В третьем чтении Госдума РФ приняла соответствующие поправки в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Теперь выгонять детей до 16 лет без билета и сопровождения взрослых запрещено.
В пояснительной записке разъясняется, что документ регулирует перевозки пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми авто. При этом важно отметить, что новые нормы не будут действовать в случае безбилетного проезда взрослых вместе с детьми - при отказе от оплаты они вместе должны выйти на ближайшей остановке.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Случаи высаживания несовершеннолетних «зайцев» особенно остро воспринимаются в зимнее время, когда столбик термометра опускается ниже 25 градусов. До недавних пор вопрос не был специально обозначен в законодательстве. С одной стороны, перевозчик имеет право прекратить провоз пассажира в случае неоплаченного проезда, с другой - правила, по которому ребенок до 16 несет административную ответственность за безбилетный проезд, нет. Если обратиться к здравому смыслу, а также подкрепить его правовой базой, то в морозную температуру на улице, а также в позднее время суток контролеру или водителю нельзя оставлять на улице ребенка, ведь в этом случае оставление в опасности - уголовное деяние, за которое несут персональную ответственность.
В Бурятии наиболее громкий резонанс вызвал недавний случай с 12-летним мальчиком из Улан-Удэ. В начале февраля историю в паблике «Аноним 03» опубликовала мать несовершеннолетнего. По ее словам, сын, почувствовав тошноту во время движения, попросил водителя микроавтобуса № 56 остановить машину, на что тот ответил отказом. В итоге ребенка вырвало прямо в салон. Взбесившийся мужчина отвез подростка на конечную остановку, расположенную на Стеклозаводе, где заставил убирать остатки содержимого желудка. Отсюда мальчик добирался до дома целых полтора часа. По следам инцидента Следком России по РБ провел доследственную проверку. Самого водителя нашли и уволили, а бригадиру маршрута поручили провести профилактическую беседу с остальными работниками.
Резкая реакция на подобное поведение не заставила себя ждать. Каждый, кто услышал историю, наверняка задавался вопросом, почему взрослый человек, как потом позже выяснилось, сам отец, не просто не сделал скидку на возраст, учитывая обстоятельства ситуации, но и откровенно лишил мальчика свободы передвижения?
В прошлом году уполномоченный по правам ребенка в Бурятии Наталья Ганькина уже направляла обращение в адрес мэра Улан-Удэ о проведении инструктажа с водительским составом городских маршруток и трамваев. Юных безбилетников омбудсмен предлагала довозить до нужной остановки, а также дать им возможность связаться с родителями. При этом в некоторых субъектах России (например, в Забайкальском крае) уже до федеральной инициативы действовал документ, запрещающий высаживать детей-безбилетников на мороз. Теперь же все аналогичные случаи окажутся вне закона по всей стране.
- Принятие закона о запрете высаживать из общественного транспорта пассажиров младше 16 лет - это верный шаг к обеспечению безопасности проезда наших детей, - отреагировала на федеральную поправку омбудсмен в соцсетях.
ОБЩАЯ ПРОБЛЕМА
Высадка несовершеннолетних без билета, порой в грубой форме, или сопряженная с временным лишением свободы - часть общей проблемы хамоватого и неуважительного отношения к пассажирам. Всем знакомы ситуации, когда на просьбу последних, к примеру, убавить громкость музыки в салоне или прекратить курить, следовала неадекватная реакция со стороны водителя, сопровождающаяся матами и угрозами. Однако в современном мире подобные случаи не должны ограничиваться пристыживанием в соцсетях, а регулироваться в русле закона.
С точки зрения последнего, отношения между пассажиром и транспортной компанией, которая осуществляет перевозки, определяются целым рядом актов. Это уже пополнившийся поправкой Федеральный закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Кроме того, на помощь спешит Закон РФ «О защите прав потребителей», 7-я статья которого прямо говорит о качественном обслуживании, а это, в свою очередь, предусматривает безопасную и комфортную перевозку пассажиров. Не менее важными для защиты являются законы «О безопасности дорожного движения», а также Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
В целом, жалоба на водителя маршрутки рассматривается руководством транспортной компании или контролирующими органами, но при этом она должна быть хорошо обоснована. Так, недавно жительница Прибайкальского района пожаловалась в прокуратуру на водителя автобуса за то, что тот обматерил ее в присутствии других пассажиров. Маршрутчика в итоге привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 3000 рублей.
Что касается Улан-Удэ, то работу городских маршрутов контролирует комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации города. Как и раньше, жалобу на работу и неуважительное поведение водителей можно оставить по телефону диспетчеру 45-45-53. При этом сообщения от жителей города принимаются с указанием контактного лица, номера (регистрационного знака) транспортного средства и данных водителя, которые обычно должны быть указаны на видном месте в салоне.
После этого диспетчеры должны связаться с бригадиром маршрута и уточнить обстоятельства случившегося у самого водителя. По результатам проверки бригадир делает выговор водителю, либо штрафует его, а если жалоба серьезная – то возможно временное отстранение от работы, либо, как в недавнем случае, увольнение.
Понятно, что у того или иного поведения водителя порой бывают и свои причины. Так, оно может быть связано с накопившейся усталостью, стрессом, недосыпом, в целом неудовлетворенностью зарплаты. Учитывая сложную экономическую ситуацию, уровень инф- ляции, рост стоимости запчастей и цен на топливо, несдержанность водителей в какой-то степени понять можно, хотя оправдывать этим неуважительное отношение к пассажирам совершенно недопустимо, особенно, если речь идет о детях.
В целом, в масштабах города вопиющие случаи не слишком распространены, учитывая, что в неделю средний житель Улан-Удэ как минимум 10 раз пользуется услугами общественного транспорта, чаще всего маршруток. И, конечно же, не стоит забывать, что водитель водителю рознь. Случаи, когда жители Бурятии благодарят за что-то последних, отнюдь нередки.
- Спасибо водителю маршрутки № 19, подвез сегодня утром ребенка от 44-й школы до «Стимула» бесплатно. Не все водители жестокие, - написала на днях горожанка в паблике «Аноним 03».
НУЖНЫЙ ЗАКОН
Отметим, что в рамках обновленного законодательства сами размеры наказаний за принудительную высадку детей пока неизвестны, как и то, каким образом будут определять, намерена ли безбилетная поездка или же связана с объяснимыми обстоятельствами. Как предполагалось, на интернет-площадках сразу после опубликования новости появились и скептики.
Одни считают, что теперь с появлением новых правил каждый несовершеннолетний получит карт-бланш на то, чтобы абсолютно безнаказанно не оплачивать за проезд, в то время как большинство взрослых делать это обязаны по определению. Некоторые пользователи уверены, что контролеры и водители автобусов просто перестанут пускать детей в транспорт, пока те не покажут деньги. Но в целом, реакция общественности достаточно позитивная: очевидно, что закон ждали давно.
Самим же родителям важно помнить о собственной ответственности и не злоупотреблять потенциальной снисходительностью чужих дядь. Поэтому, отправляя детей в школу, лишний раз убедитесь, чтобы у ребенка всегда была возможность оплатить свой проезд.