Общество 21 фев 2021 1986

​В России запретили выгонять детей до 16 лет без билета и сопрово­ждения взрослых

© фото: pixabay.com

В третьем чтении Госдума РФ приняла соответствующие поправки в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электриче­ского транспорта. Теперь выгонять детей до 16 лет без билета и сопрово­ждения взрослых запрещено.

В пояснительной записке разъясня­ется, что документ регулирует пе­ревозки пассажиров и багажа ав­тобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми авто. При этом важно отметить, что новые нормы не будут действовать в случае безбилетно­го проезда взрослых вместе с детьми - при отказе от оплаты они вместе долж­ны выйти на ближайшей остановке.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Случаи высаживания несовершен­нолетних «зайцев» особенно остро воспринимаются в зимнее время, когда столбик термометра опускается ниже 25 градусов. До недавних пор вопрос не был специально обозначен в зако­нодательстве. С одной стороны, пере­возчик имеет право прекратить провоз пассажира в случае неоплаченного про­езда, с другой - правила, по которому ребенок до 16 несет административную ответственность за безбилетный про­езд, нет. Если обратиться к здравому смыслу, а также подкрепить его право­вой базой, то в морозную температуру на улице, а также в позднее время суток контролеру или водителю нельзя остав­лять на улице ребенка, ведь в этом слу­чае оставление в опасности - уголовное деяние, за которое несут персональную ответственность.

В Бурятии наиболее громкий резо­нанс вызвал недавний случай с 12-лет­ним мальчиком из Улан-Удэ. В начале февраля историю в паблике «Аноним 03» опубликовала мать несовершен­нолетнего. По ее словам, сын, почув­ствовав тошноту во время движения, попросил водителя микроавтобуса № 56 остановить машину, на что тот от­ветил отказом. В итоге ребенка вырвало прямо в салон. Взбесившийся мужчина отвез подростка на конечную останов­ку, расположенную на Стеклозаводе, где заставил убирать остатки содержимого желудка. Отсюда мальчик добирался до дома целых полтора часа. По следам инцидента Следком России по РБ про­вел доследственную проверку. Самого водителя нашли и уволили, а бригадиру маршрута поручили провести профи­лактическую беседу с остальными ра­ботниками.

Резкая реакция на подоб­ное поведение не заста­вила себя ждать. Каждый, кто услышал историю, на­верняка задавался вопро­сом, почему взрослый человек, как потом позже выяснилось, сам отец, не просто не сделал скидку на возраст, учитывая обстоятельства ситуации, но и откровенно лишил мальчика свободы передвижения?

В прошлом году уполномоченный по правам ребенка в Бурятии Наталья Ганькина уже направляла обращение в адрес мэра Улан-Удэ о проведении ин­структажа с водительским составом го­родских маршруток и трамваев. Юных безбилетников омбудсмен предлагала довозить до нужной остановки, а также дать им возможность связаться с роди­телями. При этом в некоторых субъек­тах России (например, в Забайкальском крае) уже до федеральной инициативы действовал документ, запрещающий высаживать детей-безбилетников на мороз. Теперь же все аналогичные слу­чаи окажутся вне закона по всей стране.

- Принятие закона о запрете выса­живать из общественного транспорта пассажиров младше 16 лет - это вер­ный шаг к обеспечению безопасности проезда наших детей, - отреагировала на федеральную поправку омбудсмен в соцсетях.

ОБЩАЯ ПРОБЛЕМА

Высадка несовершеннолетних без билета, порой в грубой форме, или со­пряженная с временным лишением свободы - часть общей проблемы хамо­ватого и неуважительного отношения к пассажирам. Всем знакомы ситуации, когда на просьбу последних, к примеру, убавить громкость музыки в салоне или прекратить курить, следовала неадек­ватная реакция со стороны водителя, сопровождающаяся матами и угрозами. Однако в современном мире подобные случаи не должны ограничиваться при­стыживанием в соцсетях, а регулиро­ваться в русле закона.

С точки зрения последнего, отноше­ния между пассажиром и транспортной компанией, которая осуществляет пере­возки, определяются целым рядом ак­тов. Это уже пополнившийся поправкой Федеральный закон № 259-ФЗ «Устав ав­томобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Кроме того, на помощь спешит Закон РФ «О защите прав потребителей», 7-я статья которого прямо говорит о каче­ственном обслуживании, а это, в свою очередь, предусматривает безопасную и комфортную перевозку пассажиров. Не менее важными для защиты являют­ся законы «О безопасности дорожно­го движения», а также Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и город­ским наземным электрическим транс­портом».

В целом, жалоба на водителя марш­рутки рассматривается руководством транспортной компании или контро­лирующими органами, но при этом она должна быть хорошо обоснована. Так, недавно жительница Прибайкальского района пожаловалась в прокуратуру на водителя автобуса за то, что тот об­материл ее в присутствии других пасса­жиров. Маршрутчика в итоге привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 3000 рублей.

Что касается Улан-Удэ, то работу го­родских маршрутов контролирует ко­митет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству админи­страции города. Как и раньше, жалобу на работу и неуважительное поведение водителей можно оставить по телефону диспетчеру 45-45-53. При этом сообще­ния от жителей города принимаются с указанием контактного лица, номера (регистрационного знака) транспортно­го средства и данных водителя, которые обычно должны быть указаны на вид­ном месте в салоне.

После этого диспетчеры должны связаться с бригадиром маршрута и уточнить обстоятельства случившегося у самого водителя. По результатам про­верки бригадир делает выговор води­телю, либо штрафует его, а если жалоба серьезная – то возможно временное от­странение от работы, либо, как в недав­нем случае, увольнение.

Понятно, что у того или иного пове­дения водителя порой бывают и свои причины. Так, оно может быть связано с накопившейся усталостью, стрессом, недосыпом, в целом неудовлетворен­ностью зарплаты. Учитывая сложную экономическую ситуацию, уровень инф- ляции, рост стоимости запчастей и цен на топливо, несдержанность водителей в какой-то степени понять можно, хотя оправдывать этим неуважительное от­ношение к пассажирам совершенно не­допустимо, особенно, если речь идет о детях.

В целом, в масштабах города вопи­ющие случаи не слишком распростра­нены, учитывая, что в неделю средний житель Улан-Удэ как минимум 10 раз пользуется услугами общественного транспорта, чаще всего маршруток. И, конечно же, не стоит забывать, что во­дитель водителю рознь. Случаи, когда жители Бурятии благодарят за что-то последних, отнюдь нередки.

- Спасибо водителю маршрутки № 19, подвез сегодня утром ребенка от 44-й школы до «Стимула» бесплатно. Не все водители жестокие, - написала на днях горожанка в паблике «Аноним 03».

НУЖНЫЙ ЗАКОН

Отметим, что в рамках обновлен­ного законодательства сами размеры наказаний за принудительную высадку детей пока неизвестны, как и то, каким образом будут определять, намерена ли безбилетная поездка или же связана с объяснимыми обстоятельствами. Как предполагалось, на интернет-площад­ках сразу после опубликования новости появились и скептики.

 Одни считают, что теперь с появлением новых правил каждый несовер­шеннолетний получит карт-бланш на то, чтобы абсолютно безнаказанно не оплачивать за проезд, в то вре­мя как большинство взрослых делать это обязаны по опреде­лению. Некоторые пользова­тели уверены, что контролеры и водители автобусов просто перестанут пускать детей в транспорт, пока те не покажут деньги. Но в целом, реакция общественности достаточно по­зитивная: очевидно, что закон ждали давно.

Самим же родителям важно помнить о собственной ответственности и не злоупотреблять потенциальной снис­ходительностью чужих дядь. Поэтому, отправляя детей в школу, лишний раз убедитесь, чтобы у ребенка всегда была возможность оплатить свой проезд.

Автор: Владимир МАТВЕЕВ

Фото: pixabay.com