Умный, любознательный, физически крепкий, трудолюбивый, уважительный. Таким был в юности герой нашего повествования, который прожил всего 27 лет, но успел сделать в жизни достаточно много.
О своем близком родственнике-фронтовике Доржи Эрдыниевиче Будаеве поведала ветеран труда Лариса Амниганова. Она принесла в редакцию чудом сохранившуюся единственную фотографию довоенной поры (1940 года) моряка Будаева.
Дружил с Бадмой Балдаковым
Год 1938-й. Где-то в Тихом океане. Представляю, как молодой степняк в бескозырке с надписью золотистого цвета «Тихоокеанский флот», с развивающейся лентой с палубы корабля вглядывается в штормящие воды.
- Дядя Доржи родился в 1915 году в селе Курумкан Мургунского сельсовета, - рассказывает Лариса Амниганова. - Его родители - колхозники Буда Должиевич и Дунсан Сангадиевна Будаевы были несказанно рады рождению после двух дочерей долгожданного сына и нарекли его Доржи, что в переводе с тибетского - «алмаз». С малых лет он рос смышленым, шустрым мальчиком. У него было много друзей. Уважал и почитал старших. Помогал родителям по хозяйству.
В 1930-м Доржи окончил четыре класса в Курумкане, через три года - семь классов неполной средней школы в баргузинском Баянголе. По воспоминаниям его родственников, учился прилежно, отличался дисциплинированностью. Учителя ставили юного Доржи в пример его одноклассникам. Поговаривают, что в школьные годы он дружил с Бадмой Балдаковым, впоследствии ставшим известным оперным певцом-басом, и будущим председателем колхоза Очиром Шанюшкиным.
- Мой дядя учился в школе в трудное время, - продолжает рассказ внучатая племянница Доржи Будаева. - Дядя и его сверстники голодали. Он носил одежду и обувь из коровьей кожи, сшитую руками его матери при тусклом свете лучины. В обутки клали солому, чтобы было хоть немножко теплее.
Год 1932-й. Холодный январь. Баргузинская долина. Закончился скудный паек - учителя отправили Доржи к родителям за продуктами. Школьник идет домой из Баянгола в Курумкан то и дело, проваливаясь в худых обувках по колено снег и озираясь по сторонам - не дай бог встретить оголодавших волков. Морозная зимняя ночь застает его и других полуголодных школьников в заснеженной долине. Слава богу, у кого-то есть спички: до утра поддерживают костер. С рассветом Доржи идет дальше домой.
Под Сталинградом
После семилетки в 1933 году сообразительного и обладавшего организаторскими способностями паренька выдвинули комсоргом колхоза «Хубисхал» Мургунского сельсовета. На этой должности способный юноша проявил усердие, и его руководство колхоза в 1935 году направило учиться в Комвуз в Улан-Удэ. В 1937-м Доржи призвали на действительную службу: служил на Тихоокеанском флоте. После демобилизации с декабря 1940-го по июль 1941 года трудился инструктором Советского райисполкома в столице республики. Затем с июля по октябрь работал на одном из приисков Баунтовского золотопромснаба.
В октябре 1941 года Доржи Будаев был призван в РККА Баунтовским РВК.
- По рассказу моей мамы Эчигедэй Эрдыниевны, он служил на корабле политруком, - говорит Лариса Амниганова.
О военном фронтовом периоде жизни мало что известно. Но автору этих строк все же удалось в рассекреченных архивах минобороны РФ найти кое-какую информацию, проливающую свет на его службу на Дальнем Востоке и на Западном фронте. Итак, судя по фронтовому документу (послужной картотеке моряков), сначала, то есть с 25 ноября 1941 года Доржи Будаев служил в должности прожекториста 77-го отдельного артиллерийского дивизиона (ОАД) Сучанского сектора береговой обороны Тихоокеанского флота (ТОФ).
- Двоюродная сестра дяди - Сэсэг Мыжитова (она была медсестрой в улан-уэнском госпитале) осенью сорок второго узнала, что ее брат едет на поезде с Тихого океана на запад, чтобы гнать фашистов. Пришла попрощаться с ним на станцию Дивизионная. Но оказалось, что опоздала: моряки, веселые, с песнями под звуки баяна уже уехали на фронт. Она стояла на вокзале и плакала, что не увидела брата, - рассказывает Лариса Амниганова.
Согласно архивным документам, в октябре 1942 года в числе 150 тысяч моряков-тихоокеанцев Доржи перебросили на запад. Так, 24-я гвардейская стрелковая дивизия в октябре 1942 года пополнилась матросами Тихоокеанского флота. В этой дивизии (2-я гвардейская армия) в составе 70-го гвардейского стрелкового полка и довелось сражаться бурятскому моряку Доржи Будаеву под Сталинградом. С 19 декабря 70-й гвардейский стрелковый полк начал занимать позиции в районе хутора Нижне-Кумский Сталинградской области. 21 декабря Доржи принял участие во взятии этого хутора, а 25 декабря вместе с боевыми друзьями брал хутор Новоаксайский. Очевидно, в этом хуторе он и повстречал своего земляка.
- 25 декабря мой дядя встретился с Евгением (Ринчином) Прохоровым из Мургуна. - говорит Лариса Амниганова. - Они поговорили минут 15 и дали друг другу слово, что если кто-то из них останется в живых, то обязательно напишет родным о незабываемой встрече на одной из дорог войны. На войне выжил Ринчин Прохоров. Он-то и рассказал о той встрече нашим родственникам, в том числе младшему брату дяди Доржи - Гомбо Будаевичу, который воевал на Востоке.
Погиб совсем молодым
В феврале 1943 года родным Доржи Будаева пришло извещение, что он пропал без вести на Дону. В документе, уточняющем потери, сказано, что Доржи Будаев пропал без вести в марте 1943 года. В другом документе говорится, что письменная связь с ним прекратилась с января 1943-го. В Книге Памяти говорится, что он пропал без вести в 1943 году, и его воинский адрес по последнему письму: «Левый берег Дона, деревня Халузино». Однако, на мой взгляд, наиболее точной датой, когда он пропал без вести, можно считать, как указано в именном списке части, 30 декабря 1942 года: тогда он выбыл из части (70-го гвардейского стрелкового полка). Очевидно, Доржи Будаев пропал без вести в районе поселка Котельниково Волгоградской области, который был взят 29 декабря. Пока не установлено, был ли он награжден орденами или медалями.
- Мы всегда помним и чтим память о нашем дяде Доржи Будаеве, который не был женат, и у него не было детей, - говорит Лариса Амниганова. - Он погиб совсем молодым - в 27 лет! Каждый год 9 мая мы идем в колонне «Бессмертного полка» с его портретом. А вечером в кругу семьи вспоминаем о нем - моряке-фронтовике, который отдал в бою за Родину самое дорогое, что было у него, - свою жизнь.