Общество 10 фев 2021 3444

Иркутские хори-буряты – 3. Жамцарано

Почему Предбайкалье, а не Забайкалье является исторической родиной хори-бурят?

Цыбен Жамцарано как учёный и общественно-политический деятель был одним из первых, кто целенаправленно и осознанно объединял бурятский народ: «… почему только один я должен суетиться и беспокоиться о пробуждении и объединении бурят…» (с.159). Он видел глубокий духовный фундамент, на котором строилось это единство. Во время своих экспедиций Жамцарано нашёл неоспоримые свидетельства того, что именно Предбайкалье является исторической родиной хори-бурят.

Садамтын сагаан нуур

Толчком для серии об иркутских хори стала статья доктора исторических наук Булата Зориктуева: «Наян Нава и проблема этногенеза бурятской племенной общности хори». В качестве прародины хори-бурят учёный указал местность Цайдам на территории Китая. При этом он опирался на собирателей фольклора западных бурят М.Н.Хангалова, М.Маласагаева, А.З.Заяханова и С.П.Балдаева с упоминанием озера Сайдамтын сагаан нуур и сайтинских божеств. Именно на этом озере происходит действие известной легенды о Хоридое и его супруге Лебеди. Они же входят в пантеон сайтинских божеств, отдельно стоящих в иерархии бурятского шаманизма.

У версии Зориктуева оказалось множество противников и сторонников. В основном, среди хоринцев, у которых сохранилось немного убедительных свидетельств по собственной истории далее XVI века. Их мнения мы отразили на наших страницах.

Сейчас выяснилось, что аргу­менты Зориктуева подтверждаются и Цыбеном Жамцарано (Путевые дневники: 1903-1907; Улан-Удэ, 2011). Во время экспедиции по Ольхонско­му краю в 1903 г. этнограф записал: «Здешние почитают лебедя за бога- тэнгэри; у них лебедей, три раза в год происходит собрание – суглаан – в Богдэйн Хурээ, т.е. в Урге. Хорёо­дой Убугун в оз. Сайдамтэйн сагаан нууре поймал лебёдку (хун шубуу), когда она купалась. От неё родились 11 родов хори-бурят» (с.51).

Свидетельство Жамцарано является ещё одним весомым доказательством существования оз. Садамтын сагаан нуур, как места прародины хори-бурят. Но где оно находилось на самом деле?

Обитель Хоридой Мэргэна

По версии Зориктуева, из Цайдама хоринцы перекочевали в верховье Лены. На это указывает богатый этнографический материал, собранный им в Качуге и на Ольхоне. В Верхоленье есть гора Ягшал. Её эжином является Хорёодой Ехэ Yбгэн, упоминается и его супруга - Хобширой Ехэ Хатан.

То же самое на Ольхоне записал и Жамцарано в главе: «О некоторых эжинах, богах.

1. Баргажин хушууни эжын – Хилмэ (осетрина) ноён

Хилгаhаши хатун – Хун шубуун гарбалтай бэлэйш!

Хори монгол удхатай бэлэйш! Т.е. происходил от Лебедя-птицы, а корень - от хори-монгол.

2. Ээжимэй Эжын – на Ольхоне

Хан Боое xyбyyн – Награй боо.

Заграй хатун – Хори монгол удхатай – он отстал от переселения Гэгэнов.

3. Сармайн эжын – Хорёолдой убугун

Хобшорой хатун – Хори монгол удхатай.

Хорёолдой – прародитель 11 родов хоринских бурят (Агинской и Анинской Думы)» (с.66).

Здесь говорится о божествах, имеющих хоринское происхождение, а также ясно указано местонахождение эжына Хорёодоя. Это долина реки Сарма, притоком которой является речка Якшал, на которой и находится одноименная гора – место пребывания Духа Хорёодоя. По сути, вся долина Сармы является его обителью – сакральным центром хори, а Ольхон, Приольхонье и Верхняя Лена в целом - это их историческая родина.

Культ монголов

У Жамцарано есть ответ и на вопрос, почему хори затем ушли в Забайкалье. По легенде ольхонских бурят Гэгэн (Богдо Гэгэн) переселился на южную сторону Байкала с острова Ольхон и Прибайкалья, проиграв в споре богу Жамсарану: «Перед тем, как переселиться, Гэгэн повелел своим монголам и бурятам (хори) собраться в дорогу и заснуть в своих юртах. На другое утро оказалось – все переселены на юг Байкала. Таково было могущество Гэгэна» (с.54). Это свидетельство интересно ещё и тем, что западные буряты отделяют хори от монголов.

Но Жамцарано считал, что возможно под монголами понимаются хори и вот почему: «Здесь, по северную сторону Байкала, жили монголы. Богдо- лама жил здесь же, но перевёлся на юг. Витают духи умерших монголов и требуют себе жертвы. Однако при призывании их упоминаются хори-шарайд или хори-монгол. Хори – племя бурят, обитающее в Забайкалье. Шарайд – один из родов хоринцев. В обращении к монгольским духам говорится:

Хун шубуун хурутайн

Хори шарайд гарбалтан,

Сэн шубуун сэрээтэн

Сэр шарайд гарбалтан.

Сайн хаанай hамарhанда,

Богдо хаанай буhалганда

Эндэ байлам!

Газарhаан гарлайм,

Галабhаан таhарлайм!» (с.42)

Этот культ почитания духов- монголов распространён у ольхонских и кудинских бурят. Они считаются хозяевами местности, усадьбы и жилищ. По Жамцарано получается, что хори являлись древними насельниками Прибайкалья, а нынешние его обитатели поклоняются их духам.

Учёный обнаружил и другие местные культы, связанные с пребыванием здесь хори: «Здешние буряты очень благоговеют перед местным духом горы – Хориин тоодой – хоринская бабушка. Она, говорят, покровительствует всем обиженным и несчастным» (с.222). Некоторые из них появились позднее, вследствие гонений на шаманов в Забайкалье. Это, например, две хоринские сиротки: «Хориин хоёр басагад считаются настоящими богами, ёhото бурхад, с которыми шутки плохи» (с.234).

Зачинателем рода худэй в улусе Кукунут под Усть-Ордой был сын Хуна Хумэжэ, совершившего преступление в Хори (Балдаев. 316). За ним пришла его невеста шаманка Дудэй Дулмагаева, впоследствии известная как Кукунутская бабушка (Хухэйн тоодэй). С собой они привели «свадебный народ».

О шарайтах

Однако не все хоринцы ушли в Забайкалье. Жамцарано сообщает о шарайтах в Верхоленье: «По реке Лене, по речке Кулинга живут буряты рода шарайт. Лена – по- бурятски – Зүлхэ.

В Верхоленске Еланской управы по реке Куленге в местности Зүлхэ есть шарайты» (с.30). Далее учёный снова сообщает, что: «Среди бурят, а именно булагатов рода харнуд, живут потомки киргизов, рода шахаруг, далее среди бурят (эхиритов и булагатов) живут hоёты (сойоты), сыгэнгууты, шарайты, галзуты, подрода нохой» (с.63).

Напомним, что шарайты есть в Нукутах, ранее жили и в Нижнеудинском районе, а гушиты и худэй есть в Эхирит-Булагатском.

Сам Цыбен Жамцарано относился к агинским ходонса шарайт. А как сообщил на ФБ Бадмажаб Мункожаргалов, представитель этого же рода: «Мы долгое время не знали, что означает ходанса. Так вот, Ходанса название речки, которая начинается в 12 км от Баяндая, это самое верховье Лены, которое по-бурятски называется Зүлхэ».

Зигзаги истории

Скорее всего, Жамцарано не задавался конкретной целью найти хори и следы их пребывания среди западных бурят, но сведения о них лежат россыпью в его дневниках. Их смысл говорит о том, что для хори - Прибайкалье, если не прародина, то родина вполне определённо. Именно здесь был центр этногенеза бурят из булагатов, эхиритов, хори и других родов.

Свидетельство чему и единый язык. Говоря о Кудинском ведомстве, учёный отмечал: «Здесь же я мог говорить на чисто бурятском языке, что было очень приятно. Надо заметить, что наречия эхиритов и булагатов (главным образом живут на востоке от г.Иркутска до Лены и ост. Ойхона) стоят гораздо ближе к наречию хори-бурят (т.е. Агинское и Анинское (Хоринское) ведомства), нежели селенгинцев, тункинцев, аларцев и балаганцев» (с.37).

Лишь с приходом русских хоринцы перебрались в Забайкалье. Вслед за ними другие роды ушли в Закамну, Кудару, Баргузин, долину Селенги и Тунку. Центр этногенеза бурят переместился в Забайкалье…

P.S. Жамцарано знался и дружил практически со всей тогдашней элитой иркутских бурят. Связал с Прибайкальем он и личную судьбу, женившись на Варваре Вампиловой, незаурядной женщине из рода драматурга Александра Вампилова.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива ИД “Буряад үнэн”