Общество 17 мая 2018 1562

​​«В граните и навсегда»: бурятский гвардеец Зайцев вернулся на родину

«Чернорабочий Победы»

30 апреля 1945 года гвардии капитан Филимон Зайцев особо отличился в бою в централь­ной части Берлина: «произвёл разведку моста через канал и лично руководил под огнём противника работой роты по подры­ву барьеров и расчистке моста». Об этом и других подвигах нашего бесстрашного земляка газета «Бурятия» уже не раз рас­сказывала в рубрике «Герои без звёзд».

Командир сапёрного взвода, а затем роты Филимон Зайцев показывал на пе­редовой образцы исключительной отва­ги и мужества. Не случайно же будущий маршал Василий Чуйков лично вручил ему на фронте снайперский карабин. В августе 1944 года за подвиг, совершённый при форсировании Вислы, он был представлен к званию Героя Советского Союза. Об этом факте его близкие и родственники не зна­ли вплоть до прошлого года. Впрочем, о подвигах бурятского офицера-сапёра во­обще мало кто знал в республике.

В декабре прошлого года в рамках спецпроекта ИД «Буряад унэн» замести­тель председателя Народного Хурала РБ Вячеслав Ирильдеев вручил копию на­градного листа на представление к выс­шей степени отличия СССР Филимона За­йцева его племяннице Наталье Ерофеевой, которая бережно хранит память о своём героическом дяде. В тот же день депутат парламента республики Анатолий Куш­нарёв предложил увековечить имя героя-гвардейца, уроженца села Надеино Тарбагатайского района на его малой родине со словами: «Пусть это будет мемориаль­ная доска или уголок в школьном музее». Чуть позже глава сельского поселения «Куйтунское» Пётр Николаев подтвердил информацию о том, что мемориальную плиту обязательно установят в День Побе­ды в Надеино.

И вот 9 мая вместе с парламентарием Анатолием Кушнарёвым отправляемся в Надеино. Держу в руке фотографию фрон­товика и пытаюсь представить, как он шёл впереди полка в составе штурмовой группы вместе с сослуживцем, Героем Со­ветского Союза Василием Балакиным. Шёл как по тонкому льду: каждый шаг сапёра на войне мог стать последним, и он зача­стую оказывался один на один со смертью. От неимоверного напряжения даже зимой гимнастёрка отважного надеинца была мокрой от пота. В этом смысле был прав фронтовой корреспондент Илья Эренбург, назвавший сапёров солдатами-тружени­ками, чернорабочими победы. Семь раз раненный и дважды контуженный гвар­деец Зайцев прошёл все круги фронтового ада и остался жив, как говорят его род­ственники, благодаря молитвам его мате­ри, которая хранила дома икону и каждый день молилась за сына, чтобы он живым вернулся домой…

Война не закончилась, пока есть забытые герои

Утром 9 мая надеинские ребятишки, выстроившись в маленькую колонну «Бес­смертного полка», несут портреты своих предков, стоявших насмерть ради Победы. Трогательная картина.

Прикасаюсь к обелиску павшим вои­нам, на котором высечены имена жите­лей села, ушедших на фронт. Среди них нет имени Филимона Харлампьевича. Но в этот майский день всё же справедливость торжествует. В половине одиннадцатого утра перед местными жителями и гостями предстаёт мемориальная плита, установ­ленная в честь одного из самых отваж­ных воинов Бурятии. К слову, эта чёрная гранитная плита изготовлена на средства гранта, выигранного местным ТОСом «На­дежда».

Не может сдержать слёз, глядя на «па­мять, облачённую в гранит», племянница жены героя Вера Старшикова. Ей посчаст­ливилось несколько раз побывать в Волж­ском и общаться с Филимоном Харлам­пьевичем.

«Наш дядя был добрейшей души чело­веком, - говорит Вера Старшикова. - О вой­не он ничего не рассказывал. В его саду на даче цвели яблони».

По словам Анатолия Кушнарёва, война не закончилась, пока есть забытые имена героев:

«Сегодня в рамках проекта Издатель­ского дома «Буряад унэн» увековечено имя ещё одного героя, вашего земляка Филимона Зайцева. Думаю, это не послед­нее увековеченное имя и в вашем поселе­нии, и в Тарбагатайском районе. Мы в этом плане и дальше будем работать…»

С фотографии, отражённой в грани­те вечной памятью, открытым и добрым взглядом на нас смотрит орденоно­сец-гвардеец, выходец из Надеино Фили­мон Зайцев. На этом снимке сорок пятого капитану, фронтовыми дорогами прошед­шему от Сталинграда до Берлина, все­го-навсего 21 год. На войну, где не раз смо­трел смерти в глаза и проливал кровь, он ушёл, когда ему было только 18. А через 73 года после Победы он вернулся на малую родину. В граните и теперь уже навсегда.

Баясхалан ДАБАИН

Автор: Баясхалан ДАБАИН