Его любили и знают в России, Испании, Франции и Китае. Жизнь этого героического человека была полна крутыми поворотами судьбы. Повсюду, где бы он ни был, выполняя задания, его подстерегали опасности и испытания.
В детстве, чтобы не умереть с голоду, ему пришлось есть отвар из обрезков лошадиной шкуры, просить милостыню, батрачить и пройти через суровую школу приюта. Его жизнь не раз висела на волоске от смерти. Он прошел через три войны и ни разу не был ранен. Все это о настоящем герое - Георгии Захарове, жизнь и судьба которого связана с нашим городом.
ТРИ ВОЙНЫ
Будущий генерал-майор, командир истребительной дивизии Георгий Захаров родился в начале прошлого века в Самарской губернии в семье квалифицированного железнодорожника Нефёда Захарова, гордого, сильного и уважаемого в селе человека. В 1920 году из-за свирепствовавшего в Поволжье голода ушли из жизни его родители, а старшего брата Андрея забрали в Красную Армию. Когда Георгию исполнилось 16 лет, он стал председателем Старо-Семёнкинского крестьянского комитета, а в 1928-м стал учиться на агрофаке Рязановского сельхозтехникума, где во время учебы работал трактористом. Не доучившись двух месяцев до выпуска, Георгий ушел в армию.
В 1930 году военкомат направил его в 7-ю Сталинградскую лётную школу, по окончании которой в 1933-м получил квалификацию летчика-истребителя. В 1934 году окончил курсы командиров звеньев при 1-й военной школе летчиков имени А.Ф. Мясникова, и был отправлен в Киев. В столице Украины служил старшим летчиком и командиром звена 109-й авиационной эскадрильи 36-й авиационной бригады ВВС Украинского военного округа, участвовал в испытаниях нового истребителя И-15.
Особая веха в его биографии - октябрь 1936-апрель 1937 года. В этот период мастер высшего пилотажа Захаров участвовал в Гражданской войне в Испании под псевдонимом Энрико Лорес. Летал на И-15 в группе Павла Рычагова. В небе Испании он сбил 6 вражеских самолетов. Затем с ноября 1937- го по октябрь 1938 года находился, как официально считалось, в правительственной командировке в Китае. На самом же деле участвовал в национально-освободительной войне китайского народа и сбил там три японских самолета. Георгий Нефёдович чудом остался жив, когда перегонял трофейный японский палубный самолет: во время полета отказал двигатель, но ему удалось посадить его на дно каменистого ручья в маленьком ущелье.
«БУРЯТСКИЙ» ПЕРИОД
Начало войны он встретил в звании генерал-майора командиром 43-й истребительной авиадивизии (с августа 1941 года - 41-й смешанной авиадивизии) ВВС Западного Особого военного округа. Несмотря на высокие звание и должность, с самого начала войны участвовал в воздушных боях и одерживал победы: первых два немецких самолета сбил 22 июня 1941 года.
Затем начался «бурятский» период его службы. Этот факт подтверждают различные источники: универсальная интернет-энциклопедия Википедия, портал «Герои страны», сайт airaces. narod.ru. Фотография, свидетельствующая, что Захаров служил в Улан-Удэ, хранится в Государственном архиве РБ. В период неудач Красной Армии его сняли с должности комдива и отправили в Восточную Сибирь - в октябре (в некоторых источниках - в ноябре) 1941 года назначен начальником Забайкальской военной авиационной школы пилотов (ВАШП). Такой крутой вираж в его судьбе связан с небольшой «стычкой» Захарова с генералом Ставки, который прибыл на фронт для инспекции. Комдив Захаров нарушил приказ Ставки и не стал базироваться в Гжатске. Аэродром там не был пригоден для боевой работы, и в Гжатске было небезопасно: к нему быстро продвигались передовые части противника. Поэтому местом базирования он выбрал можайский аэроузел. Сам Георгий Нефёдович по этому поводу в своей книге «Я - истребитель» писал: «Генерал, выслушав меня, спросил: «Почему не выполнили приказ и сели в Гжатске?». Я почувствовал, что дело принимает неожиданный оборот. Генерал, не приняв во внимание ничего из того, что я говорил, вдруг обвинил меня… в трусости. Из Москвы меня послали командовать авиационной школой в Улан-Удэ».
В столице нашей республики в Забайкальской авиационной школе пилотов под началом генерал-майора Захарова по шесть месяцев обучались и бывшие курсанты Улан-Удэнского аэроклуба - Александр Нарыгин, Иннокентий Мордовской, Роман Башинов, Дмитрий Таболин, Виктор Колоколов, Дамба Жанчипов, Пётр Семёнов, Михаил Рожин. Как вспоминал Герой Советского Союза Юрий Гарнаев, служивший инструктором школы, Георгий Захаров, прибыв в Улан-Удэ, стал учить курсантов опыту испанских боев, проходивших в сложных ночных условиях, когда бой и все пилотирование, включая взлет и посадку, ведутся почти в полной тьме.
ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА
В апреле 1942 года Георгий Нефёдович получил новое назначение в Ташкент - начальником школы воздушных стрелков-бомбардиров. В ноябре 1943-го он снова на фронте: назначен командиром 303-й авиационной дивизии. В той же книге Захаров указывал, что в 1943 году его семья оставалась в Улан-Удэ: тогда в нашем городе родился его младший сын Георгий. В том же 1943-м комдив Захаров получил кратковременный отпуск и на три дня приезжал к семье - жене Людмиле Георгиевне, сыновьям Игорю и Георгию в Улан-Удэ.
Свою первую боевую награду в Великой Отечественной войне - орден Александра Невского - генерал-майор Захаров получил в сентябре 1943 года. С 1944-го он стал летать на новом истребителе Як-3, на фюзеляже которого было начертано изображение Георгия Победоносца на белом коне, пронзающего змея. В мае 1945 года его китель украсила Золотая Звезда Героя Советского Союза. Он стал Героем, в частности, за то, что проявил «доблесть, мужество и отвагу в 153 боевых вылетах, в которых было проведено 148 воздушных боев и сбито 10 самолетов противника». А всего за три войны Георгий Нефёдович одержал 22 воздушные победы - лично и в группе с товарищами.
Георгий Нефёдович, заслуги которого в должной мере не оценены (став генерал-майором еще до войны, он так и остался в этом звании до конца жизни), ушел из жизни в январе 1996 года, прожив долгую жизнь, полную ярких событий и подвигов. В Улан-Удэ именем его подчиненного Юрия Гарнаева названа улица, но пока в нашем городе память об одном из выдающихся летчиков-асов страны Георгии Захарове не увековечена.
P.S. Автор выражает благодарность за помощь за предоставленные материалы для написания этого очерка Государственному архиву РБ и Центру библиографии и краеведения Национальной библиотеки РБ.