Культура 25 окт 2016 1388

​О детях войны рассказал в своей книге бурятский писатель

«Мир вечного полдня» - так назвал свою книгу кандидат фило­логических наук. И открывается она по­вествованием в рассказах «Встречи на солнечной стороне».

Мы – дети войны

Признаюсь, что с некоторым опасением я принялся за чтение, но, начав, чем дальше и больше вчитывался в текст, тем все ближе становились мне главные герои повести. И секрет очень прост: я и Николай Хосомоев ровесники, дети войны. И все тяготы того времени, которые выпали на долю автора и его близких людей, довелось испытать и мне самому. Тяжким лемехом прошлась война по судьбам нашего поколения, и об этом правди­во и откровенно поведал Николай Данилович.

В повестях, да и, пожалуй, в рассказах Ни­колая Хосомоева общий фон народной жизни представлен достаточно широко. В его пове­ствованиях немало запоминающихся персона­жей, хотя порою некоторым из них отводится лишь несколько страничек, а иногда и даже строчек текста. Но все они - бригадир Петя, фронтовик дядя Бутхан, тетя Сэсхэл, школь­ный учитель Аполлон Степанович, девушка Галя, как и многие другие, выписаны с такой достоверностью, что, даже появляясь на миг, они остаются в памяти.

Мама - главный герой

Одним из главных действующих лиц повести «Встречи на солнечной стороне» является, несомненно, мать автора. Добрым словом обмолвится он о ней на девятой стра­нице своего повествования, а затем далее поведает о родной маме много-много раз: «Детство и отрочество, несмотря на голодные послевоенные годы, тяжелый труд в колхозе, вспоминаются как одно радостное событие. В самом деле, чего, спрашивается, горевать когда рядом с тобой родители, оберегающие от всяких напастей, особенно мать… Много сил положила на меня родительница моя».

И далее с душевной теплотой он рисует (иного слова не подберешь!), образ матери- труженицы и кормилицы, матери-защитницы и наставницы. С неменьшей сердечностью он пишет и об отце: «Трудовой стаж у отца – шестьдесят семь лет. Пошел работать в семь, прекратил в семьдесят четыре. Широкой души человек, улыбчивый, веселый в жизни и в работе. Умел дружить и притягивать к себе людей…».

Яркие портреты

Ярко выписанные портреты героев в со­четании с подробностями быта и повсед­невностью сельских работ создают зримую и живую картину того времени. Ясность и точность изображения являются, пожалуй, одной из характерных особенностей стиля автора, сумевшего подметить тесную взаи­мосвязь внешнего мира и настроения своих героев. Поэтому картины природы в его повести выполняют не только роль лириче­ски окрашенной характеристики времени и места действия, но и нередко показывают душевный настрой как автора, так и главных действующих лиц.

Приведу лишь несколько примеров. «Стояла поздняя весна, поднялись травы. Высоко в небе неистово заливались жаворонки, по­давала голос одинокая пустельга. Теплый и влажный с утра день сменился холодным ветром, набежали тучи» (с.8). И еще: «Вот и июнь позади. На небе ни облачка. Где-то в мае громыхнуло разок, попадали редкие капли и все. Поднялись травы после снежной зимы, от аромата трав кружится голова…» (с. 14). Но было не до любования подросткам красотами родной стороны – колхозный бригадир отпра­вил юных помощников на очередную работу, на прополку взошедшей пшеницы.

А завершая свою, по сути, автобиографиче­скую повесть, в то же время как бы рассказы­вающую о жизни целого поколения, Николай Хосомоев признается: «Я всматриваюсь в себя, в свою душу, вижу солнечный свет, разлитый по всему пространству, течение знойного марева, ежесекундно рисующего и меняю­щего невиданные картины, и небо надо мной кажется таким близким и теплым. Он длится, длится тот дальний, неизбывный свет в моем сердце, моей жизни».

Военная проза написана другим языком

Совсем по-другому читается докумен­тальная повесть Николая Даниловича «Шел солдат». Его «военная проза», в отличие от «деревенской», написана как бы другим язы­ком – более суровым, жестким, подчас - жесто­ким. И примечательно то, что, ведя рассказ о судьбе Михаила Лабыгина, прошедшего кровавыми дорогами войны и уцелевшего в ее горниле, автор показывает военную стра­ду то глазами солдата, то офицера или даже генерала-штабиста.

От Москвы до Праги с боями прошел герой другой повести Николая Хосомоева «Воз­вращение» - Иннокентий Татаринов. Уходил школьник на войну 18-летним юнцом, а, по­знав тяготы фронтовой жизни и потеряв мно­гих своих ровесников, вернулся возмужавшим мужчиной. И наградой за все им пережитое, за все перенесенные испытания и страдания стала его первая и, оказалось, единственная любовь – девушка Шура.

Небольшие рассказы, завершающие книгу, написаны, образно говоря, в «чеховском» сти­ле. Думается, они еще раз подтверждают, что в когорту литераторов республики по праву входит и Николай Хосомоев.

…Верится, что те читатели, которые возь­мут в руки эту книгу, без сомнения, будут вместе с ее героями переживать боль утрат и радость встреч, веру в счастливое будущее.

Фото proza.ru

Автор: Евгений ГОЛУБЕВ

Читайте также