Культура 21 апр 2017 929

​В нашем проекте подростков не используют для «показушности» - драматург Мария Зелинская

В Государственном русском драматическом театре им. Н. А. Бестужева с 8 по 18 апреля прошла Творческая лаборатория «Территория РО­СТа» (Растём, Общаясь с Театром). Начало театрально-образователь­ному проекту положено в 2016 году при поддержке Министерства культуры Республики Бурятия. На несколько дней ребята из разных школ города полностью погружаются в театральный мир. Специальная методи­ка позволяет кураторам проекта - драматургам Вячеславу Дурненкову и Марии Зелинской шаг за шагом провести своих подопечных от задумки бу­дущего театрального действа до воплощения на сцене.

Шаг навстречу мечте

– Наш проект направлен на то, что­бы разбудить в подростке желание творить, ввести его в мир театра. И это не то, чтобы дать какие-то поверхност­ные знания, а чтобы подросток на пол­ном серьёзе включился в процесс соз­дания спектакля, – говорит Вячеслав Дурненков. – Сначала мы даём лекции о теории, об основах сюжетосложения, о сути конфликта и развитии действия – это, как правило, в игровой форме. Затем ребята пишут текст пьесы, зна­комятся с режиссёрами, попадают на репетицию. Они видят, как взрослые профессионалы работают с текстами, советуются с ними, а в финале уже как зрители попадают на спектакль, ко­торый состоит из таких вот эскизов, коротких зарисовок. Дети участвуют самые разные, мы просим подобрать нам смешанную группу. Бывает, что и материально обеспечены по-разному, и поведение у кого конфликтное, у кого все тихо да гладко, есть и те, кто с нарушениями в физическом развитии. Но все они в силу тех или иных при­чин испытывают на себе – и отражают это, как в зеркале, – проблемы нашего общества. Это и недостаток внимания со стороны родителей, и трудности взросления, адаптации в подростко­вой среде, и школьные нагрузки, где всё заточено на результат, на опреде­ленные ответы, чтобы сдать экзамен, к примеру, а не на глубинные знания.

В «Территории РОСТа» участвовали 14 ребят, от 12 до 16 лет, они написали 13 пьес. Мы обращаемся с ними как с серьёзными авторами, считаем каж­дого подростка профессиональным драматургом. Уважаем любое прояв­ление его характера, самобытность, особенность видения и восприятия окружающего. Учим их раскрывать и выражать свой внутренний мир – и доказываем им, что это важно, что не­сколько страниц, так робко, возмож­но, и неумело написанных, – это их сегодняшний день со всеми чувства­ми, мыслями, переживаниями. И это сегодняшнее состояние формирует будущее, это шаг навстречу мечте, это даёт ключ к пониманию многих про­блем, с которыми они сталкиваются, которые возможно и нужно преодо­леть. Никогда мы ничего не переписы­ваем за нашими авторами, ничего не меняем – это принципиально.

– Это абсолютно не сказочные пье­сы, не какое-нибудь фэнтези, не хоб­биты и не Гарри Потер, – в разговор включается Мария Зелинская. – Дети пишут о своей жизни, но вместе с тем они вносят что-то романтическое, какую-то чистоту, искренность ви­дения, многое происходит по самому первому чувству – вот как легло на бумагу, так оно и есть. В одном городе, где мы работали с этим же проектом, девочка написала пьесу. Героиня не может добиться внимания мальчика – он показан как отрицательный пер­сонаж. При этом к ней испытывает не­разделённые чувства другой мальчик, скромный и положительный – ну, это в общих чертах, условно, конечно. И вот, когда ситуация окончательно за­путывается, нет никакого решения, вдруг «выходит шестое чувство» и го­ворит этой девочке, «тебе, мол, надо разобраться в себе». Интересная за­дача для актёра – сыграть «шестое чувство», воплотить этот сценический образ.

В нашем проекте подростков не используют для показушности, для того, чтобы написать что-то на «за­данные темы» – про то, например, как мы будем «спасать и защищать Байкал», – как сами ребята думают по­началу. Иногда в написании текстов у них «включаются штампы», что-то увиденное в телесериалах, например. Мы объясняем: «Ну да, это всё может быть, но разве ты сам пережил это, разве такое возможно у тебя во дворе, с твоими друзьями, с родителями?». Наши авторы задумываются, ведь и правда – реальная жизнь это вовсе не спецэффекты и не компьютерная гра­фика.

Методика, которую мы используем, была разработана и опробирована в Шотландии. Там обратили внимание, что тинейджеры перестали ходить в театр, это им было безразлично. И ряд театральных деятелей решили подготовить своего зрителя, заин­тересовать ребят, увести их с улицы, направить энергию на что-то сози­дательное. Работая по этой методике примерно с 2004 года, мы внесли свои изменения с учётом наших российских реалий. Хотя на репетицию всех эски­зов уходит один-два дня, но режиссё­ры придумывают и очень быстро во­площают минимальные декорации, костюмы, используют специально по­добранную музыку, ставят свет.

Говорят дети

Анастасия Петелина (10 «Б» класс МАОУ «СОШ № 49»), автор пье­сы «Как ребёнок»:

– Для меня это было неожиданно, я представляла по-другому. Знала, что мы будем писать пьесы, но на самом деле всё получилось очень захватыва­юще, много экспериментов, я открыла в себе то, что не ожидала сама. Очень рада, что все получилось. Сначала мы три дня изучали теорию, поведение персонажей, разрабатывали харак­теры, придумывали и рассказывали истории. Затем три дня писали тек­сты. Были на репетициях, видели, как всё происходит, режиссёр на наших глазах готовил спектакль с актёра­ми. Моя пьеса «Как ребёнок» про то, что подростки в моем возрасте начи­нают вести себя так, как им кажется правильно, не думая, как к этому от­носятся окружающие, что это может огорчить их родителей. Они делают так, чтобы не отличаться от основной массы, подстраиваются под мнение своих сверстников. А в моей пьесе ге­роиня ведёт себя, как ребёнок, и не стесняется этого. Она хочет проявить свою искренность и поступает даже наивно. Этим она отличается от всех, происходят разные события, которые могут изменить или даже сломать её характер. Но она остаётся верна себе, отстаивает своё мнение.

Автор: Юрий НЕВСКИЙ

Читайте также