Общество 9 окт 2020 546

Один из самых выдающихся летчиков-асов служил в Улан-Удэ

Его любили и знают в России, Испа­нии, Франции и Китае. Жизнь этого героического человека была полна крутыми поворотами судьбы. По­всюду, где бы он ни был, выполняя задания, его подстерегали опасно­сти и испытания

Его любили и знают в России, Испа­нии, Франции и Китае. Жизнь этого героического человека была полна крутыми поворотами судьбы. По­всюду, где бы он ни был, выполняя задания, его подстерегали опасно­сти и испытания.

В детстве, чтобы не умереть с го­лоду, ему пришлось есть отвар из обрезков лошадиной шку­ры, просить милостыню, батрачить и пройти через суровую школу приюта. Его жизнь не раз висела на волоске от смерти. Он прошел через три войны и ни разу не был ранен. Все это о насто­ящем герое - Георгии Захарове, жизнь и судьба которого связана с нашим го­родом.

ТРИ ВОЙНЫ

Будущий генерал-майор, командир истребительной дивизии Георгий Заха­ров родился в начале прошлого века в Самарской губернии в семье квалифици­рованного железнодорожника Нефёда Захарова, гордого, сильного и уважае­мого в селе человека. В 1920 году из-за свирепствовавшего в Поволжье голода ушли из жизни его родители, а старшего брата Андрея забрали в Красную Армию. Когда Георгию исполнилось 16 лет, он стал председателем Старо-Семёнкин­ского крестьянского комитета, а в 1928-м стал учиться на агрофаке Рязановского сельхозтехникума, где во время учебы работал трактористом. Не доучившись двух месяцев до выпуска, Георгий ушел в армию.

В 1930 году военкомат направил его в 7-ю Сталинградскую лётную школу, по окончании которой в 1933-м получил квалификацию летчика-истребителя. В 1934 году окончил курсы командиров звеньев при 1-й военной школе лет­чиков имени А.Ф. Мясникова, и был от­правлен в Киев. В столице Украины слу­жил старшим летчиком и командиром звена 109-й авиационной эскадрильи 36-й авиационной бригады ВВС Укра­инского военного округа, участвовал в испытаниях нового истребителя И-15.

Особая веха в его биографии - ок­тябрь 1936-апрель 1937 года. В этот период мастер высшего пилотажа За­харов участвовал в Гражданской войне в Испании под псевдонимом Энрико Лорес. Летал на И-15 в группе Павла Ры­чагова. В небе Испании он сбил 6 вра­жеских самолетов. Затем с ноября 1937- го по октябрь 1938 года находился, как официально считалось, в правительственной командировке в Китае. На са­мом же деле участвовал в националь­но-освободительной войне китайского народа и сбил там три японских само­лета. Георгий Нефёдович чудом остал­ся жив, когда перегонял трофейный японский палубный самолет: во время полета отказал двигатель, но ему уда­лось посадить его на дно каменистого ручья в маленьком ущелье.

«БУРЯТСКИЙ» ПЕРИОД

Начало войны он встретил в звании генерал-майора командиром 43-й ис­требительной авиадивизии (с августа 1941 года - 41-й смешанной авиадиви­зии) ВВС Западного Особого военного округа. Несмотря на высокие звание и должность, с самого начала войны уча­ствовал в воздушных боях и одерживал победы: первых два немецких самоле­та сбил 22 июня 1941 года.

Затем начался «бурятский» период его службы. Этот факт подтверждают различные источники: универсальная интернет-энциклопедия Википедия, портал «Герои страны», сайт airaces. narod.ru. Фотография, свидетельству­ющая, что Захаров служил в Улан-Удэ, хранится в Государственном архиве РБ. В период неудач Красной Армии его сняли с должности комдива и отправи­ли в Восточную Сибирь - в октябре (в некоторых источниках - в ноябре) 1941 года назначен начальником Забайкаль­ской военной авиационной школы пи­лотов (ВАШП). Такой крутой вираж в его судьбе связан с небольшой «стычкой» Захарова с генералом Ставки, который прибыл на фронт для инспекции. Ком­див Захаров нарушил приказ Ставки и не стал базироваться в Гжатске. Аэро­дром там не был пригоден для боевой работы, и в Гжатске было небезопасно: к нему быстро продвигались передо­вые части противника. Поэтому местом базирования он выбрал можайский аэ­роузел. Сам Георгий Нефёдович по это­му поводу в своей книге «Я - истреби­тель» писал: «Генерал, выслушав меня, спросил: «Почему не выполнили приказ и сели в Гжатске?». Я почувствовал, что дело принимает неожиданный оборот. Генерал, не приняв во внимание ничего из того, что я говорил, вдруг обвинил меня… в трусости. Из Москвы меня по­слали командовать авиационной шко­лой в Улан-Удэ».

В столице нашей республики в За­байкальской авиационной школе пи­лотов под началом генерал-майора Захарова по шесть месяцев обучались и бывшие курсанты Улан-Удэнского аэ­роклуба - Александр Нарыгин, Инно­кентий Мордовской, Роман Башинов, Дмитрий Таболин, Виктор Колоколов, Дамба Жанчипов, Пётр Семёнов, Миха­ил Рожин. Как вспоминал Герой Совет­ского Союза Юрий Гарнаев, служивший инструктором школы, Георгий Захаров, прибыв в Улан-Удэ, стал учить курсан­тов опыту испанских боев, проходив­ших в сложных ночных условиях, ког­да бой и все пилотирование, включая взлет и посадку, ведутся почти в пол­ной тьме.

ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА

В апреле 1942 года Георгий Нефё­дович получил новое назначение в Ташкент - начальником школы воздуш­ных стрелков-бомбардиров. В ноябре 1943-го он снова на фронте: назначен командиром 303-й авиационной диви­зии. В той же книге Захаров указывал, что в 1943 году его семья оставалась в Улан-Удэ: тогда в нашем городе ро­дился его младший сын Георгий. В том же 1943-м комдив Захаров получил кратковременный отпуск и на три дня приезжал к семье - жене Людмиле Ге­оргиевне, сыновьям Игорю и Георгию в Улан-Удэ.

Свою первую боевую награду в Ве­ликой Отечественной войне - орден Александра Невского - генерал-майор Захаров получил в сентябре 1943 года. С 1944-го он стал летать на новом ис­требителе Як-3, на фюзеляже которого было начертано изображение Георгия Победоносца на белом коне, пронзаю­щего змея. В мае 1945 года его китель украсила Золотая Звезда Героя Совет­ского Союза. Он стал Героем, в частно­сти, за то, что проявил «доблесть, му­жество и отвагу в 153 боевых вылетах, в которых было проведено 148 воздуш­ных боев и сбито 10 самолетов против­ника». А всего за три войны Георгий Нефёдович одержал 22 воздушные по­беды - лично и в группе с товарищами.

Георгий Нефёдович, заслуги кото­рого в должной мере не оценены (став генерал-майором еще до войны, он так и остался в этом звании до конца жиз­ни), ушел из жизни в январе 1996 года, прожив долгую жизнь, полную ярких событий и подвигов. В Улан-Удэ име­нем его подчиненного Юрия Гарнаева названа улица, но пока в нашем городе память об одном из выдающихся лет­чиков-асов страны Георгии Захарове не увековечена.

P.S. Автор выражает благодар­ность за помощь за предоставленные материалы для написания этого очер­ка Государственному архиву РБ и Цен­тру библиографии и краеведения Наци­ональной библиотеки РБ.

О чем речь
Георгий Нефёдович Захаров (1908-1996) родился в чувашском селе Старое Семёнкино ныне Клявлинского района Самарской области. Советский лётчик-истребитель и военачальник. Герой Советского Союза (1945). Генерал-майор авиации (1940). С октября 1941 по апрель 1942 года - начальник За¬байкальской военной авиационной школы пилотов, базировавшейся в Улан- Удэ. Награжден шестью боевыми наградами, в том числе орденами Кутузова II степени, Александра Невского, тремя орденами Красного Знамени, а также двумя французскими наградами - орденом Почётного легиона, Военным Крестом с пальмовой ветвью. В честь Георгия Нефёдовича установлены бюст в Димитровграде, памятник в Вязьме-Брянской, мемориальная доска в Воронеже. Его именем названа улица в его родном селе Старое Семёнкино.

Автор: Баясхалан ДАБАИН