Общество 16 мар 2023 1608

Монголия: баня, куры, огород…

Представительство Бурятии в Улан-Баторе нахожу не без труда, хотя находится оно в центре Улан-Батора, близ здания цирка. Поднимаюсь на третий этаж, заглядываю в кабинет руководителя Представительства — министра по взаимодействию с Монголией Дабы-Жалсан Шагжиевича Чирипова. За столом несколько мужчин, одни уходят, с другими начинается встреча. Первым гостем оказался официальный представитель Таможенной службы Российской Федерации в Монголии, наш земляк выходец из Кяхты Алексей Викторович Чагдуров. Успеваем лишь представиться друг другу. Другая группа, как выяснилось, из общественной организации «Өртөө», которая участвует в Международном проекте «Один пояс и один путь».

© фото: Норжима Цыбикова

Китайская инициатива «Один пояс — один путь» — программа соединений с Африкой и Европой через сухопутные и морские маршруты с целью развития торговли и стимулирования экономического роста. Инициатива включает в себя экономический пояс Шёлкового пути — трансконтинентальный коридор, соединяющий Китай с Юго-Восточной Азией, Южной Азией, Центральной Азией, Россией и Европой по суше, и Морской Шёлковый путь XXI века, соединяющий регионы Китая с Юго-Восточной Азией, Южной Азией, странами южной части Тихого океана, Ближним Востоком, Восточной Африкой и Европой. Программа предполагает привлечение инвестиций в развитие инфраструктурных объектов.

Несмотря на глобальные масштабы проекта, который в еще в 2010 году был поддержан правительствами 29 стран, участники её с монгольской стороны комментируют следующим образом:

— Идея объединения Востока и Запада, Азии и Африки, конечно, звучит помпезно. Но мы должны работать со всеми, кто может и готов приложить усилия для того, чтобы простые люди из Монголии, Китая, России могли завести знакомства, связи и общие проекты. Ведь очень многому можно учиться у соседей. Это и есть экономика, — говорит Дамдинсурэн Сухэ-Батор, председатель правления организации.

— После окончания «ковидных» ограничений взаимоотношения с Бурятией получили новый и мощный импульс, у нас очень много планов на общую работу с районами республики. К примеру, прямо сейчас мы готовим материалы для журнала. Суть его в практических рекомендациях на тему как обустроить приусадебный участок. Интерес у монголов в аймаках огромный, и руководители все без исключения поддержали эту инициативу. В журнале должны быть все рекомендации, начиная с того, какую площадь должен занимать огород, где расположить курятник и как строить баню.

Я пытаюсь говорить на монгольском, чем вызываю умиление у собеседников. Только к середине разговора выяснилось, что мои собеседники - этнические буряты из Сэлэнгэ и Дорнод аймаков. Переходим на родной нам всем, бурятский язык.

Монголы готовы разводить свиней и птицу?- искренне удивляюсь я. Внутренне это вызывает необъяснимое сопротивление - а как же кочевники, Великая степь? 

— Да. Обретенный опыт ведения хозяйства на приусадебном участке, по нашему мнению, существенно повысит уровень благосостояния жителей аймаков, скотоводов. Кроме того что это выгодно, это еще и уровень благоустройства. В этом журнале должна содержаться информация обо всем, что может быть полезным начинающим практикам. Какие овощи сажать, какие кустарники, как ухаживать, как вырастить и сохранить. Где должен быть погреб, как землю удобрять. Поэтому мы с пока собираем все материалы, чтобы затем перевести и издать журнал в двести страниц.

— Ну хорошо: журнал издали, люди с ним ознакомились. И что дальше?

— А после мы планируем собрать тех, кто на самом деле готов этим заняться и повезти в Бурятию, чтобы наглядно показать, как это должно выглядеть.

Тут к разговору подключается Даба Шагжиевич Чирипов.

— Нам в Бурятии необходимо будет выбрать людей с образцовыми участками, которые будут готовы помочь друзьям из Монголии, показать и рассказать, а возможно нанести ответный визит в Монголию, чтобы на месте выступить с мастер-классами.

— Отличная идея! А как быть с семенами, саженцами? Это все можно перевозить через границу?

Да. При соблюдении фитосанитарных правил и требований. Потому у этой идеи сотрудничества широкие перспективы. Не только обучение мастерству обустройства приусадебного участка, но и поставка семян, саженцев, удобрений и многого другого, что в Бурятии может быть в избытке.

— А чем занимается в целом ваша общественная организация? Почему называется Өртөө? — обращаюсь я к исполнительному директору организации Вадамай Доржпурэв.

—  «Один пояс и один путь» это ведь проект не только экономический. Вернее так, экономику делают люди, чтобы работать вместе люди непременно знакомятся с культурой другого народа, с законами другого государства. По сути этот проект возвращение к историческим истокам. И «Чайный путь», и «Шелковый путь» имеют непосредственное отношение к современному проекту «Один путь и один пояс». Скажу больше, у названия этого проекта абсолютно монгольская суть. Пояс «бус», для монголов означает мужскую суть, мужчина «бустай». Поскольку и тогда и сейчас путь, шелковый или чайный, проходил по землям Китая, Монголии и России, исторически мы связаны навсегда, а значит должны жить в мире и согласии. Өртөө это древняя суть обустройства Монголии, поэтому мы вкладываем в миссию компании высокий смысл: верность традиции, данному слову. И главной нашей задачей будут действия, способствубшие росту благополучия простых людей. Иначе какой другой смысл должен объединять наши народы…   

… Мы еще долго говорим об этой и других перспективах, о диаспорах бурят в Монголии и Китае, о возможном сотрудничестве жителей Монголии и России, а, в частности, Бурятии, в самых разных сферах. Расставались мы, будучи уверенными, что эта встреча первая из многих будущих.

Автор: Норжима ЦЫБИКОВА

Фото: Норжима Цыбикова