Уменьшение контента в Instagram* произошло на 31%. По данным Brand Analуtics, уже на конец апреля 56% пользователей снизили активность в соцсети. Если часть активных авторов вообще уходит с площадки, то с ней может уйти их аудитория.
Так, эксперты говорят, что в Facebook* изначально была в основном политизированная аудитория — не более 5% от общего объема. Поэтому его блокировка практически ни на что не повлияла.
В то же время Instagram* потерял ежедневную аудиторию несущественно — 12% на март. При этом конкретные видео и посты продолжают терять от 40% до 60% охватов от региона к региону.
Это значит, что люди с VPN по-прежнему заходят в соцсеть, но проводят в там очень мало времени, потому что неудобно: надо заказать еду — выключаешь VPN, надо зайти на какой-то государственный сайт — опять выключаешь. У нас есть пример Севастополя и Крыма, где Instagram* заблокирован уже восемь лет. И его доля сегодня в регионе — не более 6% от суммарной аудитории соцсетей. Поэтому мое личное мнение: если в таком режиме доступ в Instagram* сохранится, он будет неизбежно терять и в ежедневной аудитории, и в охватах, — говорит Кирилл Истомин.
Что же на этом фоне происходит с другими соцсетями? Так по данным «Диалога» прирост у «ВКонтакте» составил более четырех миллионов ежедневной аудитории, а доля активных авторов увеличилась на 22%. За март в российские Telegram-каналы суммарно добавились 40 миллионов новых подписчиков (впрочем, это не говорит, что все это — новые или уникальные пользователи). У «Одноклассников», как и у ВК произошел рост. Количество восстановленных старых аккаунтов выросло на треть, темп новых регистраций — в полтора раза.
Очень многое будет зависеть от того, сможет ли ВК перестроить свою рекомендательную систему, создать удобные ленты, полезные читателям. Общероссийскую аудиторию Telegram сложно оценивать, но она уже вторая по величине после Ирана. В «телегу» массово пришла аудитория неполитизированная. И если раньше это была экспертная политическая сеть, то в последнее время набор тематик в ней расширился. Это уже не мессенджер, а полноценная соцсеть с комментариями и реакциями. Растут альтернативные каналы — лайфстайл, блоги, религия. Я думаю, Telegram в связи с этим тоже будет меняться, - говорит первый замгендиректора АНО «Диалог Регионы» Кирилл Истомин.
Как отмечает Истомин, сейчас ВК и Telegram — основные площадки по получению «освободившегося» трафика из заблокированных соцсетей. Поэтому «Диалог» рекомендует органам власти в обязательном порядке их использовать для работы. Более 70 губернаторов открыли страницы в «телеге» и в ВК. Завел свой канал и глава Бурятии Алексей Цыденов, количество подписчиков канала уже превысило шесть тысяч человек.
Также органам власти в будущем придется работать с TikTok, — говорит Кирилл Истомин. — Сейчас это лишь отдельные эксперименты — мэр Вологды Сергей Воропанов (120 тысяч подписчиков), глава Забайкалья Александр Осипов (23,2 тыс.). Поэтому думаю, что в ближайшее время TikTok будет не только про веселые видео, но и про информирование о жизни страны и регионов. Но от губернаторов мы не ждем, что они туда пойдут массово. Скорее, речь про экспериментальные форматы региональных инфоблоков, — отмечает Истомин.
Напомним, «Диалог» оценивает и рейтингует губернаторов по качеству ведения соцсетей. Разработанную методологию планируют применить и к мэрам. Как считают эксперты, качественные информативные аккаунты — основа обратной связи.
«Для нас очень важно, чтобы коммуникация была человекоориентированной, то есть орган власти общался с людьми на той площадке, где удобнее гражданам. Чтобы для решения своих проблем людям не нужно было совершать лишние действия», — считает первый замгендиректора АНО «Диалог Регионы».
Работа с обращениями в соцсетях приносит свои результаты. Россияне все чаще выбирают для жалоб именно страницы органов власти. Еще в 2020 году доля таких обращений составляла 5% случаев, то сейчас таких обращений уже 40%.
* - продукты компании Meta, признана в России экстремистской организацией.