Общество 18 сен 2020 559

Призвание – доброволец: Волонтёры Бурятии на страже безопасности

Добровольческая помощь при ЧС может стать более эффективной, если правильно ее организовать

Добровольческая помощь при ЧС может стать более эффективной, если правильно ее организовать. В этом направлении несколько лет успешно работает АНО «Доброволь­ческий корпус Байкала» (ДКБ).

В этом году организации исполняет­ся пять лет. Ее история началась в 2015-м, когда в республике, как и по всей стране, бушевали лесные пожары. Тогда волонтеры и просто неравнодуш­ные люди, понимая всю тяжесть складывающейся ситуации, решили оказать помощь государственным противопо­жарным службам, в течение не одного месяца боровшимся с огненной стихией.

«СИБИРСКИЙ ПАТРУЛЬ»

Одним из первых Солбон Санжи­ев тогда самостоятельно отправился в полыхающий Прибайкальский рай­он. Как признается командир ДКБ Ан­дрей Бородин, его пример, а также деятельность в соседних регионах, где создавались добровольческие отряды, вдохновили организовывать работу по сбору средств на инвентарь, продукты питания и снаряжение для отрядов авиационной пожарной службы, а также на оборудование для добровольцев, что­бы те смогли принять участие в ликви­дации ЧС. Самым первым был выезд на обустройство минерализованной поло­сы на сильно пострадавшем от огня по­луострове Святой Нос. Итогом той рабо­ты стала регистрация АНО, получившей название «Добровольческий корпус Байкала», его цель – организация про­ведения аварийно-спасательных и восстановительных работ

С 2015 по 2019 год члены ДКБ совер­шили более 50 выездов на тушение природных пожаров, провели множество общественных инициатив, мастер-клас­сов, семинаров и классных часов. С тех пор организация успела выиграть пре­зидентские гранты, субсидии МЧС, поучаствовать в ликвидации последствий огненной стихии в Черемушках Прибай­кальского района, торфяных пожаров в Кабанском районе, мучавших местных жителей годами.

В этом году организация на средства президентского гранта запустила про­ект «Сибирский патруль». Фактически это расширение другого их детища - проекта «Байкальский патруль».

- Каждый год на майские праздни­ки люди выезжают на природу, жарят шашлыки, тем самым увеличивая веро­ятность возгораний из-за костров. Мы выезжаем в пожароопасные районы, организовываем полевой обучающий лагерь, проводим так около недели, па­трулируя территорию и ведя информа­ционно-просветительскую работу сре­ди отдыхающих. Как только появляется угроза травяного или лесного пожара, мы оперативно реагируем, - отмечает Андрей Бородин.

Идея «Сибирского патруля» заключа­ется в том, чтобы распространить имеющийся опыт обучающих полевых лаге­рей и на соседние регионы. В 2020 году провели их в Забайкальском и Красно­ярском краях. Там местных доброволь­цев обучили технологиям тушения лес­ных пожаров, работе с оборудованием, коммуникации с населением.

За 3 года участия в президентских грантах у корпуса сформировалась хорошая материально-техническая база: палатки, мебель, котловое оборудова­ние.

При поддержке ведущих российских и международных компаний ДКБ также создал Ресурсный центр противопо­жарного добровольчества в Сибири, который вместе с госструктурами участвует в тушении природных пожаров и первыми прибывает на место огненной катастрофы.

- Восемь крупнейших компаний перечислили нам по 300 тысяч на под­держку группы добровольных пожар­ных. Экипировка одной группы из 10 человек в эту сумму и обходится: это мотопомпы, воздуходувки, ранцевые огне­тушители, спецодежда, а также привив­ки, обучение. Проект уникален тем, что наша местная бурятская организация работает с такими крупными брендами. Здесь, конечно, степень доверия связа­на с Фондом президентских грантов, это своего рода гарантия для них, - расска­зал Андрей Бородин.

Сейчас корпус ведет активную ра­боту по созданию Ресурсного центра экологического добровольчества в Си­бирском регионе. Единый центр должен обеспечить прозрачное и оперативное управление волонтерскими проектами, предоставить группам добровольцев кадровую поддержку и ресурсы для по­вышения квалификации. В условиях ЧС он позволит оперативно развертывать полевые лагеря и привлекать государ­ственные и спонсорские средства для ликвидации бедствий.

- В идеале наша мечта - организо­вать экологический «Артек» на Байкале, - признается Андрей. – Дело в том, что ниша экологического движения для де­тей и подростков никем не занята, профильной программы подготовки у нас в стране тоже нет. Хотя именно сейчас это актуально как никогда – тут вам и ситу­ация с коронавирусом, с теми же пожа­рами. Экологическое мышление нужно прививать.

ОБЪЕДИНЁННАЯ КОМАНДА

Одно из новых направлений дея­тельности организации – создание на базе корпуса объединенного ресурс­ного центра, в который вошли сразу несколько добровольческих организа­ций на территории Бурятии. Они смо­гут обмениваться материальными за­пасами, инструментами, техническими средствами, оборудованием, а также плотнее сотрудничать при ликвидации ЧС и оказании помощи пострадавшим. Инициатива по созданию объединения поддержана ГУ МЧС по Бурятии, а также Республиканским агентством по граж­данской обороне и чрезвычайным ситу­ациям.

В него вошли региональное отделе­ние Центра по поиску пропавших людей «Лиза Алерт», «Большая Байкальская тропа», члены которой постоянно работают с туристской инфраструктурой в труднодоступной местности, Федера­ция экстремальных видов спорта «Бай­кальский экстрим», имеющая большой опыт реагирования в сложных ситуаци­ях на воде. К ним присоединилась до­бровольная пожарная охрана, которая работает в сельских поселениях Буря­тии.

Первое совместное учение прой­дет на Левом берегу уже на этой неде­ле. Главная его цель, как признается Андрей, - это отработка действий в условиях масштабного наводнения, что особенно актуально с приходом полно­водного периода, когда реки рискуют выйти из берегов и затопить находящи­еся поблизости жилые дома.

ВОЛОНТЁРСТВО ПО-НОВОМУ

Как считают в ДКБ, организация ту­шения пожаров постепенно должна прийти к западной модели. Как извест­но, в некоторых странах вообще нет государственной пожарной охраны, все держится на добровольчестве. Важно привлекать к этой деятельности состо­ятельных людей, предпринимателей, общественников, госслужащих, кото­рые в случае чего могут, уже получив определенные знания, присоединиться и помочь в ликвидации ЧС.

- Нужно развивать понятие граждан­ской обороны. У нас в Бурятии к этому отношение непонятное, мы пытаемся всех объединить, и все время возникают вопросы: «А кто эти люди, кто организа­торы?». В республике никто не знает, что нужно делать с людьми, которые готовы реагировать на ЧС, - добавляет Бородин.

За годы непосредственной деятель­ности у «Добровольческого корпуса Байкала» накопился солидный опыт, который следует систематизировать и передать.

Когда в прошлом году в районах было наводнение, очень большая на­грузка легла на работников местной ад­министрации по определению людей, находящихся на территории затопле­ния. По базам данных - одно количество, а фактически - в два раза больше. Все это нужно учитывать при организации пунктов временного размещения, что­бы места хватило всем. Задача добровольцев – составить списки всех, кому нужна помощь, учесть маломобильных, домашних животных и скот.

Опыт Тулуна Иркутской области показал, что некоторые жители реша­ют все же остаться в затопленных до­мах. Таких людей нужно зарегистриро­вать, держать с ними связь, составить график их сопровождения, привозить продукты. На случай мародерств вести патрулирование местности. У государ­ственной системы на решение таких вопросов нет ни денег, ни полномо­чий. А с этими людьми тоже нужно ра­ботать.

Учитывать нужно и потребности тех, кто помогает бороться с послед­ствиями катастрофы. По возможности озаботиться разнообразием продуктов, потому что от этого зависит психологический климат в коллективе отряда. Такие неочевидные моменты в админи­стративном режиме не просматривают­ся, только при работе на месте, в самой гуще событий.

Остро стоит проблема общей неор­ганизованности безвозмездной помо­щи. Например, люди отправляют самую разную одежду, которую предваритель­но нужно отсортировать по размеру, росту, цвету, чтобы не возникало ситуа­ций, когда нуждающимся ничего не под­ходит, слишком много детской одежды, а взрослой - дефицит, или наоборот.

В целом, по мнению командира ДКБ, службы по ликвидации ЧС в усло­виях происшествий пока не до конца понимают, как правильно работать с добровольцами, у них нет времени разбираться, что это за люди, и чаще всего им отказывают. Хотя зачастую по­следними движет искреннее желание помочь.

- Как раз в рамках этих учений мы готовим добровольцев как бригадиров, которые могли бы управлять и органи­зовывать работу этих людей. Рассчиты­ваем: один бригадир на 10 добровольцев, который быстро введет их в курс дела, - объясняет Бородин.

БУРЯТИЯ - В ЛИДЕРАХ

В целом, по его словам, Бурятия – один из передовых регионов в плане изменения отношения и восприятия природных пожаров. Власти работают, растет количество специальной техни­ки, число сотрудников авиалесоохраны увеличивается, усиливается интенсив­ность патруля с воздуха, особенно в период высокого класса пожароопас­ности. Сокращаются территории зон контроля в удаленных участках леса, где согласно закону можно не тушить возгорания.

- У нас 87 % лесных пожаров тушатся впервые сутки, они не разрастаются, и это при нормативе 65 %. Республика на хорошем положении. Активно штрафу­ют за нарушение пожарного режима. Зампред Правительства республики Пётр Мордовской выстраивал эту си­стему, здесь и лесники, и МЧС, и МВД. Мы сами уже не тушим, хотя можем. Успевают тушить пожарные, лесоохра­на, - говорит Бородин.

Автор: Антон ИРШУТОВ

Фото: Анна Огородник