Общество 19 июн 2020 622

​Боевые подвиги Романа Диянова

© фото: личных архив семьи Дияновых

По всей стране строились заво­ды и фабрики, нужны были рабочие руки. На одну из таких строек из Ал­тайского края в далекую Бурятию приехала семья моего прадедушки Романа Диянова.

Вместе с отцом Владимиром Семё­новичем, братьями Иваном и Ни­колаем в 1939 году он поступил на работу на паровозовагонный завод. Это была мирная и счастливая жизнь.

22 июня 1941 года миллионы совет­ских людей собрались у репродукто­ров - радио передавало заявление Со­ветского правительства о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Жители нашего горо­да тоже услышали это горькое для них известие.

Не обошла война и нашу семью. Мой прадедушка Роман не любил рассказывать о ней. И все же по его небольшим, отрывочным воспоми­наниям можно представить трудные военные пути, которые ему пришлось пройти.

НА ФРОНТЕ

В июне 1942 года совсем еще мо­лодого Романа призвали на военную службу и направили на Ленинградский фронт, в 239-ю стрелковую краснозна­менную дивизию, 511-й стрелковый полк. Этот полк впоследствии был на­гражден орденами Кутузова и Алек­сандра Невского за отличные боевые действия в деле борьбы с немецкими захватчиками.

Прадед храбро сражался с врагами, за что награжден боевыми медалями и имеет личную благодарность Верхов­ного Главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина. В ней сказано: «За отличные боевые действия в борьбе с немецко-фаши­стскими захватчиками и проявленное при этом личное мужество и героизм при освобождении города Двинска и разгром Оппельнской группировки противника».

Тому, кто долгое время пробыл на передовой, хорошо известно, насколь­ко часто и судьбу, и саму жизнь чело­века определяет случайность. Вот что рассказывал прадедушка: «Это было на Ленинградском фронте. Немцы не­ожиданно начали артиллерийско-ми­нометный обстрел наших позиций. Я находился в это время в окопе, когда неподалеку от меня со звонким тре­ском разорвалось несколько снарядов, а один с визгом пролетел над моей головой и ударил в землю за окопом, где я находился. Я даже почувствовал, как затряслась земля. На меня посыпа­лись комья глины и мелкие камешки. В окопе запахло пороховой гарью. Я за­кашлялся, прикрыл голову руками, и, ожидая очередного разрыва снаряда, вжался в дно окопа. Сразу же последовал еще один взрыв, как раз на том месте, где я находился, и окоп был пол­ностью засыпан землей. Что было даль­ше, знаю со слов своих товарищей».

СОЛДАТСКОЕ СЧАСТЬЕ

Это случилось 24 июня 1942 года под деревней Баево Псковского райо­на Ленинградской области. Командир и боевые друзья-однополчане посчи­тали, что Роман убит, а его родителям в Улан-Удэ отправили похоронку.

Когда почти через сутки солдаты похоронной команды, выносившие тела убитых и раненых с поля боя, сели покурить, один из них увидел, что из земли торчит указательный палец и шевелится. Бойцы руками стали разгребать землю. Подбежали солдаты с лопатами, начали выбрасывать землю, и тут показалась вывернутая наружу рука в гимнастёрке. Роман был конту­жен и изранен осколками, но живой!

Его доставили в госпиталь. Почти через месяц, придя в сознание, он попросил медсестру написать письмо до­мой, что жив и лежит в госпитале. Когда в Улан-Удэ пришла эта нежданная ве­сточка, мать моего прадедушки, Евдо­кия Акимовна, не могла его прочесть, так как от горя по погибшим сыновьям почти ослепла. Когда соседи прочита­ли ей это письмо, она не находила себе места от радости и счастья – сын Роман жив!

Прадедушка долго лежал в госпи­тале, но благодаря стараниям врачей поставлен на ноги и вновь направлен на фронт.

«ЗА ОТВАГУ»

Свою первую медаль «За отвагу» Роман получил за спасение команди­ра. Вот как он рассказывал об этом: «Во время наступательного боя в районе города Старая Русса 7 марта 1943 года я находился в блиндаже вместе с командиром. В это время немцы стали забра­сывать наши окопы минами, стрельба из минометов была очень частая. После очередного разрыва мины командир быстро выбежал из блиндажа, я рванул за ним. Везде были слышны взрывы. Начала обстрел наших позиций и не­мецкая артиллерия, дым ел глаза, тек­ли слезы. Практически ничего не было видно. Солдаты уже пошли в атаку, выскакивали из окопов. В это время я услышал надвигающийся свист мины, а когда командир выскочил из окопа, ря­дом с ним разорвалась немецкая мина. Я прыгнул ему на спину и прижал к зем­ле, мы упали, осколки пролетели над нами. Осколками от мины мне повреди­ло локоть и колено, посекло спину, но командир остался жив и не ранен».

Почти год прадедушка лечился в эвакогоспитале № 5923. После выздоровления вновь воевал с фашистами. Память об этом бое осталась на всю жизнь - маленький осколок из правой руки вынуть было нельзя.

В одном из боев в Восточной Прус­сии после ожесточенной бомбежки при поддержке танков и артиллерии фашисты пошли в атаку. Под напором превосходящих сил противника наши солдаты дрогнули и стали отходить. Тогда Роман, поднявшись во весь рост со словами: «За мной! Вперед! За Родину!», первым выпрыгнул из окопа и увлек за собой других бойцов в руко­пашную схватку с фашистами. Атака немцев была отбита. В этом бою праде­душка лично уничтожил трех немецких солдат. За этот подвиг он награжден второй медалью «За отвагу».

Последнее сражение, где Диянов принимал участие, было освобожде­ние Австрии и взятие Вены 13 апреля 1945 года.

Демобилизовался прадедушка в 1947-м. Вернувшись в родной Улан- Удэ, вновь поступил на работу на за­вод, где отработал 29 лет в сталелитей­ном цехе. За отличную работу отмечен знаками «За ударный труд», «Ударник пятилетки» и другими, был депутатом районного и городского Совета народных депутатов. Умер в 1989 году.

Даниил ХМЕЛЬНИЦКИЙ, ученик школы № 32 г. Улан-Удэ

Фото: личных архив семьи Дияновых

Читайте также