Жизненные силы поддерживаются осознанными задачами, которые ставит перед собой человек в течение всей жизни, уверен Чимит-Доржи лама Дугаров.
Он поделился своими мыслями о ситуации с пандемией, которая стала сложнейшим тестом для систем здравоохранения всего мира. Как пережить это непростое время, сохранить здоровье, нервы и справиться с прочими издержками грядущего кризиса - в материале газеты «Бурятия».
ЭМЧИ НА ПЕНСИИ
Так он говорит о себе последние годы, с тех пор как свернул «большую» лекарскую деятельность в дацане и Центре восточной медицины.
- Принимаю своих старых пациентов по их просьбам. Но и другим, кто очень нуждается в помощи, стараюсь не отказывать. Как отказать тому, кто прилетел из далекого города или из другой страны? В основном это люди с тяжелыми диагнозами или те, кого результаты лечения в больницах не устраивают. Подарить человеку надежду и оправдать ее – тяжелый труд, - говорит он.
Тем не менее, к нему каждое лето продолжают приезжать его ученики и соратники из Европы, Японии, США. Сам он за свою долгую профессиональную деятельность тоже не раз пересекал границы, моря и океаны - всего побывал в 17 странах мира. Участвовал в международных научных конференциях, часто летает по частным приглашениям.
Например, в Европе хорошо знают, что бурятский эмчи успешно лечит бесплодие, там только в одной Швейцарии растут несколько «его детишек», в России, в том числе и в Бурятии тоже – уже более десятка.
- Еще весной собирался лететь в Швейцарию по частному приглашению, но тут пандемия, пропала шенгенская виза, - говорит он и показывает фото счастливой семьи с малышом. - Но они ждут теперь открытия границ, чтобы я снова мог лететь к ним.
Интересуюсь его молодыми коллегами, которые приезжают из Швейцарии каждое лето и живут по два месяца на Байкале, в горах Тунки и Оки, собирая лечебные травы.
- Да, приедут в начале августа. Поедем, как обычно, экспедицией, заготавливать травы. Шесть недель живут, работают, отдыхают. Это молодые ученые, ведут изыскания по стволовым клеткам, а в Бурятию они просто влюблены, - поделился эмчи-лама.
ДОКТОР ТЕОЛОГИИ
По словам Чимит-Доржи ламы, дар целителя по наследству не передается, может быть - предрасположенность. Чтобы лечить людей, надо много учиться и работать над собой. Дети и внуки по его стопам не пошли, так же, как и родители, ничем таким не занимались.
Сам Дугаров начал путь к своей профессии в далекие 60-е годы. Может, это была случайность, а может, все-таки предначертание, но после окончания школы волей случая (заболел гайморитом) он попал в глухую деревню Мухор-Кунлуй Забайкальского края на лечение к известному тибетскому эмчи-ламе Цырен-Базару Гармаеву. Он и стал его учителем, преподававшим первые уроки тибетской медицины. Юный Чимит-Доржи прожил у него два года, учился собирать травы, делать из них лекарства и лечить людей.
- Даже в то время, когда такое лечение, как и сами ламы, было под запретом, в день приходило по 50 человек, - вспоминает наш собеседник.
Молодой помощник проникся делом своего учителя, решил продолжить обучение и поехал в Улан-Удэ. Здесь он работал в отделе тибетской медицины Сибирского отделения РАН вместе со старыми ламами, уцелевшими после репрессий. Они открыли ему много тонкостей тибетской оздоровительной системы.
В 1969-м Чимит-Доржи Дугаров отправился в Монголию в Буддийский институт при Гандан-дацане в Улан-Баторе. Окончил в 1976 году, защитив диплом по тибетской медицине. С 1988 по 1990 год проходил стажировку в Тибетском медицинском центре в индийской Дхармасале - в фармацевтическом и клиническом отделениях, где эмчи-ламы принимают больных и лечат. Защитил ученую степень «габжи-лама» (доктор теологии).
В богатой биографии бурятского ламы есть даже участие …в Олимпиаде! В далеком 1980 году Чимит-Доржи Дугаров ездил на Олимпиаду в Москву. Дело в том, что по регламенту Международного олимпийского комитета в олимпийской деревне должны были быть устроены специальные молельные дома. В каждом из них находилось по несколько групп священнослужителей всех крупных религий мира. Должен быть представлен и буддизм. И хотя в Советском Союзе официально не было ни одной религии, все же советская власть решила представить буддизм собственными ресурсами. В частности, для создания «буддийского уголка» в олимпийскую деревню из Бурятии были приглашены два ламы. Это были Жамьян Шагдаров и Чимит-Доржи Дугаров.
- Ничего такого мы там не делали, целыми днями сидели в молельном домике. Изредка по очереди прогуливались по Олимпийской деревне, и все. Спортсмены - народ суеверный, но даже не это было главным. Нам дали негласную установку: чтобы во время Олимпиады не было дождя. 37 дней мы там сидели, и дождя действительно не было, - вспоминает он.
ЛЕКАРСТВО ОТ ВИРУСА
- Подозреваю, коронавирус отступит небыстро, - говорит уважаемый Чимит-Доржи лама.
Но и повода для паники и истерии тоже нет, считает многоопытный эмчи. Говорить о случаях «чудесного излечения» он не любит. Но многие из его пациентов с онкологическими заболеваниями, СПИДом и другими тяжелыми диагнозами действительно излечивались, завели семьи, родили детей и дожили до глубокой старости. Но это не чудеса, это правильно подобранный комплекс лечения.
- Чтобы получилось снадобье, которое «попадет в цель», оно должно быть выведено методом точного математического моделирования. Все это отшлифовывалось тибетскими монахами на протяжении тысячелетий. Чтобы получился «работающий» материал, хороший лекарь должен знать математику. При этом важно просчитать главный принцип любого врача – не навреди, - говорит он.
И добавляет, что еще одна важная составляющая успешного лечения и излечения – это вера. Вера в широком понимании, и складывается она из веры пациента в свое излечение, веры в себя, веры в своего целителя. А целителя, в свою очередь, ведут его божества.
- Вы сказали, что разработали собственный препарат для лечения новой коронавирусной инфекции, - спрашиваю у него.
- Заболел мой родственник, который живет в Санкт-Петербурге. Поражение легких составило критические 90 процентов - три раза был на грани клинической смерти. И клиника хорошая, дорогая, но жизнь его была на волоске, и динамики положительной не было. Я приготовил лекарство, отправил ему в Питер. Он до сих в больнице, но идет на поправку. Врачи у него спрашивают, что это он такое пьет, а он отвечает - я бурят, мне надо принимать это лекарство, - улыбается лекарь.
В свои 78 лет бурятский лекарь анализирует ситуацию с коронавирусом и вынашивает новые планы по реализации его мечты.
- Мы живем в непредсказуемое время, не знаем, что будет завтра. Личный врач Далай ламы говорил, что все болезни уже есть в литературе, но в будущем появятся 18 новых разновидностей болезни. И это станет вызовом человечеству. Я сейчас понимаю, это связано с развитием научно-технического прогресса, с изменением среды обитания человека, экологии, перенаселенности Земли и многие другие факторы. А в буддизме есть понятие хозяев гор, рек, озер, океанов, и они возмущены таким отношением и давлением на экологию, - уверен Чимит-Доржи лама.
Каждое утро уважаемый лама начинает с вознесения молитв и чтения сутр. Есть у него давняя мечта, самое большое желание - узаконить, наконец, тибетскую медицину в Бурятии. Сертифицировать свои препараты. Это в силах Народного Хурала, уверен он. Есть БНЦ, есть медицинский факультет в БГУ, где можно открыть подготовку с дополнительной специализацией «Аюрвед». Есть даже база - Центр восточной медицины. Нужна только добрая воля чиновников и известных лиц от политики.