Общество 20 мар 2020 4760

​Взмахом руки: почему возвращается бурятская народная забава

Фото Дениса Слепцова

Сегодня известно, что hээр шаалган не только был традиционной игрой бурят-монголов, но являлся своего рода религиозным обрядом, сообщает газета "Бурятия".

Так, предположительно, сакраль­ный смысл ритуала был в том, что­бы отпустить душу животного на волю, отдав при этом дань уважения духам. В этой связи популярность hээр шаалган у бурят-монголов, всегда сохранявших трепетное отношение к ду­ховному вразрез с материальным, была объяснимо существенной.

В Бурятии hээр шаалган возродили лишь несколько лет назад. В 2013 году первый турнир прошел в тункинском селе Хойто-гол, собрав несколько десятков энтузиастов, решивших выявить сильнейшего в традиционном состяза­нии номадов.

Позднее популярность турнира продолжала расти, попутно доказывая, что архаичные увлечения кочевников все еще могут найти свое место в окружающем нас модерновом мире.


Фото Дениса Слепцова

Об организации

В 2013 году перед организаторами стояла амбициозная миссия: напомнить землякам о том, что в эпоху урбаниза­ции и глобализма позабытая история о древней народной забаве все еще име­ет огромный потенциал.

Сегодня турнир «Алтан Мундарга» широко освещается в социальных се­тях. Медийные лица – известные спорт- смены, такие как Анатолий Михаханов – также участвуют в проведении состя­заний. Прямые эфиры в Youtube монетизируются посредством небольших взносов в размере 300 рублей.

Кажется, что организация меропри­ятия уже встала на рельсы, направлен­ные в сторону успеха. Между тем, стоит вспомнить о мотивации.

Фото Дениса Слепцова

В глазах обывателей большой спорт зачастую оказывается привлекатель­ным за счет баснословных гонораров и известности, которую сулит победа.

Но в условиях провинциальных ре­алий взрастить спрос на региональный спорт непросто. В таких случаях моти­вацией может стать лишь большой куш. Последний турнир доказывает, что ор­ганизаторам мероприятия не придется платить дважды, в отличие от тех, кто однажды поскупился.


Фото Дениса Слепцова

О перспективах

С одной стороны, растущая попу­лярность hээр шаалган может лишь ра­довать.

Вдуматься только – народная за­бава, несколько лет назад казавшаяся (ново-) старомодным изобретением нескольких энтузиастов-любителей, се­годня собирает уже сотни участников и тысячи поклонников на разных пло­щадках.

Но стоит вспомнить, что популяр­ные вещи, уходящие в массы, зачастую принимают уродливые формы.

Рождаясь из простого и правильно­го замысла, многие начинания оказы­ваются заключенными среди того, что пользуется почетом у ряженых любите­лей маскарадов.

Фото Дениса Слепцова

Можно ли в таком случае пойти на отчаянный шаг, сделав hээр шаалган частью институтов, авторизированных официальными структурами?

В идеальной «платоновской» ситу­ации подобные мероприятия должны оставаться автономными, полагаясь при этом на правительственную под­держку. В основном потому, что товар­ные знаки государства всерьез расхо­дятся с концепцией «народного», или тем, что заслуживает доверия per se.

Экс-сумоист Анатолий Михаханов:

- Я такого не испытывал давно, со времён в Японии, когда я выходил на Дохе. Эти парни такие же сконцентрированные и злые, как борцы сумо. Ломая кости, они также заставляют взрываться зал. Ведь в Японии национальный вид спорта смотрят одновременно до 12000 человек в зале. А чем мы хуже японцев?

Организатор фестиваля Алексей Гергенов:

- Поговорили о дальнейшем развитии проекта «Алтан Мундарга», о развитии традиционных игр. Алексей Самбуевич пообещал помочь организаторам фести­валя. Так как организаторы ушли в большой минус по финансам.

Фото Дениса Слепцова

Сельская панорама

Тем временем, особенность насто­ящей ситуации с hээр шаалган заклю­чается том, что возрождение древней практики происходило в селе. В этом смысле деревенское пространство ста­ло не только стало колыбелью для на­родной игры как таковой, но оказалось резервуаром для своего собственного обновления. К разговору о трендах – в ряду нелепых стереотипов о хуторах и аулах родилось что-то, что может по­мочь в разрушении глумливых шуток о бесперспективности сельской жизни.

Фото Дениса Слепцова

Видео победителя турнира «Алтан Мундарга», 19-летнего юноши Жалсыпа Манзарова, в момент его триумфа в миг разлетелось на просторах бурятского интернета.

Основой успеха в его случае стали часы тренировок с друзьями в совмест­ных попытках разбить кость. С одной стороны, приятный досуг, с другой – реальная история успеха, рассказанная человеком, лишь однажды очаровавшимся древним искусством его пред­ков.

Панорама села в этом смысле ока­зывается тем самым единственным фоном, где данная история кажется правдоподобной. И, наверное, именно тем условием, при наличии которого в рассказанное хочется верить.

Об идее

В сравнении с классическими вида­ми спорта, где регламенты, выверен­ные стандарты и церемониалы оказы­ваются важнее обыкновенного азарта или отдачи, hээр шаалган кажется, на первый взгляд, несколько примитив­ным.

Но сама идея традиционной маску­линности – воплощенной в ловкости, демонстрируемой вне порожденных современностью клише - поражает воображение человека, давно тоскую­щего по силе, возникающей вне удушливых тренировочных залов и дорогих экипировок.

Очаровательность простых смыс­лов и категорий – от трогательной люб­ви к родине или детских воспоминаний о доме, наполненном запахом свежего молока, - все это из одной серии.

Фото Дениса Слепцова

Потому в окружении заснеженных вершин: уставшему взгляду, привык­шему наблюдать за большим спортом с бездушных экранов телевизоров, осо­бенно ценно наслаждаться красотой отточенных движений, разбивающих кость одним взмахом руки.

P.S.: По окончании проекта Глава Буря­тии Алексей Цыденов встретился с победителем и организаторами про­екта у себя в кабинете. Кроме обсуж­дения итогов 19-летний чемпион дал мастер-класс руководителю региона, после чего Глава разбил кость. Для общественников сигнал - инициативы по возрождению традиций поддер­живаются руководством республики.

Фото Дениса Слепцова

Рекорды:
- 2243 сломано «hэер» (хребтовых костей);
- 546 участников (все) одеты в на­циональные дэгэлы;
- 175 участников в возрасте от 20 до 30 лет;
- Впервые в новейшей истории введено звание «Зуута Аварга»;

- Впервые в истории спортивных состязаний главный приз – квартира.

Популярность:
«Онлайн Бурятия» - 57000 про­смотров момента победы Жалсыпа Манзарова;
«Весь Улан-Удэ» - 30000 просмо­тров сальто Бавасана Митапова;
Инстаграм Алексея Раднаева - 10000 просмотров;

Страница Анатолия Михаханова – 20000 просмотров.

Юлия ЦЫДЫПОВА

Читайте также