Общество 4 сен 2020 1112

​Город в дыму: улан-удэнцам приходится мириться с запахом гари круглый год

© фото: Фото из паблика anonim_03

В последние несколько дней жи­тели столицы Бурятии ощущали стойкий запах дыма. Тревожные со­общения о невыносимом запахе по­ступали из разных районов города.

ПРИЧИНА ДЫМА

«Это туман? А пахнет дымом», – пи­шет житель города в паблике «Аноним 03», прикрепив фотографию, сделанную в районе 20А квартала. На ней видно, как густая пелена практически полно­стью скрыла обзор на городскую пано­раму. Соцсети и мессенджеры «стояли на ушах»: улан-удэнцы никак не могли понять причин задымленности, ведь информации о том, что где-то горят леса, не было.

Вскоре, вроде бы, нашли предполо­жительную причину – горит полигон ДНТ «Багульник» возле села Нижний Саянтуй в Тарбагатайском районе. 29 августа там произошло возгорание мусора. За два дня пожарным и местным работникам удалось ликвидировать от­крытый огонь с помощью тяжелой тех­ники коммунальных служб: в частности, на засыпку ушло 4,5 тысячи кубометров песка. Работы были продолжены и в воскресенье. С огнем удалось спра­виться, но все еще сохранялось сильное задымление. Мэр Улан-Удэ Игорь Шу­тенков поручил комитету городского хозяйства ликвидировать дым в тече­ние суток.

- В настоящее время все очаги засы­паны, задымление отсутствует и проводятся круглосуточное наблюдение и контроль за всей территорией полиго­на, – сообщили позже в ведомстве.

Чуть ранее источник запаха, в част­ности, на территории левобережья, пытался выяснить депутат Госдумы от Бурятии Николай Будуев. Свою версию народный избранник изложил на своей странице в соцсети.

- Видимо, это ИП Тонконогова в по­селке Сотниково. Судя по всему, глубокими ночами, часа в два-три, жгут отходы нефтепродуктов, отработку ма­шинного масла, медицинские отходы и т.д. Задыхаются Сотниково, Тулунжа, окрестные ДНТ, тысячи наших земляков, – пишет Будуев. – Дым доходит даже до центра города. Сегодня (то есть 28 ав­густа) сходил на прием к руководителю Росприроднадзора по Бурятии Ольге Коломеец с просьбой провести провер­ку.

В ведомстве депутату ГД ответили, что ранее жалоб от местных жителей на дым не было, затем появилось несколь­ко, на что в Росприроднадзоре отреаги­ровали и провели проверку. Однако Бу­дуева не устроило само время проверки (20:00), потому что по его информации, жгут мусор именно ночью. Депутат при­шел к выводу, что с таким подходом на­рушителей не поймают никогда.

УЖЕ ПРИВЫКЛИ

В целом, проблема с дымом в городе и районах республики фактически круглогодичная. Если летом его приносят пожары, то зимой, в основном, грешат на частные дома и местные предприя­тия. В зимний период углем и дровами отапливается несколько десятков тысяч домов, при сгорании топлива выделя­ются вредные для здоровья продукты горения. В частности, уголь приводит к выбросам серы и других токсичных ве­ществ, которые не разрушаются даже при хорошем уровне сгорания. Накапливаясь в атмосфере, они вызывают проблемы с сердечно-сосудистой системой. Все это давно известно, но раз и навсегда решить проблему пока не получается. В свое время Минприроды Бурятии призывало горожан отказаться от угля и перейти на топливные грану­лы, древесные брикеты, газ или централизованное отопление. Но их стоимость – пока главное препятствие на пути к экологической сознательности наших граждан.

В соседней Монголии, где пробле­ма с грязным воздухом стоит намного острее, правительство решает вопрос на законодательном уровне. В частности, одной из популярных инициатив стало введение бесплатного ночного тарифа для жителей юрточных приго­родов Улан-Батора, ранее привыкших отапливаться углем и создававших наи­больший урон для местной экологии. Улан-удэнский смог – не такой знаме­нитый, как улан-баторский, но не менее опасный. Столица нашей республики регулярно оказывается в списке горо­дов России с самым грязным воздухом, наряду с Красноярском, признанным лидером в этом антирейтинге.

Свою отрицательную лепту вносят и особенности ландшафта местности: Улан-Удэ находится в межгорной котло­вине, поэтому свободная циркуляция воздуха несколько затруднена, вредные вещества скапливаются в приземном слое атмосферы, и при высокой влаж­ности образуется смог.

По данным Минприроды РБ, ос­новные источники грязного воздуха в Улан-Удэ – предприятия теплоэнергети­ки и котельные, а затем уже печи част­ного сектора, автотранспорт и лесные пожары. Кроме того, в атмосферу го­рода попадают вещества из 3467 про­мышленных источников загрязнения. Самыми значимыми предприятиями с точки зрения выбросов являются: ТЭЦ-1 (более 33 %), ТЭЦ-2 (19 %) и У-УЭК (17,5 %).

В конце августа в мэрии состоялось совещание, посвященное вопросу загрязнения воздуха, на котором озву­чили крайне тревожную информацию: выбросы газа бензапирена, являюще­гося одним из опаснейших продуктов горения, в Улан-Удэ превысили норму в 30 раз.

Тогда в качестве выхода ТГК-14 пред­ложила ввести новый налог для жителей частного сектора, иначе говоря, плату за выбросы для котлов и домов с печным и твердотопливным отопле­нием. Однако это предложение зако­номерно натолкнулось на вопросы. Как отметил тогда Глава Бурятии Алексей Цыденов, прежде чем вносить какие-то требования, жителям необходимо предоставить доступную альтернативу.

- Когда мы дадим экономически до­ступную и экологически чистую альтернативу, тогда, наверное, и будем вносить требования о переходе на экологиче­ски чистый вид топлива. Но до этого никаких требований не будет, – отметил Алексей Цыденов.

Специалисты и ученые предложили постепенное снижение нагрузки ТЭЦ-1 и дальнейшее ее консервирование. В то же время ТЭЦ-2, работающая не на пол­ную мощность, должна быть достроена. Но пока это возможно исключительно с привлечением федеральных средств, сама республика такие траты не потя­нет.

Недавно мэрия Улан-Удэ создала проектный офис «Воздух», который подготовит поправки в республиканский закон «Об охране атмосферного воз­духа» для улучшения экологии города. Внутри рабочей комиссии сформиро­ваны две постоянные рабочие группы – «технологическая» (по технологиям и теплоэнергетике) и «мониторинг» (по замерам и мониторингу состояния воз­духа). В них участвуют ученые, экологи, федеральные и республиканские ве­домства.

В частности, ученые БИП СО РАН предлагают совершенствование систе­мы мониторинга.

- Контроль должен быть не только за стационарными источниками, но и за ат­мосферным воздухом, чтобы выяснить на какой высоте образуются инверсии, ареалы наибольшего риска по разным компонентам. Это должно отражаться в схемах территориального планирова­ния, – рассказал тогда главный научный сотрудник лаборатории геостратегиче­ских исследований и пространствен­ного развития Байкальского институ­та природопользования СО РАН Баир Гомбоев. – При этом в мире существует политика отказа от дизельного топлива и т.д. Надо большое внимание уделять цене вопроса. Сколько это будет стоить для рядового жителя? Сколько может дотировать государство, республика, мэрия закупку бездымного топлива, чтобы заинтересовать людей использо­вать экологически чистое топливо.

Две недели назад, на площадке Эт­нографического музея прошла презен­тация нового вида инновационного топлива на основе угля, перевести на который в перспективе можно частный сектор, а также котельные юрлиц и ма­газинов.

При горении инновационное то­пливо выделяет в десятки раз меньше вредных веществ. А если организовать его производство в Улан-Удэ, то можно приблизить себестоимость выработки к цене обычного угля.

Власти города и республики посто­янно отмечают, что проблема грязного атмосферного воздуха является одной из самых острых, и от ее скорейшего решения зависит и уровень здоровья наших граждан. Эти и другие исследова­ния включили в научно-исследователь­скую работу для оценки эффективности применения современных технологий и разработок по снижению выбросов, загрязняющих атмосферный воздух. До декабря 2021 года работу обещают вы­полнить.

ДЫМОВАЯ ЗАВЕСА

Согласно информации МЧС, смог в эти дни наблюдался в Улан-Удэ, а также в Бичурском, Иволгинском, Кабанском, Кяхтинском, Прибайкальском и Селен­гинском районах.

Ответ на актуальный вопрос, поче­му же пахнет дымом сейчас, когда оча­гов возгораний в лесах республики не наблюдается, дали в республиканском агентстве лесного хозяйства.

- Дым, затянувший город и пригород Улан-Удэ, не связан с лесными пожара­ми в Бурятии. Появление дыма связано с лесными пожарами в Красноярском крае и Иркутской области, – заявили в РАЛХ.

Так что с привнесенной из других ре­гионов дымовой завесой местным жи­телям пока придется смириться. Сейчас, как отмечают некоторые, она пошла на спад.

Автор: Антон ИРШУТОВ

Фото: Фото из паблика anonim_03