Общество 29 дек 2021 2691

О возможности выбора. Вот и снова Новый год! Что он нам несёт?

Об этом спросила и сама же ответила ещё в 1979 году группа «Машина времени»: «….пропасть или взлет, омут или брод, И не разберёшь, пока не повернёшь за поворот…».

© фото: Анна Огородник

Будущее никто точно не может предсказать, разве что можно сделать осторожные прогнозы. Лучше огля­нуться назад и там увидеть, если внимательно приглядеть­ся, ростки будущего.

Особенно наглядно они видны в деревне. Вопреки устоявшемуся мнению, что всё - село погибло, это дале­ко не так. Картина, внушающая «сдержанный оптимизм», наблюдается повсеместно. В Кяхте, Джиде, Селенге, Тарба­гатае, Бичуре, Баргузине и т.д. Например, в Ноехоне, окру­женном со всех сторон водами Селенги, Чикоя и Хилка. Это междуречье полноводных рек - остров Ноехон! И оно предоставляет отличные условия для скотоводства. Водо­пой, необъятные пастбища, защищенность. Местные жи­тели вовсю пользуются этими условиями и разводят овец, лошадей и КРС. Со сбытом мяса проблем у них нет.

В Ноехоне пастбищное скотоводство, а в Бичуре, ког­да едешь по трассе до райцентра, с двух сторон сплошь тянутся богатые нивы и зяби. На фестивале «Своё» на пло­щади Советов познакомился с фермерами Людвиг, а за­тем побывал на их птицеферме. Задал сакраментальный вопрос хозяину, Бодо Людвигу, приехавшему в Бичуру из Германии: «Что ты забыл в Сибири?» Он ответил: «Бурятия - один из немногих регионов, где можно производить эко­логически чистые продукты питания. За этим будущее. У республики есть огромный потенциал». Со стороны, как говорится, виднее.

Сегодня есть смысл заниматься сельским хозяйством. Мясо, молоко, овощи сельчан востребованы в республике и на внешнем рынке. Село и сельское хозяйство консерва­тивны и всегда были оплотом традиционализма. Переход от советской модели агропрома к рыночной был болез­ненным и долгим. Тем не менее, затянувшаяся с 90-х годов техническая, технологическая и ментальная модерниза­ция, наконец, завершилась.

Как следствие, сельскохозяйственный подъём сказыва­ется на жизни села. В Верхнем Жириме фермер Валерий Чебан живёт в трёхуровневом коттедже из кирпича. И таких примеров по республике много. Так, безусловно, и должны жить современные фермеры.

В отличие от сельского хозяйства, СМИ встали на со­временные рельсы ещё в 90-х. Нам было гораздо проще, нежели сельчанам. Редакции были компьютеризированы, изменён формат, и на газетном рынке появилась большая тройка таблоидов: «Информ полис», «Номер один» и «МК в Бурятии». В те годы жизнь в Доме печати бурлила. На большие праздники коллеги из «Буряад үнэн», «Бурятии», «Правда Бурятии», «Вестей», «Молодёжки», «Полиса» и «Ариг Ус» ходили друг к другу в гости, накрыв столы, отме­чали в редакциях дни рождения и другие торжества.

На днях встретил бывшего директора Дома печати Валерия Пинтаева. На вопрос: «Как там дела?», отвечаю: «Вы не поверите, но Дом печати тотально опустел! В ко­ридорах пусто и темно». Дело в том, что «Полис» уже не­сколько лет как перебрался в собственное помещение в «Гэлакси». Нынче ушли «МК в Бурятии», «Новая Бурятия» и портал «Востоктелеинформ». Они образовали единый ме­диахолдинг и также перебрались в собственное большое помещение. «Номер один» практически изначально имел свой офис.

Эти перемещения в пространстве были неизбежны и свидетельствуют об изменениях в области СМИ. О погло­щениях, слияниях, о взрывном росте роли интернет-из­даний, телеграмм-каналов и других новейших средств массовой коммуникации. Соответственно, падение роли традиционных СМИ: газет и ТВ. Это ни хорошо, ни плохо - это данность, которую нужно принять - и всего лишь. Ну и, конечно, соответствовать постоянно меняющимся ус­ловиям.

В советском прошлом выбирать не приходилось, мар­шировали строем, носили, что завозили, и ели по стан­дартному меню из книги «О вкусной и здоровой пище». Сегодня можно выбрать между монгольским супом бан­тан (кафе певца Батсуха), японским рамёном, бурятским шүлэном, китайским или европейским бизнес-ланчем. И все в пределах старого Улан-Удэ. В десяти минутах ходьбы от Дома печати.

В жизни всегда есть выбор. Пусть он будет, казалось бы, даже такой ничтожный. Между шүлэном и бантаном. Главное - чтобы было вкусно! С Новым годом, наши ува­жаемые читатели!

Фото: Анна Огородник

Читайте также