Общество 16 июн 2021 1700

Каждой семье – процветания

Цокто лама Гончиков – об учёбе в Индии, силе произношения мантр и пожелании читателям

В начале 2020 года из-за сложившейся ситуации в мире - распространения коронавирусной инфекции - некоторые наши студенты, обучающиеся на разных курсах в Буддийском университете Дрепун Гоман дацана в Индии (штат Карнатака), выехали в Россию. Здесь они продолжают занятия  самостоятельно  с использованием средств современной связи - дистанционно. 

Цогто лама Гончиков оканчивает 16-й курс философского факультета по программе 16-летнего обучения университета, готовится к выпускным экзаменам, которые состоятся этой осенью.

Он родился в с. Гильбира Иволгинского района. В 14 лет поступил в университет «Даши Чойнхорлин» им. Д.Д. Заяева при Буддийской Традиционной Сангхе России. Через три года, в 2006-м, для более углубленного изучения буддийской философии поехал учиться в Индию и поступил в Буддийский университет Дрепун Гоман дацана. В 2011 году принял от Далай ламы XIV полные монашеские обеты - Гелон.

В своем эксклюзивном интервью газете «Бурятия» уважаемый Цогто лама ответил на наши вопросы.

 - Уважаемый Цогто лама, трудно ли продолжать обучение, находясь на большом расстоянии от университета, Учителей?

- Во время обучения ученику желательно находиться рядом с Учителем, так как должна сохраняться непрерывная прямая линия передачи Учения.  Но в настоящее время мы живем в современном мире, когда с молниеносной быстротой  развиваются высокоскоростные технологии, тем самым сокращаются расстояния между городами и  странами.  Поэтому Далай лама, проявив сострадание, по просьбе жителей многих стран почти каждый месяц дарует онлайн-Учения.

Программа обучения в университете Гоман дацана предполагает, в том числе изучение многих тем и дисциплин самостоятельно. Поэтому, находясь на расстоянии, стараемся этому уделять больше времени. Также при необходимости проводим онлайн-занятия с Учителями.

- Расскажите, какие дисциплины изучают во время 16-летнего обучения?

- В течение 16 лет студенты Гоман дацана изучают пять основных буддийских наук. Считается, что каждая предыдущая наука постигается труднее последующей. Сначала в течение четырех лет изучают Праманавартику (логику), которая состоит из четырех разделов. На этих курсах изучаются труды буддийского ученого философа Дхармакирти - «Прамана-вартика», различные комментарии к  ним. Рассматриваются предметы: Дуйра - умение логически излагать свою мысль, Дагриг - наука о достоверности постановки аргументов и фактов при доказательстве чего-либо, Лориг - изучение психологии и сознания всех существ, подробно рассматриваются виды ума, такие как семь основных видов сознания, 51 ментальный фактор и т.д.

Изучая эти темы, студент учится логически мыслить, исследовать, анализировать. Проводятся ежедневно занятия - диспуты, на которых студенты должны уметь правильно ставить вопросы, дать правильные логические ответы, привести доводы и их источники.

Следующие шесть лет рассматривается большая обширная тема «Запредельная мудрость» (тиб. - парчин). Здесь изучают общие положения Праджнапарамиты, состоящие из 70 смыслов на основе всеведения, интуитивного познания всех форм всезнания. Студенты изучают такие темы: 12-членная цепь взаимозависимого происхождения, 4 Благородные Истины, 16 аспектов 4-х Благородных Истин, 5 путей махаяны, 6 Запредельных параммит, 37 факторов путей к Пробуждению, о 32-х основных и 80-ти второстепенных благих признаках Будд, Просветленных и т.д.

Основной труд, который изучается на этих курсах, - «Абхисамая-Аламкара», один из знаменитых пяти трактатов Майтреи.  Считается, что сам Будда Майтрея на небесах Тушиты передал эти труды Асанге, вернувшись, Арья Асанга составил комментарий к ним.

На 11-м и 12-м курсах студенты изучают труды Чандракирти «Мадхъямикааватара» на основе комментариев Дже Цонкапы («Ума Гомба Рабсел» - «Ясное толкование смысла срединности») и Кунчен Жамьян Шадбы («Ума Ченмо»). В  ходе их рассматриваются такие темы,  как три вида сострадания, ознакомление с объектом отрицания, особенности первых пяти параммит с точки зрения Мадхъямика-Прасангики и др.

На 13-й и 14-й курсах изучают труды индийского наставника Васубандху «Абхидхармакоша» на основе комментария Кунчен Жамьян Шадбы «Дзод Таджод». Данные трактаты посвящены систематичному и абстрактному описанию мироустройства, науке о буддийской космологии: существовании трех сфер (мира желаний, мире форм, мире без форм), астрономии, построении многочисленных Вселенных, а также разделы о пяти Скандхах - составляющих каждой личности, и т.д.

На 15 -м и 16-м курсах  рассматриваются разбор монашеской этики.

- Буддисты произносят различные мантры, в дацанах читают хуралы. Что такое мантра? Каким образом  произношение мантр влияет  на сознание человека, на его судьбу?

- В слове мантра корень «ман» означает - «ум» (сознание), а суффикс «тра» - «защита». В дословном переводе с санскрита на русский язык слово мантра  означает  «защита ума (сознания) от страданий».

Широко известно, что  с давних времен ученые разных стран, исследуя структуру воды, пришли к выводу, что она воспринимает окружающую информацию и изменяет свои свойства и структуру. Было проведено исследование, когда над чистой прозрачной водой произнесли добрые, положительные слова, после этих слов воду заморозили. В результате при исследовании замороженной воды ученые обнаружили, что ее кристаллы  обрели форму красивых снежинок, а после произношения неприятных, грубых слов кристаллы воды превратились в черные расплывчатые пятна…

Также наше тело и сознание, подобно сосуду с прозрачной водой,  при произношении с доброй мотивацией мантры, они  помогают защитить наш ум от беспокоящих мыслей и различных эмоций. Когда наш ум или наше сознание находятся в состоянии спокойствия, умиротворения, то и наш внешний вид выглядит спокойным, а когда наш ум взбудоражен, соответственно,  выглядим неспокойными, злыми и недовольными.

Существуют отдельные мантры, обращенные к различным божествам, так как каждое божество имеет свои силу и благословение. Например, когда обращаются к богине Зелёная Тара, она имеет свойство мгновенно прийти на помощь, освобождает от восьми видов страхов. Когда обращаются к Бодхисаттве Манджушри, он способствует развитию мудрости, понятию взаимозависимости всего.  Или, например, когда обращаемся к Бодхисаттве Ваджрапани, он дарует бесстрашие, храбрость и смелость.

При начитке мантры  желательно мысленно представлять перед собой образ божества, к которому мы обращаемся. Таким образом, мы можем установить с ним связь - получить большее благословение от него, а также благие отпечатки в будущих рождениях.

- Очень часто те, кто считает себя буддистами, а также не считают себя таковыми, произносят широко распространённую мантру «ом ма ни бад мэ хум». Какое значение имеет ее произношение?

- Эта мантра  является мантрой Арья Баалы - Бодхисаттвы Авалокитешвары.

Шестислоговая мантра «ом ма ни бад мэ хум»   содержит в себе смысл Учений всех 84000 Дхарм, которые преподал Будда Шакьямуни, в том числе всех тайных тантрических Учений. Также она является источником всех знаний и Высших Сиддх.

Слог «ом»  является началом всех мантр, «мани»   - означает Драгоценность, «бадмэ»  -   цветок лотоса, «хум»  олицетворяет Ваджрное семя.

Будда Арья Баала в правой руке держит Драгоценность, в левой - цветок лотоса. Авалокитешвара дарует всем живым существам, которые обращаются к нему с мольбой,  - благословение, доброту и сострадание.

Также существует много разновидности разъяснения  начитывания мантры «ом ма ни бад мэ хум». В одном из них  говорится, что силой их произношения устраняются страдания шести миров живых существ.

Силой произношения:

  1. слога «ом» устраняются пять видов страданий, которые испытывают мирские Боги: ухудшается цвет кожи, становится темным; становится неудобным для сиденья трон; окружающие гирлянды их цветов вянут; тело становится нечистым, загрязненным; тело приобретает неприятные запахи;
  2. слога «ма» - устраняются страдания мира полубогов: прекращаются ссоры, конфликты, войны;
  3. слога «ни» - устраняются страдания мира людей: рождение, старость, болезни, смерть;
  4. слога «бад» - устраняются страдания мира животных: поедание друг друга;
  5. слога «мэ» - устраняются страдания мира голодных духов: голода и жажды воды;
  6. слога «хум» - устраняются страдания обитателей мира ада: страдания холода и жары.

 - Сейчас очень часто проводят практику Нүгэнэй (Ньюн Нэй). Расскажите об этом.

 - Я остановился в Янгажинском дацане, где недавно завершилось трехдневное медитативное затворничество по практике Арья Баалы - Бодхисаттвы Авалокитешвары.

Практика, связанная с Арья Баала, с давних времен широко распространена у нас в Бурятии и в других регионах России. Считается, что у истоков практики Нүгэнэй (Ньюн Нэ) стоит монахиня Лакшминкара, которая получила наставления по ней от самого Великого Бодхисаттвы сострадания Арья Авалокитешвары.

Известно, что духовный лидер буддистов Далай лама XIV считается земным воплощением Бодхистаттвы Арья Авалокитешвары, а VII Далай лама - автором текста, по которому в настоящее время проводятся практики Нүгэнэй.

- Что вы пожелаете читателям газеты «Бурятия»?

- Каждой семье процветания, спокойствия и счастья!

Автор: Оюнтуя Алымбаева

Фото: Фото предоставила Оюнтуяа Алымбаева