санзай или хужэ (благовоние – бур.), преподнести «тахил» (подношение – бур.) Трём драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе), а на улице поднести «сэржэм» (напиток в виде чая, молока) божествам и хозяевам местности, разбрызгивая по всем сторонам со словами: «Ом А Хум», что означает очищение тела, речи и ума. После этого буддисты отбывают в дацан, где и встречают праздник Белого месяца вместе со священнослужителями.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Советы бурятского ламы: Вступая в новый год - вывешивайте хий морин
Советы бурятского ламы: секреты правильного простирания
Фото Дабаев Д. Агинский дацан