Общество 23 июн 2020 2094

​«Обрести свою цель и не жить, как живётся»

© фото: Оюнтуя Алымбаева

Для буддистов России про­изошло важное событие - в конце 2019-го, впервые с 30-х годов прошлого столетия, Добдон лама Максаров защи­тил высшую буддийскую уче­ную степень в традиции гелуг геше «Лхарамба», окончил полный 23-летний курс обуче­ния в индийском Брэйбун Го­ман дацане.

Во время своего кратковре­менного пребывания в Бу­рятии Добдон лама дал ин­тервью газете "Бурятия".

- Уважаемый Добдон баг­ша, расскажите о себе, о вашей долгой учебе. Какие трудности приходилось преодолевать?

- Нас в семье восемь детей, я второй. У нас очень традици­онная семья - по старинному закону, со времен Алтан хана, если в семье трое сыновей, то обязательно один из них должен был стать монахом. И, видимо, руководствуясь этими сообра­жениями, мои родители сказали мне, что я должен идти в дацан. Поэтому в 1992 году после окон­чания средней школы я поступил в Цугольский дацан и после пяти лет обучения там, в начале 1997 года уехал учиться в Индию. С 1997 по 2020 год я находился в Индии.

Трудно было вначале. Мы не знали хорошо тибетский язык, было много нюансов, например, в зависимости от произношения одной буквы – у слова разное значение. Но, когда мы начали понимать язык, интереснее ста­ло учиться.

Еще одной трудностью была тропическая погода, которая нам, сибирякам, не очень под­ходит. Сезон дождей, влажно, жарко, мы жили рядом с морем, оно от нас было в 300 км. Все это влияет на здоровье, мы чувство­вали дискомфорт. Ведь там нет такого, как в России, что по стра­ховому полису оказывается ме­дицинская помощь, мы были еще не привыкшие, все это влияло на процесс обучения.

Методы обучения другие - не как в школе. Жесткий режим дня. В 5 часов подъем, с 6 до 7.30 про­водится хурал, после этого мы приходили домой, и нужно было готовиться к диспутам. На диспу­ты нельзя брать книги - все нуж­но знать наизусть, значит, нужно было перед этим готовиться, особенно тем, кто не владел ти­бетским языком. С 9 до 11 часов проходили диспуты, затем в 11 - обед, а он там бывает рано. После этого кто-то дома занимается, кто-то идет на урок, в зависимо­сти от курса до 5 вечера. В 5 ча­сов полдник, с 6 до 11.30 вечера - вечерние диспуты. Вернувшись домой, мы дорабатывали то, что не знали на диспутах. Ложились спать в час или в два ночи. Понедельник был выходным днем, когда можно отдохнуть.

- Для вас были трудными такие жесткие рамки?

- Если знаешь, ради какой цели и для чего это, тогда не тя­жело. Разве что объем большой. Соответственно, на сон меньше времени остается.

- Часто ли вам удавалось приезжать домой, скучали по родным местам, родственни­кам, друзьям?

- Просто не было времени ду­мать - скучать или нет. Обычно всегда не успеваешь что-то сде­лать.

Так как дорога дальняя, на ро­дину мы приезжали в основном за продлением визы. В первый раз я приехал в 2005 году, потом в 2009-м и в 2014-м. Перед защи­той в 2017 году я приезжал, что­бы собрать деньги для того, что­бы отблагодарить монастырь. В течение 23 лет я получал кров, меня обеспечивали пищей, обу­чали, в знак благодарности нуж­но было провести большой ху­рал и сделать от себя угощение и подарки для 2400 монахов.

- Сколько хувараков из Рос­сии, в частности, из Бурятии обучаются в Гоман дацане?

- Из России примерно 70-80 человек. 23 хуварака из этниче­ской Бурятии учатся на разных курсах.

- Расскажите об учебе на тантрическом факультете.

- Когда я изучал тантру, учил­ся в монастыре Джюдмед на юге Индии, там условия еще тяжелее. В отличие от учебы в Гоман мона­стыре на тантрическом факуль­тете уделяется много времени медитации, визуализации, начи­ная с  2.30 ночи до 5 часов дня,  с перерывами два раза по пять минут и один раз на 30 минут. Потом с 7 до 10 вечера так же проходят занятия

- Во всем мире растет ин­терес к буддизму. Год назад в Бурятии Учение Дуйнхор Ван посетило более 60 тысяч человек. Что такое буддизм, кто может считать себя буд­дистом?

- Буддист - это тот, кто при­нял прибежище в трех Дра­гоценностях (по бур. - этигэл). Буддизм, прежде всего, это раз­витие своего сознания, чтобы соответствовать истинной при­роде вещей, как все существует на самом деле.

Мы живем иллюзиями. На­пример, мы слышим и видим то, что хотим, зачастую не замеча­ем, что происходит вокруг нас. Соответственно, когда не име­ем полной информации, живем какими-то иллюзиями, потому что у нас недостоверная ин­формация об окружающем. И когда мы живем в иллюзиях, не можем принять правильное решение, отсюда и возникают наши страдания. Это просто следствие наших ошибочных действий. Поэтому развивать свое сознание в соответствии с истинной природой вещей - это означает умение замечать все, видеть и, соответственно, иметь больше базы данных для детального анализа, чтобы при­нять правильное решение.

- Какая существует взаи­мосвязь между квантовой физикой и буддизмом, буд­дийским пониманием пу­стотности?

- В квантовой физике гово­рят, что кванты по своей при­роде хаотичны. Они выстраи­ваются в четкую линию, когда появляется наблюдатель. В за­висимости от наблюдателя, от его образа мышления кванты выстраиваются в определен­ном порядке. Такое же есть в буддизме. В буддизме гово­рится, что все происходящее вокруг нас - это есть проекция нашего ума. Все материальное состоит из молекул, когда в своем мышлении мы выстраи­ваем квант, мы соответственно выстраиваем что-то матери­альное вокруг нас. Также меж­ду буддийским пониманием пустотности и теорией относительности Эйнштейна суще­ствует большая взаимосвязь.

- Какие качества в людях вы больше всего цените, по­чему?

- Целеустремленность, уме­ние достичь цели, во что бы то ни стало. И «людей широкой души» - то есть людей, умею­щих поставить себя на место других, прочувствовать их, что они примерно чувствуют. Всег­да уметь прийти на помощь, насколько это возможно, что­бы им было комфортно.

- Нравственное поведе­ние. Отличается ли оно у монахов, лам и простых лю­дей?

- Да, отличается. Монахи должны соблюдать принятые 253 обета, те, кто имеет не­полные монашеские обеты - 36 обетов и 8 обетов, если че­ловек имеет обеты генина или мирянина. Но у всех корень один и тот же - это умение избе­гать десяти не благих действий. Уметь вовремя удержать себя от совершения этих поступков (убийство, прелюбодеяние, во­ровство, ложь и т.д.).

В сутре Будды говорится, что нравственность - это фун­дамент для всех достижений. Всех абсолютно. Не будет нрав­ственности, не будет никаких достижений. Например, совер­шение прелюбодеяния несет очень большой негатив, у муж­чины или женщины - разницы нет. Потому что это расплески­вание жизненной энергии, а жизненная энергия хранится в чакре сердца. Когда большин­ство нашей жизненной энер­гии уходит на безнравственное поведение - например, невер­ность, это пустая трата жиз­ненной энергии. В результате, во-первых, возможно сокра­щение срока жизни, во-вторых, неполноценное потомство. По тантре, если мужчина ведет разгульную жизнь, у его потом­ства резко повышаются шансы возникновения болезней ске­лета, костей, стволовой клет­ки, мозга, ДЦП, аутизма. А если женщина, то появляются шансы возникновения у потомства бо­лезни мягких органов: легких, сердца, печени, кишечника, мышц. Потому что потомству они не передают свою энергию, так как она уже истрачена. Это переходит из жизни в жизнь. Плюс, кто не ведет нравствен­ную жизнь, для него тантра за­крыта, то есть такой человек теряет шанс достичь состояния Пробужденного за одну жизнь, так говорится в тантре.

Я привел последствия со­вершения одного из 10 не­добродетелей - совершение прелюбодеяния (неверности). Также имеются свои послед­ствия при совершении других недобродетелей. Например, когда мы произносим ложь (злословие, пустословие), за­грязняется чакра речи, кото­рая находится в области горла, затем загрязненная жизненная энергия спускается в чакру сердца, отсюда у нас появля­ется упадок сил и т.д. Иногда бывает, что все это не прояв­ляется, потому что у человека очень много накопленных бла­гих заслуг. Но эти заслуги за­канчиваются.

- Сейчас в эру высоких технологий, нехватки време­ни многие люди испытывают стресс, озлобленность. Как с этим справиться, что посове­туете?

- В первую очередь надо знать происхождение стрес­са. Много нужной и не нужной информации засоряет и рас­пыляет наше сознание. И когда распыляется наше сознание, мы не можем завершить ни од­ного дела хорошо. Когда мы не завершаем дело, соответствен­но, остается, какой-то осадок. Этот осадок копится, и потом происходит взрыв - депрес­сия, стресс. А все из-за того, что мы не можем сосредото­читься, не умеем фильтровать информацию, которая нужна именно нам. Начинаем винить правительство и т.д., а начи­нать надо, в первую очередь, с самого себя. Люди себя люби­мых обычно не обвиняют. Это эгоцентризм. Когда человек не может признаться самому себе, что виноват сам, то начинает выплескивать на окружающую среду. Например, в Индии нет пенсии, бесплатной медицины, но люди от этого не озлоблены. Они просто сосредоточены на повседневных делах. Поэтому я советую сосредоточиться на том, что можно сделать, и не распыляться.

- Что пожелаете читате­лям газеты «Бурятия»?

- Обрести свою цель и не жить, как живется.

- Спасибо большое, Доб­дон багша! Желаем вам ско­рейшего возвращения на Ро­дину, в Россию!

Беседу вела Оюнтуя АЛЫМБАЕВА

Фото: Оюнтуя Алымбаева