Общество 7 мар 2019 4853

​​Истории любви. Агинско-иркутский роман – 4

В старину у бурят были тради­ционные брачные трафики. Из Тугнуя в Агу и обратно. Из Ольхона через Байкал в Баргузин и обратно. Но в XX веке Улан-Удэ стал центром общебурятской жиз­ни, и молодежь стала знакомиться и влюбляться на танцах и кино, в студенческих общежитиях. Наши сегодняшние герои как раз из того поколения, которое отринув предрассудки и суеверия, знакомилось, влюблялось и строило но­вую счастливую жизнь, сообщает газета «Буряад yнэн».

Владислав Матвеевич и Ната­лья Цыренжаповна Бумбошкины, заслуженные тренеры РФ.

(Он – бывший руководитель спорта республики, она - директор школы олимпийского резерва. Эту колоритную пару знают во всей эт­нической Бурятии. Оба большие и шумные. Всегда с улыбкой и смехом на устах. И так, история их романа из первых уст).

Он: Мои родители чабаны Батор Бадиевич и Мария Баргаевна Бум­бошкины, нас в семье было восемь детей. Как они говорили, если бу­дешь хорошо работать, все у вас бу­дет. Наше село Черноруд или Шоно ород, то есть волчий род. Наша фа­милия от имени прапрадеда - Бум­бошкэй. Мы были чабаны и рыбаки, отец был бригадиром рыболовец­кой бригады.

Она: Мои родители Жамьян Даши и Хандама Барадиевна Цыренжапо­вы тоже были простыми людьми. Папа работал водителем, мама по­варом в школе, а в семье было семь детей.

Он: Интересно в жизни, живешь себе в Иркутской области. Мы - от­крытые, шумные, веселые, агинцы – сдержанные, спокойные, степенные. И вот Бог так распорядился, чтобы мы нашли друг друга и стали еди­ным целым!

Отслужил три года на флоте и по­ступил на спортфак. Конечно, сразу услышал про Наташу и много лест­ного. Она и красавица, и спортсмен­ка, и член сборной СССР. Это меня страшно заинтриговало, и я решил, что она будет моей! И вот, я позна­комился с ней…. Это было вот так. Вошла она вся такая красивая, и все парни обратились к ней. Пришлось мне, как моряку, раскидать всех и вот так вот, завоевать ее сердце!

Она (смеясь): Ой, Владик, и все-то ты сочиняешь! Все не так было!

Он: Это была взаимная любовь с первого взгляда! А потом я поехал знакомиться к ее родителям в Агу. И как настоящий ольхонец, выбрал са­мый дорогой подарок! Это был сиг – очень ценная рыба! (разводит руки и показывает ее размеры). Деликатес! Самая большая и жирная! Соленая, конечно, дело было зимой, и довез без проблем. Когда вручил ее, реак­ция была никакая. Я понял, они не оценили мой подарок…

Она: Ну, конечно, в Аге только приононские рыбу едят!

Он: Зато потом неделю всей де­ревней угощались! Оказалось, моя Наташа приходится внучатой пле­мянницей самому Базару Барадину! Это один из сильнейших родов в Аге. Ее родная сестра Янжима попала в Книгу рекордов Гиннеса! С рекорд­ным результатом в стрельбе из лука на 50 метров! Наша дочь Юлия так­же призер чемпионата мира по воль­ной борьбе среди женщин и судья международной категории. А их в России всего две!

Она: Базар Барадин - мой нагаса, дядя по материнской линии.

Он: Вот так на первом курсе по­знакомились, а на втором поже­нились! У нас никогда не было серьезных разногласий! Хотя мы оба - лидеры. Не зря Наташа - первый мастер спорта СССР из Бурятии сре­ди женщин.

Она: А теперь у нас трое детей и четверо внуков. Владик был самый любимый зять у моей мамы. Мы были признаны лучшей семейной парой на конкурсе «Буряад үнэн» - «Лучшие люди Бурятии»!

Он: У нас был колхоз «Победа», а у Наташи – село Ага-Хангил, тоже колхоз «Победа»! Мы - морские буря­ты, а они - чистые степняки! Вроде такие разные, но один народ! Не зря нас объединяют такие люди, как Ев­гений Егоров и Баир Жамсуев!

Не зря говорят, что хори-буряты вышли с Ольхона. До сих пор к нам приезжают древние старики и ста­рушки из Шэнэхэна и говорят: «Нам наши деды завещали, чтобы мы сде­лали все возможное и невозможное, но поклонились земле предков – Священному Ольхону».

Баир Галсанович и Марина Ана­тольевна Галсановы.

(Баир Галсанов, заместитель и первый заместитель Главы адми­нистрации Агинского Бурятского автономного округа (1997 - 2008 г.), министр экономического развития Забайкальского края (2008 – 2013), глава Министерства международно­го сотрудничества, внешнеэкономи­ческих связей и туризма Забайкальского края (2013-2016). Заслуженный экономист РФ).

Она: Мы познакомились в 1981 году в общежитии технологическо­го института. К нам пришли пятеро парней из БСХИ, чтобы обсудить де­тали нашей совместной поездки на свадьбу в Агинск. Поехали на поезде большой и шумной компанией. Это была веселая студенческая свадьба. А спустя полгода мы собрались той же компанией на 1 мая. К тому вре­мени, я уже была наслышана о Баи­ре Галсановиче, и что он прекрасно поет, даже по телевизору показали, и общественник, и комсорг. Мы хо­дили в кино и однажды все ушли со скучнейшего фильма в «Красном зале» «Прогресса», а мы остались…. Нам нравилось быть вместе. А когда вышли, все уже взяли билеты на дру­гой фильм в «Зеленый зал». Вдвоем мы сходили только в «Дружбу».

Это был самый бурный период развития наших отношений, и длил­ся он всего три дня. После этого я поехала в Иркутск, а он на практику в Агу. Получилось как в песне: «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону…» Баир уезжал на поезде «Челябинск – Чита», а я - на «Наушки – Иркутск». Простились и разъеха­лись. Из Иркутска я уехала по рас­пределению в Хабаровский край, и у нас начался долгий роман в письмах. Я до сих пор храню их в укромном месте.

Он звонил и писал мне почти каждый день. Мог позвонить и два раза в день. Его даже знали в лицо в магазине, где он разменивал деньги на телефонные переговоры.

Он дважды приезжал ко мне в Хабаровский край. А однажды я при­ехала в Агинск, сдав для этого кровь, чтобы получить выходной день. Тогда Баир представил меня своим родителям в качестве невесты. Я сильно волновалась, но они одобри­ли выбор сына. Это был мой второй приезд в Агу, а в третий раз приехала уже насовсем.

Через год я уволилась и прилете­ла в Улан-Удэ, откуда мы с Баиром по­ехали в Иркутскую область. Родите­ли приняли его хорошо и тоже дали свое родительское благословение. А свадьбу сыграли в Кусочи 7 ноября 1983 года. Тогда все было скромно, и она прошла в столовой школьного интерната. Но было очень весело! На гармошке играл Галсан, лучший гар­монист на деревне.

А потом мы кочевали по всему округу, переезжали тринадцать раз! Кем я только не работала: бухгалте­ром, в школе, в комбинате бытового обслуживания, в магазине и т.д. Вме­сте с Баиром Галсановичем мы уже 36 лет, у нас четверо детей и трое внуков.

Он: У Марины была роскошная коса до пояса. Такая коса была у моей бабушки. И характер спокойный. Сначала не понял, что она - моя судь­ба. Но потом что-то во мне екнуло, и я сказал себе: «Баир, не упускай! Это та, которую ты ждал всю жизнь! Она твоя вторая половинка!»

Бывает так, что мужчина печен­кой чувствует свою единственную женщину. И тогда неважно, агин­ская она, иркутская, из централь­ной Бурятии, русская или татарка. Я ощутил это и не ошибся в своем чувстве. Как-то давал интервью на Агинском ТВ на 8 марта, и я пожелал женщинам терпения и мудрости. У меня самого был трудный период в 90-е годы, когда я два года был без работы. Моя супруга тогда ни разу меня не попрекнула, не бросила ко­сого взгляда. Она мудрая женщина. Мы счастливы, живем душа в душу и стали чем-то единым за эти годы.

По образованию я зоотехник и хорошо знаю генетику. Чем дальше родина твоей жены, тем лучше. У нас есть немало агинско-иркутских метисов, играющих заметную роль в жизни Аги: в экономике, бизнесе, со­циальной сфере. Я даже знаю одного нашего председателя колхоза, который бросил клич: «Ребята, берите в жены иркутских девушек!» Не по­тому, что они лучше, а потому, что кровь нужно смешивать. Дети будут здоровее и крепче, а бурятский на­род единым!

В ансамбле «Степные напевы» в Усть-Орде сейчас много агинцев, впрочем, как и в самом округе и в целом в Иркутской области. В том числе невесток родом из Аги. Для молодых дальние девушки инте­реснее. Ведь браки совершаются на небесах, а народ мудр, как бы нас не пытались разделить. А наш с Мари­ной Анатольевной опыт - это тоже скромный вклад в единство бурятского народа!»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Агинско-иркутский роман

Агинская земля стала вторым домом для многих иркутян. Здесь родились их дети, внуки и правнуки, а история любви, дружбы и сотрудничества между двумя «крыльями» этниче­ской Бурятии имеет массу любопытных страниц…

Агинско-иркутский роман – 2

О том, как нукутские буряты приютили репрессированных агинских и джидинских лам и породнились с ними

Агинские иркутяне или агинско-иркутский роман - 3

Агинский журналист Юрий Мануев, о земляках-иркутянах, связавших свою судьбу с Агинским Бурятским округом Забайкальского края

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ