Общество 9 июн 2021 1308

Человек дела

Доржа Сыбыков – о юности, армии и профессиональном пути, сформировавшем личность

Сын Тунки, ветеран войны в Афганистане и аксакал налоговой службы Бурятии, руководивший в свое время аппаратом Народного Хурала – все это факты из богатой биографии Доржа Сыбыкова, заслуживающей отдельной книги.

Начало пути

Доржа  Сыбыков родился в 1964 году в Кырене в многодетной семье. До 9 лет жил в селе Хужир, затем главу семьи Мункожапа Банзановича перевели в Кырен на работу в райком партии инструктором. Впоследствии, его назначили руководителем финансового органа Тункинского района, в качестве которого он проработал 21 год. Мама Нина Жалсараевна, выпускница педучилища, была заведующей детским садом. Пока родители работали, воспитанием во многом занималась бабушка Гарма Ринчиновна Сагалуева, привившая детям первые нравственные основы.

Доржа Сыбыков закончил Горхонскую среднюю школу, где был в комитете комсомола, активно занимался легкой атлетикой, бегал на лыжах, занимался боксом, показывая успехи на республиканских соревнованиях. Задумывался и о профессиональной спортивной карьере, но жизнь распорядилась иначе. Тем не менее, по собственному признанию, именно спорт и тренеры заложили в нем такие качества, как упорство, воля к победе и понятия о благородстве. Другой мечтой было поступить в Рязанское высшее военное училище, однако по прохождении медкомиссии врачи сказали молодому человеку, что нужно удалить гланды. Сделать это запретила мама, напомнив о случае, когда после подобной операции один знакомый потерял голос. Слово матери было для молодого человека законом.

После школы началась работа в Туранском совхозе, где Доржа трудился запарником на откормочной ферме. Спустя недолгое время он перешел в  Кыренскую контору «Скотимпорт» в должность автослесаря, работал и молотобойцем у местного кузнеца дедушки Гундына, параллельно осваивая кузнечное ремесло.

- Могу из металла все делать, навыки есть. Знаю, как нагревать метал, как его гнуть, как сделать из бесформенного железа красивую форму. Люблю и с металлом работать, и по дереву. Построил дом, за что спасибо дядям, которые меня всему научили. Как говорили в старину, умею держать топор в руках, - говорит наш собеседник.

Воин-интернационалист

В 1982 году Доржа Сыбыкова призвали в ряды Советской армии. Три товарища – он, его двоюродный брат Баир Сушкеев и Олег Селянин мечтали попасть в Монды, где располагалась погранзастава.

- Думали, в Кяхте пройдем учебку и приедем домой. На распределение в Улан-Удэ приехали «покупатели» из Острогожска Воронежской области и отбирали тех, у кого было водительское удостоверение - всего 50 человек из Бурятии. Мы улетели в Москву, где успели погулять и покупаться в открытом бассейне, где сейчас находится Храм Христа-Спасителя, а вечером сели на поезд и приехали в Воронежскую область в 58-ю учебную бригаду. Время было осенью, но то Центральная Россия: помню, по всей территории учебной бригады росли фруктовые деревья. В Ленинской комнате перед нами положили белые листочки, попросив написать лозунг Ленина «Армия и народ едины». Затем зашел парень-азиат, и собрал все листки. Он оказался бурятом, парнем из Кяхты: звали его, кажется, Саша. Затем начальник штаба вызывает меня и говорит: будешь писарем. Так этот парень и передал мне свою должность.

5 месяцев шла учебная подготовка на механиков-водителей МАЗ-537 – машины, возившей тяжелую технику и баллистические ракеты. Распорядок был строгий: подъем, пробежка, зарядка, заправка кровати, построение на завтрак. После короткого отдыха - построение на учебу.

- С утра до обеда учился, а после до вечера сидел в штабе и писал разные материалы. Благодаря этой работе экзамены сдал раньше всех, за 2-3 дня. Заполнял протоколы, ведомости, в которых проставлялись оценки, присвоение специальностей механиков-водителей, получение водительской категории Е – на управление транспортным средством с прицепом. Нам присвоили звания младших сержантов.

После окончания учебки приехал подполковник Сергей Николаевич Ившин и начал вести отбор. Олегу выпала служба в Германии. Он очень талантливый человек, художник, сейчас живет в Кырене, работает в пожарной части. Мы хотели попасть в Наушки, там стояла танковая часть, а для перевозки танков нужны были тяжелые машины. Я у подполковника спросил: куда нас увезут? Меня хотели отправить на Кубу, куда шел экспорт военной техники: туда направлялись инструкторы и обучали местных уже на местах. На Кубу Баира не взяли из-за роста. Сказал, что не хочу на Кубу, хочу с братом. Так мы с Баиром попали к Ившину, набравшему целый батальон из сибиряков.

Служба продолжилась в Прикарпатье в Новоград-Волынске, где располагалась ракетная часть. На ее базе сформировали новый батальон тяжелых машин и эвакуации техники. Доржа Сыбыкову присвоили звание сержанта, назначили замкомандира первого взвода третьей роты.

- На Украине участвовали в парадах на 9 мая. Кстати, в учебке нас учили маршировать не хуже кремлевских курсантов, так как офицеры-инструкторы были выходцами из того самого Рязанского воздушно-десантного училища. Командиром роты был старший лейтенант Семенский, который учил нас с вышки прыгать по тросу, а в вечернее время давал уроки рукопашного боя.

В июне 1983 года тремя эшелонами, вместе с техникой, обмундированием и оружием батальон прибыл в город Термез Узбекской ССР и 6 июня 1983 года пересек границу СССР и Афганистана по мосту через Амударью, попав в афганский город Хайратон.

 - Первую ночь расположились в пустыне, там поставили палатки, затем перевели на другое место, около моста в Хайратон. В переделах 3-4 гектаров земли мы заняли и полностью огородили территорию. Уже потом переехали еще дальше, где установили столовую. Там были взводы обеспечения батальона. Мы начали ходить в Кабул, Баграм, Газни, Гордез, Кундуз, Джелалабад и другие города, две роты стояли в Хайратоне, а третью отправили на Кушку в Шинданд. Кушка – туркменский город, там была граница, куда должны были отправить меня. Но по ходу дела перевезли в 1-ю роту замкомандиром первого взвода в Хайратоне вместе со старшим лейтенантом, где я и остался служить. Первая машина, которую мне дали - БРДМ-2М – бронированная разведывательно-дозорная машина. Старшим ходил замполит, и мы вместе сопровождали колонны. И так, в боевом охранении - всю службу. В последние месяцы меня перевели на тяжелую машину МАЗ-537 («Ураган»).

За время службы Доржа Сыбыков объездил Афганистан вдоль и поперек. Переезжал через Саланг в одиночку, с тремя машинами сопровождал спецгрузы. Возил боеприпасы, вывозил подбитую технику. Бывал в долине Бамиан, где видел знаменитые статуи Будды, разрушенные позже талибами.

- Конечно, ситуации были разные. Идет война, как такового фронта нет, везде душманы, приходилось попадать под обстрелы. Но как говорят по-бурятски - «бурханда мүргөөд», и едешь. Предварительно с нами проводили интенсивную психологическую работу, выдали книжки, которые мы выучили с обычаями, традициями местных, чтобы их не нарушать. Война – это совершенно другой мир. Мы, сибиряки, оказались в тяжелейших условиях, где все по-другому, не наши условия, не наш климат. Как перебороть в голове этот хаос, когда мир перевернулся? В экстренной ситуации у человека два пути. Пойти на наклонной или выстоять и перебороть себя, не стать трусом, взять ответственность за свои поступки. Так нас учили и давали наказ, когда мы уходили в армию. Мы выбирали путь предков, которые победили и отстояли мир.

В 1985 году солдат вернулся домой. Доржа снова устроился в «Скотимпорт», а затем ему предложили работать в райкоме комсомола в должности инструктора организационного отдела, позже избрав его заведующим.

- В 1988-м году в Тункинском районе мы вместе с отделом военно-патриотической работы создали первую организацию – Союз ветеранов Афганистана, куда вошли 16 воинов-интернационалистов. В госпиталь ветеранов войн отправляли парней на профилактические лечения. Служба в армии, климатические, психологические условия пошатнули здоровье ребят, их надо было реабилитировать.

В Афганистане прослужил весь СССР из всех союзных и автономных республик и регионов. 2,5 тысячи ребят отдали интернациональный долг из Бурятии, 26 человек погибли, 2-е пропали без вести.

В 1989-м году организация ветеранов, совместно с инициатором - учителем  Аркадием Данзановичем Малановым - приняла решение провести соревнования по волейболу в память об уроженцах улуса Шулута - Александре Халудорове и Павле Ябжанове, ставших первым и последним воинами из Бурятии, погибшими в Афганистане. Турнир впоследствии обрел республиканский статус. Также совместно с директором детской спортивной школы Геннадием Габдулхановичем Асадуллиным среди детей организовали турнир по боксу в память о погибших на призы воинов-афганцев. Сами ребята приходили на турнир и рассказывали детям о своем боевом пути, в день Советской армии проводили открытые уроки в школах. Тогда зародилось патриотическое движение «афганцев» в Тункинском районе.

Карьерная лестница

После работы первым секретарем райкома комсомола Доржа Сыбыкова направили в высшую партийную школу. На дворе - начало 1990-х: путч, развал СССР и партийной системы. Так как закончилась квота от обкома, его, единственного, направили от Совета министров РБ.

- Сначала брать не хотели, но потом меня вызвал ректор партшколы, сын Константина Черненко, и говорит, что берут, но в качестве исключения. Потом узнал, что был звонок из Совета министров, по поводу меня шли переговоры. Учился по специальности менеджера-финансиста. Время было интересное: приезжали читать лекции западные специалисты, экономике и демократии учились, в том числе и по западным учебникам.

После окончания учебы Доржа Сыбыкова пригласили в администрацию Тункинского района на должность заведующим организационно-кадровой службы. В это время внедрялся новый закон об общих принципах организации местного самоуправления, проходил переход на новые экономические модели. На этом посту в его обязанности входило и обучение глав поселений, которых отправляли на переподготовку в Новосибирск.

Летом 1997-го ему предложили перейти на работу в федеральную налоговую службу, сначала на должность замначальника инспекции по Тункинскому району, а затем уже начальником. В те годы повсеместно шло реформирование налоговых органов, создание единой инспекции. Процесс этот затронул всю республику.

- При мне состоялось упразднение Окинской инспекции и создание объединенной межрайонной инспекции № 8. В 2003 году меня направили в Селенгинский район, где под моим началом объединились в одну межрайонную инспекцию № 3 районные отделения Закаменского, Джидинского Селенгинского и Кяхтинского районов. Ее начальником я проработал до 2005 года, когда меня назначили руководить межрайонной инспекцией по РБ № 1 в Улан-Удэ, где также прошли процессы укрупнения. В 2012 году получил должность замруководителя федеральной налоговой службы по РБ, на которой трудился до 2016 года.

1990-е, как признается сейчас Доржа Мункожапович, были для экономики страны и республики особенно тяжелыми. В то время задачей органа было обеспечение поступления в бюджет денежных средств, выплаты пособий, пенсий и зарплат гражданам. Это был период и всеобщей модернизации, внедрения автоматизации систем обработки данных, новых программных комплексов, требующих постоянного обучения.

- Необходимо было соблюсти множество условий, провести большую работу по исполнению социальных обязательств, правильно освоить финансовые ресурсы, чтобы каждый рубль дошел до жителя. Соблюсти консенсус, чтобы развивались и предприятия, и малый и средний бизнес. Денег не было, предприятия останавливали работу. Сложно было изменить психику людей, испорченную лихими 90-ми и пережитками советских принципов, когда все ждали, когда им что-то дадут сверху. Нужно было довести до людей, что правильное ведение бизнеса дает залог на будущее. Основа нынешнего развития была заложена тогда, и сегодня налоговая система в России - одна из самых лояльных в мире. С 1998-го года началась разработка Налогового Кодекса, который убрал всякую двусмысленность толкования, ввел единую систему, но при этом гибкую, учитывающую социально-экономическое положение субъекта, дающую полномочия его органам принимать те или иные нормативные документы в рамках того правового поля, которое очерчено в кодексе.

Основный принцип в той работе - какой эффект мы будем иметь от реализации той или иной программы? Достойная зарплата, занятость, исполнение социальных обязательств государства и оборона. Ведь налоги – это школы, детские сады, хорошая дорога, социальные гарантии, развитие сельского хозяйства, - рассуждает Доржа Мункожапович.

Его университеты

В 2016 году начался новый этап в жизни Доржа Сыбыкова после его назначения руководителем аппарата Народного Хурала, где задачей команды было создание условий для работы народных избранников, комитетов, комиссий, фракций.

- Моя непосредственная деятельность включала создание взаимоотношений, ведь без них не бывает плодотворной работы. Депутаты – люди грамотные, и я старался создать им благоприятные условия, заключавшиеся в своевременном предоставлении документов, информации, обеспечении всеми материалами для проведения сессий, комитетов, конкурсных мероприятий. Это и освещение деятельности, работа сайта, чтобы граждане видели, чем занимаются депутаты, представление их работы на российском уровне. Однажды мы даже вошли в тройку по освещенности деятельности законодательного органа субъекта РФ. И сейчас, просматривая сайт Хурала, вижу, что работа эта продолжается.  

В жизни мне повезло работать с хорошими людьми. В Туранском совхозе я смотрел на будущего директора Илью Садаевича Маншеева, как он общался с людьми, как всегда спрашивал у них, как идут дела. В «Скотимпорте» - на руководителя Бимбу Нимаевича Цыденова, ветерана войны, на его манеру держаться, вести собрания коллектива. Это и весь наш офицерский состав в армии, первый секретарь Райкома Партий Виктор Добшонович Таханов, мой  наставник, ветеран Великой Отечественной войны Пётр Степанович Дёмин, заведовавший парткабинетом в РК КПСС. Большое влияние оказали наши мэтры-земляки Владимир Безьяевич Саганов, Анатолий Дамдинович Моглоев, Намсарай Балданович Манзаев, Ардан Лопсонович Ангархаев, Владимир Жамсаранович Сыренов, Баир Шоенович и Владимир Шоенович Ускеевы, Николай Доржиевич Петухов, Леонид Дашиевич Турбянов, Валерий Енжапович Гулгонов.

Изучение документов приучило правильно доводить решения до народа, сотрудников, чтобы люди поняли, что нужно делать, конкретизировать каждую задачу и определять пути решения, чтобы исполнитель видел конкретный результат, как изменилась жизнь людей, и сам получал от этого удовлетворение.

Работа в налоговой системе привила жесткий контроль за реализацией тех или иных решений. Руководитель Налоговой службы РБ Самбу Цыдыпович Цыреторов, грамотный руководитель и финансист, человек, который всегда говорил: «Прежде чем ставить задачу, думайте, что вы получите от результата деятельности. Умейте предвидеть последствия». Этих же принципов я придерживаюсь и в общественной работе. Конечно, это мои родители и бабушка, которая всегда говорила: «относись ко всем людям одинаково, кто бы он ни был, несмотря на чины и положение».

Где бы ни работал, старался собирать вокруг себя грамотных людей. Находясь в их окружении, всегда стремиться к совершенствованию. Ставишь конкретные задачи и смотришь, как они их выполняют, при этом сам учишься, наблюдая за ними. Хороший менеджер - это всегда хорошая команда.

В конце 2018 года, после ухода с госслужбы, я снова плотно занялся общественной работой. В Бурятском отделении всероссийской организации ветеранов Афганистана провели отчетную конференцию и избрали новый состав, в котором я стал зампредседателя. Сегодня мы ведем активную общественную работу: связываемся с российским союзом, который ведет плотную работу по поиску пропавших в Афганистане ребят. Увековечиваем память погибших, устанавливаем мемориальные доски на школах, где они учились, памятники участникам боевых действий, присваиваем имена улицам в Улан-Удэ и селах. Большая совместная патриотическая работа идет с «Боевым братством», куда входят множество участников военных действий за рубежом. В этом нас поддерживает Правительство и Глава РБ Алексей Цыденов, - говорит наш собеседник.

Видеть перспективы

Доржа Мункожапович – отец двоих детей: взрослого сына и 4-летней дочери,  растет и внук. Поддержку семьи он ощущает всегда и во всех своих начинаниях.

- Мы родились не для себя, а для детей, и главное – правильно их воспитать. «Не уронить имя отца» у монголов и у нас, бурят - главная заповедь, - уверен Доржа Сыбыков. После работы в Хурале он занялся бизнесом, но вмешалась пандемия и всеобщее закрытие границ, которые, вместе с тем, позволили задуматься о ценности того времени, которое проводишь с близкими.

Пройдя длинный профессиональный путь, поднявшись по карьерной лестнице, он всегда задумывался о родной земле, где вырос и где сформировался как руководитель. Желание отдать долг малой родине, быть полезным ей, используя накопленный опыт, подтолкнули к решению участвовать в выборах на пост главы Тункинского района.

- Работая в налоговой системе, я побывал по всей России. На местах всегда старался смотреть и интересоваться, почему что-то происходит тем или иным образом. Почему где-то хорошо, а где-то плохо, что нужно для устойчивого развития? Все это впитывал, как губка, понимая, что это жизненный опыт, багаж, который еще пригодится. Любое выдвижение – это конкурс, элемент состязательности, подстегивающий желание идти вперед, не останавливаясь на пути к цели. Вместе с тем, Тунка дала мне возможность выучиться, и я должен вернуть ей этот долг, всегда старался помочь родной земле, конечно, в пределах своих полномочий. Кстати, еще один момент, которому меня научила работа в налоговой - любить законы.

На территории Тункинского района располагается Нацпарк, где живут свыше 20 тысяч человек. Его создание было попыткой сохранить нашу удивительно красивую природу, воспетую еще в стихах поэтами. Конечно, пагубно сказались 90-е годы, когда люди начали бездумно пилить лес, ведь кушать хочется всем. Сейчас бешеные деньги тратят на то, чтобы съездить заграницу. Зарубежом отдыхать хорошо, но это чужие страны, другие условия, законы и требования. Нам же нужно создать условия здесь, ведь для того есть все возможности. У нас прекрасная природа, минеральные источники, дающие не только эстетический отдых, но укрепляющие здоровье. Уже намечен курс на создание внутреннего туризма, а гостей мы любим. Нужно создать условия, чтобы в Тунке природа работала на человека, а человек ее берег. Как любой патриот, любящий малую родину, я хочу, чтобы она была красивой и цветущей, чтобы люди, не только местные жители, получали удовольствие от пребывания здесь, от красоты и благополучия. Чтобы они видели, как здесь хорошо, как местные умеют трудиться, как они умеют созидать.

Конечно, хочется создать и доверие к власти у населения. Без нее никак, иначе будет хаос и анархия. Чтобы у людей появилась уверенность, что их защитят, обеспечат социальными гарантиями. Если мы говорим о создании суперстраны, суперреспублики, то без создания условий на самом маленьком субъекте вся система не заработает как надо. Люди не должны уезжать из деревень. Если мы их забросим, то случится коллапс, продовольственный кризис. Рано или поздно мы придем к этому моменту. Как говорил Далай-лама, «Есть только два дня в году, когда вы не можете ничего сделать. Один из них - вчера, а другой - завтра». Но у нас есть сегодня. И сегодня мы должны творить, наслаждаться жизнью и создавать условия, чтобы мир вокруг нас процветал, - уверен Доржа Сыбыков.

Автор: Беседовал Антон ИРШУТОВ

Фото: Фото предоставлено Доржа Сыбыковым