Власть 24 мар 2017 1232

​​Ио министра культуры Бурятии попросили объяснить «зарплатные парадоксы»

2016 год был насыщен культурно-значимыми для республики событиями. Наиболее крупные – это 350-летие Улан-Удэ и «Алтаргана-2016». Но, несмотря на большие достижения, в Бурятии еще остаются проблемы в сфере культуры. Например, низкая заработная плата в районах и сокращение сотрудников. Об успехах и неудачах в прошлом году и работе в будущем рассказал и.о. министра культуры республики Тимур Цыбиков.

Зарплатные парадоксы

По официальным данным, средняя заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений культуры за 2016 год составила более 20,5 тысячи рублей. Самые высокие заработные платы получали работники культурных учреждений Улан-Удэ и северных районов Бурятии.

К слову, по уровню средней зарплаты в Сибирском федеральном округе Бурятия занимает пятое место среди 12 субъектов.

- Показатель в целом неплохой, – отметил Тимур Цыбиков, - но еще есть над чем работать. Как выяснилось, работать нужно над зарплатами работников культуры в районах республики. По идее, с 2016 года Министерство культуры Бурятии имеет полное право направлять субсидии в муниципалитеты, чтобы повысить зарплату своим «подопечным». При этом повышать будут не только стимулирующую часть, то есть «премии», но и оклады.

Согласно рекомендациям, установленным на федеральном, региональном и местном уровнях, повышение зарплаты возможно только для основного персонала районных театров, ДК и библиотек в районах.

Кроме того, в Бурятии по согласованию с федеральным центром решили внести изменения в «дорожную карту». Теперь работники культуры по всей республике должны получать не менее 23 тысяч рублей. Больше можно. Меньше нет. Для этого потребуется дополнительное финансирование из бюджетов всех уровней.

Парадокс состоит в том, что повышение зарплаты в районах для работников учреждений культуры не может превышать 1%. То есть тем, кто получает, скажем, 20 тысяч нельзя повышать зарплату свыше 22 тысяч рублей. В то же время, согласно другому требованию, жалование не должно быть меньше 23 тысяч. Это вызвало много вопросов на расширенном совещании.

- Почему мы создаем искусственные препятствия для увеличения не такой уж большой зарплаты работников культуры на селе? – спросил председатель Комитета по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям Народного Хурала Бурятии Цыденжап Батуев. – Если район в состоянии повысить ее, почему бы и нет.

Оказалось, что если предписания все-таки нарушить, то виновников ждут весьма недешевые санкции.

- В прошлом году мы столкнулись с такой проблемой, - рассказывает первый заместитель руководителя администрации МО «Кабанский район» Дмитрий Шевцов, - когда превысили показатель. В итоге мы вынуждены были вернуть в республиканский бюджет порядка полумиллиона рублей.

По мнению Дмитрия Шевцова, повышение заработной платы для работников учреждений культуры необходимо. Ведь это повлечет за собой и повышение качества услуг.

Цыденжап Батуев объяснил, что работники культуры должны дать поручение профильному комитету Народному Хурала. Тогда парламентарии смогут провести рабочее совещание по этому вопросу.

- Нам хотелось бы понять, зачем нужен этот сдерживающий индикатор, - подчеркивает Цыденжап Батуев. – Сегодня складывается сложная ситуация с заработной платой в образовании, и не хотелось, чтобы такая же ситуация оказалась в сфере культуры.

«Деньги должны оставаться «на местах»

По словам Тимура Цыбикова, заработная плата – это не единственная проблема, с которой столкнулось Министерство культуры Бурятии. По словам и.о. министра, из-за постоянной оптимизации в учреждениях культуры «скоро не кому будет работать». Только за 2014-2016 годы количество работников из категории «прочий персонал» уменьшилось на 600 человек, из числа основного персонала - на 150, административно-управленческого - на 34.

- Но если сокращение «прочего персонала» мы связываем с выводом их из штатов учреждений культуры и передачей на уровень поселений, то сокращение основного и административно-вспомогательного персонала вызывает крайнюю озабоченность, - подчеркнул и.о. министра.

Тимур Цыбиков напомнил о том, что в 2016 году правительство России утвердило стратегию государственной культурной политики. Документ подразумевает увеличение всех основных показателей творческой деятельности. Но это невозможно будет при дальнейшем сокращении персонала.

- Точечная оптимизация не должна приводить к уменьшению фондов оплаты труда для сотрудников учреждений культуры, - сказал Тимур Цыбиков, - то есть деньги должны оставаться «на местах».

Строим, но не все

Улучшение материально-технической базы, капитальный ремонт и строительство учреждений культуры – важное направление в деятельности министерства. И здесь Бурятии есть чем похвастаться.

Так, в 2016 году ввели в эксплуатацию ДК в селе Мухоршибирь. Он отвечает всем современным требованиям. В трехэтажном здании разместили Дом культуры со зрительным залом на 180 мест, сценой и экраном, студией звукозаписи, библиотекой и детской школой искусств.

Также в 2016 году начался второй этап крупного инвестиционного проекта - реконструкция здания Национальной библиотеки. Объём инвестиций составил 116,7 млн рублей. Но, по словам и.о. министра, в прошлом году Минстрой Бурятии не успел освоить все деньги из федеральной казны.

Почти 5 млн рублей пришлось вернуть в федеральный бюджет. В итоге финансирование в 2017 году уменьшат для Бурятии на эти же 5 млн.

Однако, несмотря на некоторые недоработки ведомств, в сельской местности многое удалось сделать. Так, по госпрограмме «Культура Бурятии» провели работы по реконструкции сельского Дома культуры в селе Харбяты Тункинского района.

Цыденжап Батуев отметил, что на поддержку культурных учреждений в районах должно выделять деньги не только Министерство культуры.

- Мне не понятна позиция ряда глав районов, депутатов райсоветов, - говорит Цыденжап Батуев, - когда из средств на развитие общественной инфраструктуры не выделяются деньги на эти цели.

В качестве положительного примера он привел Еравнинский район, где за три-четыре года на 75% обновилась материальная база учреждений культуры.

- В основе этого движения стоят молодые фермеры. И мне импонирует, что руководство района не стало губить инициативу молодых семей, помогли им из тех же денег общественной инфраструктуры. В Еравнинском районе их не больше, чем в других муниципальных образованиях, но они разумно посчитали, что нужно направить их на строительство и капитальный ремонт. Это позволяет оставить молодежь на селе, - сказал Цыденжап Батуев.

Слова Цыденжапа Батуева парировал Дмитрий Шевцов. Замглавы Кабанского района отметил, что в районах нужно поддерживать не только культурные учреждения. Однако на всё элементарно не хватает денег.

- Наш район получил 23 млн рублей на развитие общественной инфраструктуры, - отметил он. – Когда собрали все заявки, а кроме культуры, есть и образование, ЖКХ, сельские поселения, то общая сумма на решение первоочередных задач составила 111 млн рублей. Затем эту сумму удалось снизить до 40 млн рублей, но как еще дальше сократить до имеющейся суммы, пока не решили.

В Кабанском районе 76 учреждений культуры требуют капитального ремонта, 19 признаны аварийными. По мнению Дмитрия Шевцова, нужна республиканская целевая программа, под которую будут выделяться средства. В этом случае, считает он, будут подвижки со стороны муниципалитетов.

Свое решение предложил и Цыденжап Батуев. Заключается оно в том, чтобы главы местных самоуправлений «работали» со своими депутатами над внесением законодательной инициативы об увеличении средств, которые выделяют муниципалитетам.

- Ведь смогли же депутаты увеличить до 400 млн рублей, - говорит Цыденжап Батуев, - давайте доведем до 600 млн рублей.

Возможно, это решит вопросы с учреждениями культуры на селе.

Автор: Герман НАМЖИЛОВ