Общество 19 авг 2020 870

В грозовом небе родины: как в Бурятии готовили лётчиков

Летом 1934-го в Верхнеудинске открылся аэроклуб. Из Москвы прибыли инструк­торы, авиатехники и три учебных самолета У-2. Днем курсанты работали, а вече­ром изучали теорию полета, аэронавигацию, материаль­ную часть самолета. После классных занятий начина­лась летная подготовка, сообщает газета «Бурятия».

В 1939-м в аэроклубе состо­ялся очередной выпуск. Техникой пилотирования на У-2 успешно овладели кур­санты Букатов, Нарыгин, Бро­динский, Исаев, Сычёв, Соло­щенко, Рожин и др. Здесь же выросли свои командные кадры.

Первоначальную летную подготовку в аэроклубе прохо­дили и девушки – Мария Сер­кова, Устинья Бараникова, Дора Константинова и др.

Предчувствие войны

Выступая от имени товари­щей на собрании в аэроклу­бе, курсант Л. Петинов сказал: «Фашистская Германия готовит большую воздушную армию для агрессивных целей. Мы должны удвоить наши усилия по подго­товке летчиков Военно-воздуш­ных сил страны. Я с большим желанием осваиваю мастерство летного дела. Если понадобит­ся, буду бить врага с воздуха». И когда началась война, Петинов сдержал свою клятву.

Десятки бывших курсантов стали военными летчиками. И в их числе – рабочий хлебозавода Соловьёв, преподаватель шко­лы им. Блюхера Петров, токарь ПВЗ Колонтай и др.

Многие курсанты Улан-Удэн­ского аэроклуба были зачис­лены в находящуюся в городе Забайкальскую военную школу пилотов, начальником которой в начале войны назначен ге­нерал-майор Г.Н. Захаров. Он передавал молодым летчикам свой опыт воздушных боев, приобретенный в небе Испании и Монголии. После пребывания в Забайкальской военной шко­ле Захаров командовал 303-й истребительной авиаэскадрильей, в составе которой во­евала французская эскадрилья «Нормандия-Неман».

Летному мастерству в Забай­кальской школе курсантов обу­чал Ю.А. Гарнаев, который уже обрел боевой опыт, участвуя во время пограничного конфлик­та в районе реки Халхин-Гол, и успел получить свою первую награду – медаль «За отвагу». В августе 1945 в составе войск За­байкальского фронта он вместе со своими бывшими курсанта­ми принял участие в разгроме Квантунской армии японцев, его ратные заслуги были отме­чены второй медалью «За отва­гу». Позднее, став летчиком-ис­пытателем, за 30 лет своей яркой жизни Гарнаев освоил и испытал 120 типов летательных аппаратов. За этот поистине титанический труд он удостоен звания Героя Советского Союза и заслуженного летчика-испы­тателя.

81-я эскадрилья

В 1941 году на базе Улан-Удэнского авиапредприятия и аэроклуба Осоавиахима орга­низовано новое учебное заве­дение – 81-я эскадрилья Вос­точно-Сибирского управления гражданской авиации. Команди­ром ее стал Р. Напреев, началь­ником штаба П. Зюбр.

Для обучения курсантов прибыли 20 опытных инструк­торов из Тамбовского летного училища, владевших техникой пилотирования самолетов У-2 и бомбардировщиков СБ. Вскоре в эскадрилью прибыло 20 новых самолетов. Перед командовани­ем была поставлена задача – в короткий срок обучить технике пилотирования летчиков для фронта. Задача была выполнена.

Первый выпуск 81-й авиаэскадрильи был полностью передан в Забайкальскую лет­ную школу, второй – в Новоси­бирскую бомбардировочную школу. Некоторые выпускни­ки направлены во фронтовые авиационные подразделения. Вслед за ними отбыли на фронт командир отряда И. Дмитриев, командир звена Д. Непомнящих, инструкторы Кузьмин, Гридасов, Титов, и др.

Многие из курсантов по­сле переучивания в военных летных школах садились за штурвал истребителя, бом­бардировщика или штурмови­ка и вступали в смертельную схватку с фашистами. На пятый день войны в небе над Ленин­градом бывший аэроклубовец Пётр Харитонов, расстреляв в воздушном бою весь боезапас, таранил немецкий бомбарди­ровщик. 8 июля 1941 г. ему при­своено звание Героя Советско­го Союза. Позже он совершил еще один воздушный таран и награждён вторым орденом Ленина. Всего за годы войны Пётр Тимофеевич совершил 180 боевых вылетов. В мирное время окончил Военно-воз­душную академию и в звании подполковника командовал авиационным полком.

После окончания Улан-Удэн­ского аэроклуба В.П. Михалёва, как одного из лучших пилотов, оставили работать инструкто­ром. И лишь в мае 1943 г. он до­бился отправки на фронт и был назначен командиром эска­дрильи истребительного ави­ационного полка. Много раз ему приходилось встречаться с противником в воздушных боях, и каждый раз враг об­ращался в бегство, оставляя в небе черные трассы от горя­щих самолетов. Дважды, израс­ходовав боеприпасы, Михалёв таранил вражеские самолеты. На его личном счету было 26 сбитых фашистских самолетов, а эскадрилья под его командо­ванием произвела свыше 600 вылетов, участвовала в 50 воз­душных боях. И не случайно 1 июня 1944 г. Василию Павлови­чу присвоено звание Героя Со­ветского Союза.

Закончил войну майор Михалёв в должности зам­командира полка. Его грудь украшали два ордена Ленина, ордена Боевого Красного Зна­мени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й сте­пени, Красной Звезды и много медалей. В послевоенные годы полковник Михалёв летал на реактивных истребителях, был участником трех воздушных парадов в Москве.

Крылатое племя

Число Героев пополнили еще несколько наших земля­ков. Выпускник 65-й улан-удэн­ской школы Григорий Асеев встретил начало войны летчи­ком морской авиации Север­ного флота. Он совершил 81 боевой вылет, на его счету 23 торпедных атаки, свыше десят­ка транспортных и каботажных судов, два сторожевых кора­бля. За проявленные доблесть и мужество при выполнении боевых заданий он награжден орденами Боевого Красного Знамени и Отечественной вой­ны 2-й степени.

16 октября 1944 г. экипаж са­молета-торпедоносца, членом которого был Асеев, совершил бессмертный подвиг. На горя­щей машине летчики атаковали вражеский конвой и потопили транспортный корабль против­ника водоизмещением 6 тысяч тонн. Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР Григорию Сафроновичу Асееву посмертно присвоено звание Героя Со­ветского Союза.

Борис Быстрых в 1939 г. окончил Балашовское летное училище ГВФ и летал над воз­душными просторами Сибири, перевозя пассажиров, грузы, почту. С началом Великой Оте­чественной войны он воюет в составе 99-го бомбардировоч­ного авиаполка, преобразо­ванного после битвы на Волге в 96-й гвардейский Сталинград­ский. Старший лейтенант Бы­стрых совершил более 190 бо­евых вылетов. 5 ноября 1942 г. ему присвоено звание Героя Светского Союза.

В июне 1943 г. во время вы­полнения очередного боевого задания летчик погиб. Борис Степанович навечно зачислен в списки личного состава полка. На родине Героя – в Бабушкине – в филиале республиканского краеведческого музея создан стенд, посвященный Быстрых.

В начале Великой Отече­ственной С.И. Вандышев слу­жил в штурмовом полку и на штурмовике Ил-2, прозванном немцами «черной смертью», совершил 158 боевых вылетов, участвовал в 52 воздушных сражениях, сбил несколько самолетов противника. Шесть раз был подбит и каждый раз возвращался в строй. Будучи подбитым в седьмой раз, по­пал в плен, но вместе с группой товарищей, уничтожив охрану, устроил побег из концлагеря около трех тысяч военноплен­ных.

Вернувшись в строй, ко­мандовал эскадрильей 93-го гвардейского Запорожского штурмового полка, сделал пять боевых влетов при штур­ме Берлина. За заслуги перед Отечеством Сергей Иванович награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени, ор­деном Александра Невского, двумя орденами Отечествен­ной войны, многими боевыми медалями. За подвиги на фрон­те он дважды представлялся к званию Героя и лишь спустя 50 лет, 6 мая 1994 г., Указом Пре­зидента РФ Вандышеву присво­ено звание Героя Российской Федерации.

С июля 1942 г. В.Н. Яшин от­важно сражался с фашистски­ми стервятниками в грозовом небе Родины. К августу 1944-го он совершил 184 боевых выле­та и в 42-х воздушных боях сбил 16 вражеских самолетов. 26 октября 1944 г. ему присвоили звание Героя Советского Сою­за. 1 мая 1945 г. капитан Яшин сбил над Берлином два немец­ких «фоккевульфа» и закончил счет сбитых им лично враже­ских самолетов цифрой 25.

Помимо Звезды Героя, он награжден двумя орденами Ле­нина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, двумя ор­денами Отечественной войны 1-й степени, несколькими ме­далями. В апреле 1949 г. Виктор Николаевич приехал в Улан-Удэ и работал на авиазаводе летчи­ком-испытателем.

(Окончание следует).

Евгений ГОЛУБЕВ

Читайте также