Общество 12 янв 2022 1504

Служение и творчество Цывана Ванчиновича Дашицыренова

Светлой памяти Цывана Ванчиновича Дашицыренова посвящаются эти воспоминания о его жизненном пути и важных делах и начинаниях, которые будут радовать людей еще долгие годы.

В Кижинге в многодетной семье (15 детей) у Ванчина Дашицыренова в 1952 году, по восточному календа­рю - в год Дракона, в дни празднования Белого месяца родился мальчик Цыван. С детства любознательный и одарен­ный, окончив 8 классов Кижингинской средней школы, он продолжил учебу в Иркутском художественном училище. Мы вместе работали в Кижингинской средней школе-интернате. Он препода­вал рисование и черчение, а я будучи студентом историко-филологического факультета Бурятского педагогическо­го института в академическом отпуске (1970-1971 годы) вел уроки истории и об­ществоведения.

Далее помню, как его провожали в ряды Советской Армии, он в то время работал в Союзе художников в мастер­ской маститого художника Александра Даржаева в Улан-Удэ. Цыван проходил службу в Шелехове Иркутской области в качестве художника-оформителя. На­ходился в привилегированном статусе, выполнял все заказы по художественно­му оформлению войсковой части, часто приезжал в отпуск.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

В июле 1980 года Цыван заключил брак с Дугармой Жалсановной Жалса­новой. Затем осенью того же года по до­брой воле выехал на учебу в Монголию и поступил в Институт буддийской фи­лософии в Улан-Баторе. Успешно окон­чил учебу в 1985 году и защитил звание Геше - кандидата буддийской филосо­фии. Мы с женой Цырен-Хандой Цыды­повной Жамсарановой создали семью летом 1978 года, и 9 декабря 1980-го у нас родился первенец Булат, а в семье Цывана 25 декабря - сын Майдар, затем в 1983-м - дочь Янжима, в 1985-м - сын Дандар, в 1990-м - Саран-Гэрэл и отхон­чик (младший) Максар - в 1991-м. Трижды в наших семьях дети рождались в один и тот же год, младшие из них - наш Чингис и Максар Цывана - появились на свет в 1991 году.

Помню, семья Дашицыреновых про­живала в селе Иволгинск, Цыван слу­жил в Иволгинском дацане, мы дружили семьями. В один из приездов в гости мы решили обменяться с Цываном поясами (ремнями) по древнему обычаю, заочно помолвив наших детей - Арюну и Дан­дара. Во время игры Дандар укусил за палец Арюну, было много рева и слез, а мы радовались стечению обстоятельств.

Цыван лама ахай после завершения учебы в МНР служил шогомбо ламой. В эти же годы вместе с XIV Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым побывал с от­ветственной миссией в Японии, Велико­британии, Непале.

В 1990 году с одобрения Хамбо ламы по приглашению жителей назначен на­стоятелем Кижингинского дацана. Цы­ван лама приложил огромные усилия для его развития, начал возведение дацана в местности Бургастай Кижин­гинского района. При дацане открылась буддийская школа, куда были приняты первые десять послушников (хувара­ков).

В 2004-м после окончания нашими младшими сыновьями восьмого класса лицея-интерната № 1 Улан-Удэ в гостях в селе Куорка, на малой родине супру­ги Цывана ламы Дугармы, мы отмечали юбилей поселения. После завершения мероприятия по пути в Улан-Удэ Цыван предложил заехать в Кижингинский дацан. Там преподавал буддийскую фи­лософию наш земляк гэбшэ Раднажаб Содномов, ныне Дид-Хамбо лама Буд­дийского университета им. Д. Заяева Иволгинского дацана.

Неожиданно Цыван предложил нам оставить для учебы в дацане наших де­тей - Чингиса и Максара. Дети расстро­ились, но, тем не менее, мы убедили их остаться. В последующем Максар полу­чил сан ламы, овладел знаниями, кото­рые передали ему отец и другие настав­ники. В настоящее время он - штатный лама в дацане на Верхней Берёзовке, в Цогчен Дугане.

В августе 2020-го мы, выпускники 1969 года Кижингинской средней шко­лы, родственники Цывана ламы, друзья, его земляки и другие неравнодушные прихожане под руководством Дондока ламы Дашицыренова, младшего бра­та, приняли решение возвести ступу в честь нашего известного, уважаемого друга Цывана ламы. Все приняли актив­ное участие - словом и делом, внесли материальную поддержку для успешно­го завершения строительства ступы в местности Соорхой (Пробуждение).

Ступа располагается за священной горой Челсана «Буурал баабай», на ле­вом берегу реки Кодун, в 8-10 км от Кижинги. Осенью того же года строи­тельство было успешно завершено и проведено освящение «Равнай» при уча­стии священнослужителей Кижингин­ского дацана и Улан-Удэ.

Между тем, первый субурган «Коло­кол» возведен в 2003-2006 годах учени­ками Бидии Дандарона в честь Учителя. На его возведение в Кижингу приехали многие ученики из Москвы, Санкт-Пе­тербурга, Прибалтики и Украины. Строи­тельством, приемом гостей и общим ру­ководством занимался наш лама Цыван Дашицыренов. Мы с другом встречали их в аэропорту, он размещал гостей. На моем микроавтобусе «Истана» неодно­кратно выезжали на место строитель­ства, и Цыван лама всячески содейство­вал решению всех организационных вопросов.

ПРОЕКТ ДЖАРУН ХАШОР

В 2003 году под наставничеством уче­ного, профессора, руководителя одного из научных институтов Москвы Влади­мира Монтлевича заложен фундамент под строительство ступы Джарун Хашор в честь учителя Бидия Дандарона.

Местность Соорхой располагается к востоку от села Кижинга, в излучине реки Кодун, примерно в 10 километрах от центра нашего района. В этой мест­ности известный учитель и наставник Лубсан-Сандан Цыденов с учеником Аг­ван Силнам Тузолдоржи - отцом Бидии Дандарона, занимался медитацией по основным разделам буддийского Уче­ния и его философии в течение 23 лет беспрерывно.

Активным участником, вдохновите­лем, составителем проекта Джарун Ха­шор, конечно, был наш Цыван лама.

Я вспоминаю, как мы с другом встре­чали учеников Дандарона и прямиком приезжали в квартиру на ул. Пестеля, 51, где проживала большая семья Дашицы­реновых. Отпраздновав приезд группы, мы с Цываном, разместив всех - около 7-8 человек, выезжали в Кижингу на моем микроавтобусе. По пути останав­ливались на реке Кодун, купались, об­щались, всем было весело и радостно. Затем, прибыв на место Соорхой, обу­страивали лагерь, разбивали палатки, готовили рабочий инструмент, завозили материалы для стройки. Также к пред­стоящей работе активно присоедини­лись ученики Дандарона, проживающие в Кижинге, Хуртэе, Усть-Ороте, и другие жители нашего района.

Строительство началось летом 2003 года и закончилось в 2006-м. Всё это вре­мя Цыван лама принимал гостей, обе­спечивал продуктами и строительными материалами при помощи многочислен­ных родственников и прихожан, по мере своих возможностей. Ученики и после­дователи традиции Дандарона приез­жали не только из Москвы, Санкт-Пе­тербурга, европейской части России, но также из Литвы и дальнего зарубежья.

В 1994 году Цыван лама назначен Дид-Хамбо ламой Центрального духов­ного управления буддистов. В Дуйнхор дацане на Верхней Берёзовке он под­готовил проект и изготовил скульптуру Бурхан багша (Будда Шакьямуни). Много прекрасных работ выполнено искус­ными руками Цыван ламы: Божество мудрости Манджушри в Иволгинском дацане, Сагаан Yбгэн, портреты Хам­бо ламы Гомбоева, Будды Шакьямуни «Бурхан багша» в Курумканском дацане, Зулын гэр в селе Нарын Заиграевского района, вырезанная из дерева статуя досточтимого Бакула Римпочи.

Также им составлен проект величе­ственного Дуйнхор дугана Божества Ка­лачакра в дацане на Верхней Берёзовке Улан-Удэ.

Цыван лама - один из учеников зна­менитого Бидии Дандарона. В местно­сти Соорхой медитировал известный Лубсан-Сандан Цыденов с учеником Аг­ван Силнам Тузолдоржи - отцом Бидии Дандарона. Приняв во внимание дан­ный факт, Цыван лама инициировал в этих местах строительство 8 субурганов, домика для созерцания. Также в этой местности с 2010 года положено начало традиции проведения восьми молебнов Нюнай Хурал, посвященных Будде со­страдания Авалокитешваре - Арья Баа­ла.

Молебны проводятся в летнее вре­мя с участием пяти квалифицирован­ных лам из большой семьи Дашицыре­новых.

Будажап ЖАМСАРАНОВ, ветеран труда

Читайте также