В один год с Петром Харитоновым радость первых полетов над Селенгинской долиной испытал и 18-летний токарь ПВРЗ Георгий Агильдин.
Когда аэроклубовцы разъехались по разным военным школам, он попал в ВВС Тихоокеанского флота. Служил сначала в запасном, а затем в 19-м истребительном полку. Во время войны охранял коммуникации кораблей и военно-морские базы Приморского края. Когда начались боевые действия с японцами, эскадрилья Як-9, в которой служил Агильдин, участвовала в налетах на войска, аэродромы, железнодорожные станции, огневые позиции врага.
В послевоенные годы Георгий Яковлевич служил в ВВС Тихоокеанского флота. На истребителях (в том числе – на реактивных МиГах) налетал более двух тысяч часов, что удавалось не каждому. Демобилизовавшись летчиком 1-го класса, работал на Улан-Удэнском авиапредприятии. Стал вертолетчиком и на Ми-4 облетел всю республику и соседние области. Помогал геологам в поисках подземных кладов, тюменской нефти.
ОРДЕНОНОСЦЫ
В Забайкальской военной школе пилотов начиналась армейская жизнь Романа Башинова. Его наставником был Юрий Гарнаев. В ряды фронтовых летчиков лейтенант Башинов попал в 1943-м году, накануне Курской битвы. Боевое крещение было удачным – он сбил двухмоторный «Юнкерс-88». За войну Башинов лично сбил 6 вражеских самолетов и 4 – в групповых боях. Во фронтовом небе был подбит четырежды, последний раз 26 апреля 1945 г. под Берлином. Удостоен многих боевых наград. В пос- левоенные годы вернулся в Бурятию, служил в аэрофлоте.
Летчик истребительной авиации, бывший аэроклубовец М.С. Рожин 120 раз поднимался во фронтовое небо. Службу начал в 848-м авиаполку, который в 1943 г. прибыл в Харьков. На 1-м Белорусском фронте сбил несколько немецких самолетов. Рожин награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и орденом Красной Звезды. На 3-м Украинском – удостоен ордена Боевого Красного Знамени. День Победы встретил в Австрии, близ Вены. После войны пилотировал на реактивных самолетах и закончил службу в ВВС в звании подполковника.
Бывший инструктор 81-й эскадрильи ГВФ Василий Гридасов служил в Карело-Финской авиагруппе особого назначения. Сначала перевозил оружие и бое- припасы, эвакуировал раненых. Затем забрасывал в тыл противника наших разведчиков, бомбил немецкие аэродромы и другие цели. За время пребывания на фронте Гридасов выполнил 122 боевых вылета, совершил 18 посадок в тылу врага. В армии, а затем в гражданской авиации он прослужил более 50 лет. Летал на реактивном Ил-28 и вертолете Ми-4. Награжден 18 орденами и медалями.
Бывший командир Ил-4, а в мирные годы ветеран-наставник Улан-Удэнского авиапредприятия Базар-Гуро Цыденов, вспоминая фронтовые полеты в авиации дальнего действия, рассказывал: «В небо уходили под вечер с полной загрузкой. В одну ночь летали на Штеттин, а в другую – на Данциг, Лиепаю, Кенигсберг, Свинемюнде. Противник встречал нас массированным зенитным огнем… Бомбили Берлин. День Победы праздновали в Польше, где базировались наши «Илы»… Авиации отдал почти 20 лет. Служил в авиачастях на Курилах, Сахалине, Чукотке. Позже облетал всю республику и соседние области».
В летную книжку Сергея Рандина, воевавшего во 2-м гвардейском дважды Краснознаменном Смоленско-Будапештско-Берлинском бомбардировочном полку авиации дальнего действия, внесены записи не только о боевых вылетах на бомбежку немецких войск, но и испытательные полеты, в частности, во главе экипажа реактивного бомбардировщика Ту-16. За участие в ВОВ и испытание новейшего авиационного вооружения бывший курсант 81-й авиаэскадрильи капитан Рандин удостоен орденов Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и 14 медалей.
«НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ»
Катя Шабельская трижды просила в военкомате об отправке на фронт, считая, что занятия в аэроклубе и в санитарном кружке, дают ей право внеочередного призыва в действующую армию. Но каждый раз из-за больной матери ее оставляли дома. И все же в четвертый раз добилась своего. Правда, в авиачасти, куда ее направили, увидев красивый каллиграфический почерк девушки, ее сначала назначили писарем. Но она не прекращала настойчивых просьб: «Хочу летать!». И ей разрешили.
В дни боев над Кенигсбергом она впервые села в кабину бомбардировщика в качестве воздушного стрелка. И вскоре на ее счету появились налеты на немецкие позиции, подавленные огневые точки, взорванные вражеские склады. Свидетельством тому – боевые медали и благодарности командования.
Кате Левицкой, которая тоже рвалась на фронт, не исполнилось еще и 17-и, когда ее приняли на курсы шоферов. После их успешного окончания девушку отправили в подмосковную школу радистов. Оттуда Левицкая получила назначение в гвардейский авиационный полк, которым командовала прославленная летчица, Герой Советского Союза Марина Раскова. Первые боевые вылеты на По-2 в качестве стрелка-радиста – бомбардировки вражеских позиций и складов, чаще всего ночью. Во время одного из полетов снаряд угодил в крыло самолета. С трудом удалось посадить подбитую машину на лесной поляне. При посадке пострадала и сама Левицкая: сильно ударилась головой о приборную доску.
После госпиталя ее перевели радисткой на стартовый командный пункт аэродрома. И снова начались фронтовые будни – на этот раз на земле: радиосопровождение экипажей своих подруг, прием сигналов о выполнении боевого задания. После войны Евгения выбрала одну из самых мирных профессий – учитель. И часто в беседах со своими воспитанниками рассказывала о подвигах своих однополчан в грозовом небе Родины.
ПОДАРОК ОТЦА
Уроженец Бичуры командир Ил-4 Владимир Петров, летавший на самолете, построенном на личные сбережения его отца и подаренном им сыну, служил в 19-м полку 2-й гвардейской Севастопольско-Берлинской бомбардировочной дивизии. Лейтенант Петров бомбил военно-промышленные объекты Бреслау, Кенигсберга, Данцига, Пиллау, Берлина.
Даширабдан Батожабай, будущий народный писатель Бурятии, тоже прошел летную подготовку в 81-й эскадрилье. В 1942-м влился в состав фронтовых летчиков авиации дальнего действия и летал бомбить немецкие города.
Уроженец Баргузина Юрий Абросимов – бывший воздушный стрелок на ДБ-3. В составе 22-го дальнебомбардировочного авиаполка в качестве воздушного стрелка самолета ДБ-3 участвовал в знаменитых налетах на Берлин в 1941 году, в бомбардировках фашистских войск под Москвой и Сталинградом, на Украине. Бомбил военные объекты противника в Польше и Венгрии. Был ранен и сбит над Будапештом. Попал в плен и спасся с помощью югославского врача. Награжден: орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта». В послевоенные годы трудился доцентом кафедры научного коммунизма БГПИ им. Доржи Банзарова.
Пилотов-асов для авиации дальнего действия готовила Новосибирская военная летная школа. В нее попал почти весь второй выпуск Улан-Удэнской 81-й эскадрильи.
Пётр Берёзкин был командиром Ил-4 в 10-м Гвардейском авиаполку. С неба добивал отступающие немецко-фашистские войска, а затем совершал испытательные полеты на новом дальнем бомбардировщике Ер-2, на реактивных машинах.
Василий Белых после Новосибирской окончил Кирсановскую школу ночных летчиков. Командир Ил-4 сражался в 5-м Гвардейском Севастопольском Краснознаменном полку. После войны летал на реактивном Ту-16. Участвовал в воздушных парадах над Красной площадью в Москве. В одной части с ним служил бывший курсант Улан-Удэнской эскадрильи Леонид Гамала, который после войны в звании полковника командовал бомбардировочным полком.
Не вернулись с фронта домой, в Бурятию, многие бывшие аэроклубовцы и курсанты 81-й эскадрильи. Так, не довелось дожить до Дня Победы Дамбе Жанчипову, сражавшемуся в 149-м авиаполку и совершившему около 20 боевых вылетов. Летчик-истребитель Анатолий Никутов совершил свыше 20 боевых вылетов. Войну закончил под Гамбургом. Награжден несколькими орденами и медалями. В мирное время стал летчиком-испытателем и в 1949-м погиб при испытании нового самолета.
Оставшиеся в живых продолжили служить в авиации или же изменили местожительство. Но навсегда сохранили память о своих первых полетах в небе Бурятии.
Евгений ГОЛУБЕВ