Общество 2 июн 2022 839

«Орос - Монгол базар»: два дня «потребительского счастья» на российско-монгольской встрече

Прошедший 27-28 мая форум «Россия - Монголия. Партнёрство в новой реальности» в ФСК принёс массу добрых впечатлений и практической пользы гостям и жителям Улан-Удэ, пишет в газете «Бурятия» Александр Махачкеев.

© фото: Анна ОГОРОДНИК

Всегда приятно увидеть наших соседей с юга, а заодно купить не только их полюбившиеся товары, но и нашу местную продукцию по доступной цене. Поэтому поделюсь наблюдениями с форума не только с точки зрения развития животноводства Бурятии и Монголии, но и простого обывателя: что и почём?

Выставка скота вызвала наибольший интерес у природных скотоводов монголов. Наши племенные хозяйства привезли для показа им «казахов», «калмыков», герефордов, лимузинов, симменталов, абердино-ангусов, монбельярдов, лошадей русской тяжеловозной и бурятской пород.

У самих монголов насчитывается около 67 млн голов скота. Но его нужно улучшать притоком свежей крови.

- Есть предварительные договоренности на поставку породистого скота и лошадей в Монголию, - сообщил Далай Галсанов, руководитель госплемслужбы минсельхоза РБ. - По 50-100 голов. Наши хозяйства уже поставляют их и выигрывают монгольские тендеры на поставку породистого скота. Заинтересовались монголы и искусственным осеменением, особенно лошадей русской тяжеловозной породы.

Для публики попроще в первую очередь были интересны продовольственные товары из Монголии. Фотограф Зоригто Дагбаев купил несколько банок тушёнки, конской колбасы по-казахски в банке и мне посоветовал. Вкус - отменный! Не случайно из поездок в Улан-Батор мы стараемся привезти их натуральные мясные деликатесы. Полюбились и чаи - сутэй цай, в пакетиках. Кроме чая я купил растворимую арсу. На вкус сладковата, пьётся легко, а если добавить сливки, то и вовсе прекрасный сытный напиток. В Улан-Удэ арсу продают. Её так же, как хурэнгу и тогонэй арси (тарасун), производит фермерское хозяйство Эрдэма Раднаева из Курумкана. Но он продаёт её в виде полуфабриката - бозэ, её надо ещё отварить. Конечно, делать быстрорастворимую арсу технологически сложнее, но это перспективный путь. Так же, как производство растворимого чая - сутэй цай. Его бурятский аналог - это зутран сай.

В последние годы монгольская водка разных брендов прочно утвердилась на нашем рынке, та же водка «Соёмбо», «Борте», «Улаанбаатар архи». Высокое качество, доступная цена, а главное то, что палёной монгольской водки не бывает, делают её желанным и привычным напитком на столах. Кроме водки, монголы представили и вина. Это были вина из облепихи и черники. В своё время у нас на заводе «Ливона» выпускали линейку наливок. Это была востребованная продукция. Видимо, монгольские вина - то же самое. Я взял по одной бутылке той и другой, но пока ещё не представился случай распробовать их.

Из местных товаров особенной популярностью пользовались молочные продукты и яйца улан-удэнских молокозавода и птицефабрики. Срабатывал условный рефлекс практичного человека. Если выстроилась очередь - надо пристраиваться! Молоко «Край родимый» продавали за 75 рублей, когда как в магазинах цена за 100-110 рублей. Десяток яиц 1 категории за 50 рублей. А обычно 80-90! Понятно, что хозяюшки брали по две-три ячейки. Так же хорошо разлеталась продукция унэгэтэйского «Бурятконсервпрома». Это повидло, джемы, солянки, супы, салаты и, конечно, кабачковая икра, вкус которой знаем ещё со времен БурАССР.

Из промышленных монгольских товаров было много кашемира, качественного, красивого и, соответственно, дорогого. Конечно, очень добротная кожа, особенно женские сумки. Нельзя было не обратить внимание на мужские сапоги. Не сапоги даже, а унтища! Настолько экзотичными и тёплыми они казались на вид. Хорошо брали атласные мужские рубашки в национальном стиле. Монгольский стиль сегодня в тренде, особенно у бурятских артистов и политиков. Поэтому интерес к атласным рубашкам был не случаен. Кстати, стилизованная одежда бурятских родов хорошо расходилась у этномаркета «Оэлун» из Улан-Удэ, в основном это были костюмы, жилеты и футболки.

Причём торговля лучше пошла во второй день форума. В первый день (пятницу) между прилавками ходили в основном сами участники форума. А в субботу пошли уже те, кто действительно хотел что-то купить. Да и реклама сделала своё дело…

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Анна ОГОРОДНИК