Общество 29 мар 2021 1007

Званый гость: Тернистый путь Максима Молонова

Ветеран труда из Баргузинской долины прошел тернистый путь, чтобы стать счастливым отцом и дедом

Ветеран труда из Баргузинской долины прошел тернистый путь, чтобы стать счастливым отцом и дедом.

Он живет в своем доме в Улан-Удэ на Лысой горе, откуда как на ладони виден наш солнечный город. Сюда отец всемирно известного борца вольного стиля Максима (Максимовича) Молонова переехал в 2000 году из Баргузинской долины. Поближе к детям и внукам. Ни за что не подумаешь, что Максим Энхеевич разменял девятый десяток: выглядит не по годам бодрым, подтянутым, спортивным.  В который раз ловлю себя на мысли, что ветеран от природы наделен интеллигентностью, тактом, скромностью и деликатностью. Он до сих пор классно водит машину. Следит за тем, что происходит в мире, стране, особенно в сфере спорта. К примеру, он в курсе того, почему Абдулрашид Садулаев не приехал на чемпионат России и что стряслось с Александром Большуновым на самом финишном створе марафона прошедшего «мира» по лыжным гонкам.

С сыном на руках

Да воздастся каждому по делам его - сказано в Библии. То есть каждый получает по заслугам, по делам своим и поступкам: что заслужишь, то и получишь. В этом смысле совершенно справедливо, что жизнь заслуженного работника культуры РБ, награжденного знаком ЦК ВЛКСМ, медалью «За заслуги перед Республикой Бурятия», Максима Энхеевича Молонова сложилась так, а не иначе. Судите сами и делайте выводы, узнав историю жизни героя этого повествования.

Год 1941-й. Конец февраля. У подножия Икатского хребта - долина, скованная лютым морозом. И на фоне белой мглы - три фигуры - ямщика, фельдшера и беременной женщины, держащих путь в районную больницу. Такая картина нередко представляется моему уважаемому собеседнику.

- Перед войной мою маму Эренжид Энхеевну Молонову привезли из Баянгола в Баргузин: ожидались тяжелые роды, - начинает рассказ о себе Максим Энхеевич. - Поэтому добирались на санях. Путь был неблизкий - 80 километров. В тот февраль стояли жуткие морозы. Если б я знал ту фельдшерицу, сопровождавшую мою маму, я бы давно ее поблагодарил. Так получилось, что я появился на свет 8 марта 1941 года. Русские женщины (все они родили девочек), которые лежали с мамой в палате, дали мне имя - Максим.

После родов Эренжид Энхеевна и ее сын некоторое время побыли у дальних родственников - репрессированных Зонхиевых (у них отобрали дом, и жили они в бане). После этого женщина, не знавшая русского языка, на руках несла сына в Баянгол. Шла пешком, укутав ребенка неизвестно во что.

- 80 километров, зимой! - говорит Максим Энхеевич. Мир не без добрых людей: ее пускали на ночевку в русских деревнях, расположенных у подножия Икатского хребта. Кто-то из них, пожалев женщину с младенцем на руках, дал ей санки.

      Прикипел к спорту в детстве

 Эренжид Энхеевна и ее сын Максим в войну жили очень трудно, мыкались - у нее не было ни кола, ни двора. Каково оно, это военное полуголодное детство, Максим Энхеевич знает не по книжкам: сполна испытал на себе. Он никогда не забудет тот момент, когда его мама зимой сорок третьего шла на заимку в Борогол на жительство к брату.

- Я еще совсем маленький, выпал из санок в снег, и, наверное, вскрикнул, а мама подняла меня, прижала к себе, поцеловала, - вспоминает ветеран труда.- Я до трех лет не мог ходить - был настолько истощен.

Он помнит, как после Победы раздавался звон орденов и медалей, украшавших пиджаки фронтовиков. Например, на груди артиллериста Самби Дашиева звенели орден Отечественной войны II степени и медали «За боевые заслуги» и «За освобождение Варшавы».  Максим Энхеевич рано повзрослел и приобщился к труду: когда ему было шесть лет, бригадир привез его на сенокос - возить копна. А потом его «назначили» конюхом. Учился он в разных школах - в Соёле, начальную школу окончил в Бороголе, семилетку - в Улюне, а среднюю - в Баянголе. Приходилось много ходить пешком.

 В детстве Максим Энхеевич приобщился к спорту - занимался шахматами, лыжным гонками (бегал на самодельных лыжах), борьбой, которой предан до сих пор. После школы у героя нашего рассказа было велико желание продолжить учебу в вузе. Но его мама была в преклонном возрасте, жила на заимке возле Соёла.

- В 1962 году секретарь парткома колхоза имени ХХII партсъезда Доржи Кондратьевич Мужанов приехал ко мне в Борогол и предложил мне стать заведующим сельской библиотекой в Хилгане, - говорит Максим Энхеевич. - Я согласился.

Затем его перевели работать заведующим Хилганайским клубом. А потом его призвали в армию: служил в ракетных войсках в Амурской области. В армии продолжил занятия спортом. На лыжах «десятку» пробегал за 36 минут: у него первый спортивный разряд по лыжным гонкам (и по вольной борьбе - тоже первый разряд). После службы в армии вернулся на малую родину. Сначала трудился в колхозе учетчиком в тракторно-полеводческой бригаде.  В 1968 году его направили в Читу - в межобластную советско-партийную школу. К слову, и там в свободное от учебы время продолжал заниматься спортом: в 1970-м занял третье место в соревнованиях по вольной борьбе, посвященных 100-летию В.И. Ленина.

«Золотой фонд» - дети и внуки

После учебы в партшколе его пригласили на заседание бюро Баргузинского райкома партии и хотели назначить первым секретарем райкома комсомола. Но Максим Энхеевич снова отдал предпочтение семье - мама была в годах, к тому же у него уже было трое детей. Поехал в Хилгану и стал бригадиром самой отстающей овцетоварной фермы (ОТФ). Через два года его перевели инструктором орготдела райкома партии. Затем он трудился секретарем парткома колхоза «Хилганайский». Далее на протяжении 18 лет трех месяцев (!) он был председателем (главой) сельских советов (администраций) в Улюне и Хилгане. Даже выйдя на пенсию, пять лет работал в должности главы сельской администрации.

К числу несомненных достижений Максима Энхеевича можно отнести основание музея имени народного артиста СССР Гомбо Цыдынжапова в селе Уюкчикан,  а также содействие в присвоении имени знаменитого артиста  Бурятскому театру оперы и балета и создание народного фольклорного ансамбля «Лугшахаан». А еще он стоял у истоков основания турнира по вольной борьбе памяти легендарного командира партизанской бригады на Смоленщине Гуржапа Очирова.

- Мы с женой - богатые люди, наш «золотой фонд» - дети и внуки, - говорит Максим Энхеевич.

Действительно, его главное богатство - пятеро детей, которых вырастили вместе с супругой Бутид Самбуевной (они шагают по жизни вместе 55 лет!) и 11 внуков. Их дети давно крепко и надежно стоят на ногах. Радуют их своими успехами в разных сферах жизни. Например, Максим Молонов-младший, один из лучших борцов вольного стиля в истории Бурятии, сегодня входит в элиту лучших тренеров мира по вольной борьбе среди женщин. Старшая дочь Марина, окончила аспирантуру в Москве и трудится учителем математики в Первопрестольной. Радуют деда и бабушку достижениями и внуки. Так, старший внук Алдар завершает учебу в аспирантуре. Внук Баир учится в Питере и хочет стать физиком-ядерщиком, а Борис, ученик лингвистической гимназии № 3, - победитель и призер международных и всероссийских олимпиад по математике. Старшая внучка Арюна строит свое счастье в Милане: вышла замуж за итальянца. Уверен, что свое счастье Максим Энхеевич заслужил. Бог видит, что он шагает по жизни достойно, трудился и жил честно, никого никогда не обманывал и не подводил. И таким людям, преданным, честным и благородным, добро и справедливость воздается сторицей.

- Нужно друг друга ценить, и это, наверное, превыше всего, - советует молодым семьям Максим Энхеевич Молонов. - Надо жить в любви,  верить друг другу, жить ради семьи, детей и внуков.

P.S. Максим Энхеевич по-прежнему интересуется вольной борьбой: в эти мартовские дни он и его супруга Бутид Самбуевна «болели» за борцов Бурятии на чемпионате России по вольной борьбе.

Врезка в текст

 Из интервью с Максимом Энхеевичем Молоновым:

 - В чем секрет вашего долголетия?

-  Я с малых лет привык к сельскому труду. Много ходил пешком. В молодости много ходил на лыжах, ездил на велосипеде. Дружил с физкультурой и спортом. В нашей семье - всегда нормальная обстановка, нормальная «погода» в доме.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: фото из личного архива Максима Молонова