Общество 5 ноя 2020 2197

«Старший брат Улан-Удэ»: Новоселенгинску, старому городу Селенгинску, Селенгинскому острогу исполнилось 355 лет

В связи со сложной эпидситуацией мероприятия исключены

В связи со сложной эпидситуацией мероприятия исключены. Но взоры знатоков истории, патриотов края направлены в сторону Новоселенгинска.

СЕРДЦЕ БУРЯТИИ

Селенгинск основан в 1665 году. Сегодня на правом берегу Селенги на месте старого города остается полуразрушенный Спасский собор.  Говорят,  что звучание его колоколов   было слышно в Сутое, Повороте и еще далее, вниз и вверх по Селенге.                        

Здесь и восстановленные казаками и добровольцами часовня Животворящего Креста Господня, надмогильный памятник коменданту  Варфоломею Якобию, новый памятник из розового мрамора в честь 345-летия города.

Селенгинск (Новоселенгинск) на год старше Улан-Удэ – Верхнеудинска - Удинского острога. Его так и называют - «старший брат Улан-Удэ». Он - сердце Бурятии, от него «есть пошли» многие поселения Забайкалья. Короткое время в XVII  веке ему административно подчинялись Иркутский, Баргузинский, Удинский, Ильинский, Кабанский, Телембинский и другие остроги. Вдумайтесь: когда Селенгинск высочайшим повелением был уже городом, Иркутск оставался всего лишь острогом. Так бывает в истории.

От Новоселенгинска ниже по течению реки в 5 км - мемориал, где захоронены Николай Бестужев, Константин Торсон, его мать Шарлотта Карловна, Мария Бестужева. Где-то недалеко была так называемая Нижняя деревня, где и жили на поселении декабристы и их близкие. Ошибочно думать, что декабристы жили в двухэтажном особняке, где сейчас находится музей. Это дом купца Дмитрия Старцева, друга декабристов, впоследствии усыновившего сына и дочь Николая Бестужева, незаконнорожденных от женщины-бурятки, Анаевой.  Алексей Старцев и Екатерина Старцева (Гомбоева) прославили Россию, у них много потомков, как и у  Торсона, они приезжают в Новоселенгинск почти ежегодно. В доме Старцевых (здании музея) декабристы, конечно, бывали, жили негласно, и сам особняк строился с помощью Николая Александровича. У них было много друзей в новом Селенгинске, перенесенном на левый берег в 1840 году, в частности, врач Пётр Кельберг. А собор Вознесенский   заложили  в 1867 году, много позже кончины Николая Бестужева (1855 год) и возвращения Михаила Бестужева и их близких после ссылки в Центральную Россию.

На высоком берегу Селенги - памятник казакам-первопроходцам Осипу  Васильеву и Гавриле Ловцову. Его  установило  в июле 2015 года Селенгинское   районное   казачье  общество. Камень-валун весом 18 тонн перевезли  на КрАЗе из карьера близ Гусиноозёрска. Памятная доска из танковой брони, на ней выбиты слова о том, что «здесь, на угожем месте, на берегу Селенги, 1665 года 27 сентября заложен острог…».

 ИМЕНА И ПОДВИГИ

В разное время в XVII-XX веках в Селенгинске-Новоселенгинске жили, бывали или упокоены известнейшие в российской истории люди. Это руководители царских посольских миссий граф Фёдор Головин, граф Савва Рагузинский-Владиславич, отправленный на службу прадед Александра Пушкина Абрам Ганнибал, святитель Иннокентий Иркутский, епископы  Селенгинский Мартиниан и Селенгинский Мелетий, архиепископ Иркутский Вениамин (Благонравов), военные Афанасий Бейтон, Варфоломей Якобий, Иван Бухольц.  Он, кстати, основатель города Омска, Омской крепости, после долгих лет службы в Селенгинске отбывший на укрепление границ империи с «киргиз-кайсацкими» степями. В  ссылке были 10-летний Пётр Волынский, сын Артемия Волынского, сподвижника Петра I, кабинет-министра, государственный деятель Степан Лопухин и   его жена Наталья Лопухина.  Также - опальный украинский гетман Демьян Многогрешный, с его именем  которого и связана историческая гора Убиенная, Бароно Имегенов-Михаил Сердюков, ставший известным  строителем-гидротехником Вышневолоцкой системы, герой монгольского народа, влиятельный князь Амурсана  и другие.

Екатерина Брешко-Брешковская - «бабушка русской революции». Она и другие революционеры, например, Шамарин, Дубровин, Забелло, Наддачин (член «Южнороссийского союза рабочих»), Залкинд, Кравченко, Кардашев отбывали ссылку в Новоселенгинске в разное время с 1886 по 1895 год.                         

 СЕЛЕНГИНСКИЙ  РОД

Не перевелись еще в Новоселенгинске старинные фамилии, живут в селе потомки казаков-первопроходцев, мушкетеров, гренадеров, служилых людей.   Аверины, Коломины,  Киргизовы, Межовы, Ждановы, Алимасовы, Кожины, Демины, Курбатовы, Разуваевы, Ларионовы, Кокорины, Власовы, Родионовы, Котомановы, Распоповы, Шайдуровы, Переваловы, Красивых, Матвиевские, Разгильдеевы, Волосатовы, Ульяновы, Малофеевы, Кондаковы, Викулины и другие. Живут потомки местных бурят - Цыреновы, Бимбаевы, Вандановы, Цоктоевы, Гуржаповы, Санжиевы, Цыбеновы, Очировы, Цыденовы и другие.  Под покровительством Ацайского дацана  росли их предки.

Жаль, уже не встречаются фамилии Ядрихинских, Буерачных, Дунаевых, Кондратюковых, Суетиных… В выписках из «ревизских сказок»,  книг окладных 1681-1694  годов можно читать: «…рядовым казакам и пушкарям по 5 руб. …Ивашко Дунаев…Филька Родионов…Кирилко Ларионов…». Неудивительно, что много в нашем крае носителей фамилии Бухольцевых. Их предки часто не прямые потомки Ивана Бухольца, а просто служили под началом главного охранителя границы российской, многие были беглыми в прошлом.

- Чей будешь? - спрашивали при переписях.

- Бухольцев! - гордым был ответ.

Есть в селе потомки купцов, мещан - Лосевы, Кондаковы, Лушниковы, Кельберги.

СЕЛО СЕГОДНЯ

Совестливость, трудолюбие, вера в лучшее отличают селенгинцев. В селе образцовый порядок, чистота. Ограждение в общественных местах из ровнехонького штакетника  с любовью покрашено, выбелено. Тротуарная плитка как будто вчера уложена, а не пять лет назад. ТОСы села, а также  Бургастая и Поворота,  выполняют большую работу по благоустройству участков общего пользования, сплочению местных сообществ, добровольчеству, патриотическому воспитанию земляков. Заложен «Сад памяти» на въезде в село, подобный же  - у возрожденного Ацайского дацана.  Это ответ на заботу государства: сотни миллионов, миллиарды рублей за последние 5-7 лет пошли на ремонт Дома культуры, музея, устройство памятников истории и культуры, дорожных развязок у села, содержание школы-интерната и других организаций социальной сферы. На одну только беседку во дворе музея ушло 600 тысяч рублей. Музей  получил  Пушкинский грант минкульта РБ в 2020 году. Ожидается ввод в эксплуатацию нового здания школы стоимостью строительства более 200 млн  рублей.  Новоселенгинцы   взялись за устройство гостевого дома в виде деревянной восьмистенной юрты. Достойно под руководством главы поселения Баира Дамбаева  встретили делегацию Русского географического общества, ехавшую в Кяхту на юбилейные торжества в сентябре.

Мечтается людям о возрождении материального производства, об участии в реальной экономике, в создании валового национального продукта. Огромными были производимые объемы зерна, мяса, молока, шерсти в бывшем совхозе «Бестужевский», продукции винного завода, маслозавода, лесомелиоративной станции, дорожно-эксплуатационного участка  «Бурятавтодора» и другое. В пойме Селенги огурца грунтового может родиться столько, что селенгинцы обойдут всех конкурентов.  Идею огуречного производства выдвигал Михаил Харитонов, государственный служащий, потомок новоселенгинцев. А Николай Распопов, потомок знаменитого врача Кельберга, мечтал о возрождении кирпичного производства.

Мечта  сельчан - переустройство старинного здания городской управы, бывшего здания комбината бытового обслуживания, под музей истории Селенгинского полка и Селенгинского казачества.

Горел не раз, подвергался разрушительным наводнениям, набегам, осаде врагов, пережил войны, реформы, смены общественных строев и еще много чего Селенгинск. Но как птица Феникс, что на гербе старинного города, возрождался каждый раз из пепла.

Даржана Целовальникова, выпускница Новоселенгинской школы 1973 года

О чем речь
В российской истории просиял подвигами Селенгинский пехотный полк. Название полка увековечено на Бородинском поле, в Смоленске, в Георгиевском зале Кремля, Храме Христа Спасителя в Москве, Севастополе. Одна из улиц этого города носит название Селенгинская. Есть памятный знак в Лейпциге. В Национальном музее Бурятии хранится икона Печерской Божией Матери, принесенная в дар жителям Селенгинска воинами полка в 1856 году. Копии иконы подарены музею Новоселенгинска и Свято-Вознесенскому собору в 2016 году директором Национального музея Татьяной Бороноевой. Построена арка в честь Селенгинского полка в 2017 году.

Фото: Фото предоставлено автором

Читайте также