Реформа лесопользования назрела давно, с тех самых пор как мы распрощались с СССР. Проблемы накапливались годами, а главная проблема - это преступные схемы. Как сказал Президент России: «Продолжается практика экспорта простого сырья, товаров низкого передела. Более того, зачастую всё это идёт через разного рода опять же серые или откровенно криминальные схемы вывоза продукции. Проще говоря - как это называется? - гонят контрабанду». А бывший вице-премьер РФ Алексей Гордеев заявлял, что объёмы незаконной рубки составляют от 0,8 % до 40 % от общего количества древесины.
Бурятия - не исключение. В свое время в этой сфере пышным цветом расцвел рэкет и засилье нелегального китайского бизнеса. Так, в начале «нулевых» рэкетиры вымогали у лесозаготовителей-одиночек по 400 рублей с машины и 800 рублей с машины с прицепом. А в 2008 году на границе Бурятии с Забайкальским краем произошла кровавая драма. Жители села Хонхолой Бичурского района на протяжении нескольких лет сдавали лес-кругляк китайцам. Однажды из-за денег у них возник конфликт, быстро переросший в потасовку. Победили численно превосходящие и вооруженные дубинками иностранцы. Избитые бичурцы вернулись с подкреплением. Однако, когда хонхолойцы подошли к пилораме, по ним открыли огонь из помпового ружья. В итоге - один убитый, двое раненых, сожженная пилорама и другие постройки.
Поэтому понятна реакция наших властей на инициативу сверху. «Давно ожидал этого решения, - говорит Анатолий Кушнарёв, председатель комитета по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Народного Хурала Бурятии. - Я живу на Новой Комушке и с начала 90-х годов наблюдаю, как мимо проходят груженные кругляком составы. Мы должны вывозить только переработанную древесину. А это производство, добавленная стоимость, рабочие места и налоги. Экспорт сырья - это удел только развивающихся стран. Кроме Сибири и Дальнего Востока, это коснется и ряда регионов европейской части страны.
Нужно поддерживать собственные кадры, в том числе и соцпакетами молодым выпускникам. И самое главное, у нас должен быть один хозяин в отрасли, как во времена СССР. Тогда будет порядок в лесах. А сейчас у нас в республике за воспроизводство и охрану отвечает минприроды с РАЛХ, а за промышленную переработку - минпром. Я думаю, рано или поздно мы придем к этому».
В Бурятии есть разные категории лесов, где запрещены сплошные рубки, это особо охраняемые природные территории (2,1 млн га), центральная экологическая зона, защитные леса (9,3 млн га). В эксплуатационных лесах также есть ограничения по сплошным рубкам. В любом случае, при проведении сплошной рубки будет уничтожение подроста и молодняка, как бы этого не хотелось. «Поэтому мы считаем, что сплошные рубки в Байкальской природной территории в эксплуатационных лесах без сохранения и ухода за подростом должны быть запрещены, - считает руководитель РАЛХ Александр Мартынов. - Исключения должны составлять санитарно-оздоровительные мероприятия: уборка ветровалов, буреломов и горельников».
Владимир Путин озвучил и ряд других предложений. Предлагается ввести должность главного федерального государственного лесного инспектора по субъекту, а лесной надзор распространить на транспортировку, хранение и переработку древесины. По словам Мартынова, в Бурприроднадзоре ввели должности инспекторов, которые могут проверять и контролировать пункты приёма и отгрузки древесины. А полномочия по надзору хранения, переработки и транспортировки древесины должны быть и у лесных инспекторов разных уровней. То есть, чтобы зайти на пилораму, мог не только сотрудник Бурприроднадзора, но и любой государственный лесной инспектор любого уровня.
Будем надеяться, что федеральная власть, пусть и запоздало, но поняла необходимость жестких мер в отрасли. В Бурятии, например, зампреду Петру Мордовскому удалось выстроить эффективную систему борьбы с лесными пожарами. Должна быть и инициатива местного населения, которое кормится со своих лесов. Так, в Закамне местные не пускают чужих в свои кедровники и берегут их от пожаров. Дай бог, чтобы и в остальном совместная работа сельчан, федералов, республиканских и муниципальных властей принесла свои плоды.