Через месяц мы отмечаем 100-летие газеты «Буряад үнэн». Между тем, судьба дважды сводила Эрдэма Данзановича с «Буряад үнэн». В 1994 году он был назначен главным редактором республиканской газеты «Бурятия», которая позднее влилась в состав вновь образованного ИД «Буряад үнэн». Но уже в отсутствие Эрдэма Данзановича, перешедшего в БГУ. А в мае 2011-го он назначается генеральным директором - главным редактором ИД «Буряад үнэн». Однако он снова возвращается к науке. В книге о нём эти перипетии отмечены в названии раздела: «Две главные стези - наука и журналистика».
Но, в первую очередь, Дагбаев был ученым и исследователем. Тем не менее, журналистика сыграла значительную роль в его эволюции, а он сам - в жизни постсоветской журналистики в республике. Нас связывала с ним многолетняя дружба и сотрудничество. Во многом они зиждились на общности профессиональных и идеологических интересов и предпочтений. Дело в том, что в науке он был создателем политологической школы Бурятии, а политология и современная журналистика неразрывно связаны между собой.
В СМИ сегодня обязательно должно присутствовать экспертное мнение, и, конечно, при освещении текущей политической жизни. Практически весь постсоветский период политические вопросы оставались одним из главных столпов, на котором держался интерес публики. Сегодня, это не так сильно заметно, но, например, «Эхо Москвы» продолжает оставаться в этом тренде.
И в этом смысле Эрдэм Дагбаев никогда не уходил из СМИ, поскольку всегда присутствовал на экранах телевизоров, радиоэфире и страницах газет как наиболее востребованный политолог республики. Мы довольно часто общались с ним в неформальной обстановке, за кружкой пива, и его живо интересовали новости из закулисной политической жизни, «подковерной борьбы «бульдогов», любая другая инсайдерская информация текущего момента. В этом плане он не успел застать появление телеграмм-каналов. В том числе и анонимных, взявших на себя эту функцию.
Интерес Эрдэма Данзановича к обладанию полнотой информации был вполне понятен, поскольку из этих мельчайших деталей складывалась объективная картина текущего дня. Информированность по широкому кругу вопросов позволяла ему глубже понимать суть, содержание и динамику политического процесса и, соответственно, выдавать профессиональное экспертное мнение, выдержанное и объективное. Ни в коей мере он не был учёным, оторванным от реальной жизни.
Конечно, СМИ жаждут сенсаций, эпатажа и элементов шоу, эту нишу в настоящее время заняли блогеры. Но в то же время нужны и здравомыслие, профессиональный уровень и некоторая академическая отстраненность в оценке событий, пусть даже самых острых. И это был самый сильный козырь Эрдэма Дагбаева.
В то же время он обладал полемическим даром, интуицией и мгновенной реакцией. В этом я неоднократно убеждался будучи автором и ведущим телепроектов на телеканале «Мир Бурятия» и на ВГТРК «Бурятия». В формате прямого эфира не обязательно давать многословные комментарии, иногда проще ответить вопросом на вопрос или же просто отшутиться.
Нельзя не сказать о еще одной ипостаси Эрдэма Данзановича, не случайно бывшего вице-президентом Всебурятской ассоциации развития культуры. Быть бурятским общественником - неблагодарная ноша, а особенно возглавлять ВАРК. Эрдэм Данзанович всегда говорил, что это единственный орган, объединяющий всех бурят, что необходимо сохранить его в этом качестве и он ещё не изжил себя.
Смерть всегда приходит не вовремя, и три года, прошедшие после его безвременного ухода, небольшой срок, чтобы осмыслить жизненный путь человека. К тому же, сегодня современные технологии, ритм и сутолока жизни разгоняют время до таких скоростей, что не остаётся места раздумьям, воспоминаниям, печали и грусти.
Но эта книга с пафосным названием вернула нам, тем, кто работал и дружил с ним, нашего друга Эрдэма. Пусть ненадолго, пусть на миг. Как в песне группы ДДТ: «Смерть всегда отчаянно запоминает жизнь…».