Общество 17 авг 2017 3429

​​Миграция агинских бурят: причины и следствия

О некоторых актуальных проблемах агинских бурят - в интервью с сенатором от Забайкальского края Баиром Жамсуевым, бывшим Главой администрации Агинского Бурятского автономного округа.

- Баир Баясхаланович, после создания объеди­ненного Забайкальского края миграционный отток из Агинского округа зна­чительно возрос. Как вы это объясняете?

- Понятно, что сейчас в экономике есть негативные тенденции и население ми­грирует за пределы округа. Я внимательно смотрел, куда выезжают. В первую очередь в Бурятию.

- Хотя география значи­тельно шире, это и Мага­дан, Иркутск...

- Уезжают и в Южную Ко­рею за большими заработ­ками. Как написал один ваш коллега: «Едут батрачить». Это неправильно, едут туда, где больше и стабильно платят. Те же учителя и вра­чи едут на Дальний Восток. У нас в крае были периоды, когда задерживали выдачу заработной платы. А на по­стоянное место жительства уезжают в основном в Бу­рятию, в Улан-Удэ – центр бурятской жизни. Молодё­жи здесь комфортнее, а за ними едут друзья, товари­щи и их родители. Да, есть люди, которые любят кос­мополитичную атмосферу в мегаполисах. Ради бога!

Но есть люди, которые хотят жить в более моно­национальной среде, и от этого никуда не деться. Они выбирают жизнь в этниче­ски более однородной сре­де. И это нормально, когда люди хотят говорить на сво­ём языке, сохранять свою культуру. А то у нас сразу пытаются наклеить на них ярлык националиста. Это всё фобии, возможно, бе­рущие начало в нашем им­перском прошлом. Главное, чтобы люди не возвышали свою национальность над другими.

- Улан-Удэ - это столица всех бурят, однако в по­стсоветское время связи с округами ослабли. И в этом плане Улан-Удэ утра­чивает роль культурной метрополии.

- Мы всегда восприни­маем Улан-Удэ как центр бурятской идентичности, культуры, искусства и нау­ки. Поэтому театры оперы и балета, Бурдрамы и театр «Байкал», писатели, худож­ники должны нести своё ис­кусство по всей этнической Бурятии, а не только по ре­спублике. Это моё твердое убеждение. А наши руко­водители отрасли культуры всегда могут договориться, как это сделать.

- Баир Баясхаланович, есть и другие причины для миграции. Интенсифика­ция производства в аграр­ном секторе, когда на од­ном тракторе за раз пашут, культивируют, сеют, боро­нуют и уезжают до осени.

Во-вторых, те, кто сумел заработать в период суве­ренитета, им стало тесно в рамках маленького округа.

И третье, это следствие демографического подъё­ма в Аге в прошлые годы. Ведь общее количество по­стоянного населения оста­ётся в пределах 70 тысяч?

- Его население остаёт­ся стабильным, хотя отток есть, и это повод задумать­ся для руководства края и округа. Но в целом это мировая тенденция, есть миграция в города, и она усиливается. Тем более сей­час условия другие. Можно свободно купить квартиру, построить дом. А в совет­ское время это было не так просто, получить ту же квартиру. По своей юности в Чите во второй половине 70-х помню, даже визуаль­но, как там мало было бурят. А сейчас?

- Дело ещё в том, что процесс урбанизации агинцев сильно запоздал. В Иркутской области демографический пресс был гораздо сильнее. И ещё в начале 60-х годов буряты из Алари уезжали в Агу. А из Бурятии - из Кабанско­го района. Тогда только из одного Корсаково в Хара­шибирь уехало полсела.

Как сказал Валерий Шойжамсоевич Семёнов из Гунэя: «Наш колхоз трижды жил при комму­низме: в СССР, потом, когда наше хозяйство стало фи­лиалом железной дороги, и при Жамсуеве».

- Вы правильно сказали, что этот процесс мы осоз­нанно задержали. Вклады­ваясь в сельское хозяйство, выдавая беспроцентные ссуды, развивая социаль­ную инфраструктуру. Но процесс такой объективно существует, люди уезжают из села. Ведь вести товар­ное хозяйство в деревне не так просто. Нужно работать целыми днями и без выход­ных, летом и зимой быть привязанными к своему хо­зяйству. И такие же деньги можно получать в городе, проживая в комфортных условиях, имея нормиро­ванный рабочий день и вы­ходные. Мы сами и наши родители всегда хотели, чтобы дети жили в лучших условиях. Это всё из лучших побуждений! Но тем самым мы сами выталкиваем их в города.

- В республике такая же тенденция. Бурятская, именно бурятская моло­дёжь, активнее переезжает в города. Из тех же Джиды или Мухоршибири.

- В то же время нельзя воспринимать миграцию из Аги как повальную. Если нормально трудиться, на­ладить бизнес, можно пре­красно жить и в условиях округа. Возможности для социального лифта, хоро­шего экономического само­чувствия там нисколько не хуже, чем в городе.

Кроме миграции, есть проблема демографии. Хо­тим мы или не хотим, но бурятские семьи объектив­но сокращаются. Вспомните, какие семьи были у наших дедов. А наши родители уже были в какой-то сте­пени урбанизированы, а мы тем более.

Сейчас растёт поколе­ние, которое понимает, что много детей - это хорошо. Но для этого должны быть экономические основы. Что­бы дети не были ни в чём ущемлены, одеты, обуты, имели соответствующие телефоны и т.д. Больше угроза не в том, знаешь ты свой язык или не знаешь, хотя и это актуально, а в том, что может произойти естественная депопуляция бурятского населения.

- В своё время вы целе­направленно учили агин­скую молодёжь в вузах Москвы и Санкт-Петербур­га. Где они сейчас трудят­ся? Остались в столицах?

- Не совсем. Часть вер­нулась в округ, у нас в ад­министрации трудились молодые специалисты, получившие образование в Москве. Часть приехала в Улан-Удэ. Но, понимаете, если бы мы жёстко придер­живались принципа возвра­щения только домой, у нас не было бы Дашинимы Ду­гарова и Кима Базарсадае­ва. Поэтому, если у человека есть возможность реализо­вать себя на другой терри­тории, где больше возмож­ностей, почему бы и нет?

Сам по себе престижный вуз - это не гарантия, что человек станет хорошим специалистом. Очень мно­гое зависит от самого чело­века, от его желания стать кем-то в жизни. Основа любого успеха и прогресса - это трудолюбие. А не ими­тация бурной деятельности.

- Как вы относитесь к мнению забайкальского поэта Виктора Балдор­жиева о том, что буряты, живущие вне территори­альных образований, бо­лее конкурентоспособны. Действительно ли это так? Возьмём тех же Владими­ра Ешеева, Даши Намда­кова, Мэдэгму Доржиеву, Хамбо ламу Аюшеева и, конечно, вас самих.

- Округ имеет свою специфику, конкуренция там существует, и очень боль­шая. Конкуренция между самими бурятами, так же как и в Улан-Удэ, где соби­раются буряты со всей этни­ческой Бурятии и не только они, но и представители других национальностей.

А те, кого вы перечисли­ли, ведь они стали таки­ми успешными благодаря именно своей национальной идентичности. Тот же Вла­димир Ешеев вырос в мо­нонациональном бурятском селе в Ононском районе. И ведь стрельба из лука - это чисто бурятский вид спорта. А Мэдэгма где нашла себя? Не в Москве и не в Чите, а в Бурятии. Искусство Даши Намдакова корнями ухо­дит в бурятскую культуру и этим интересно миру. Хам­бо лама Аюшеев ведь тоже состоялся в бурятском буд­дизме, а в буддийский уни­верситет в Улан-Батор был направлен от Агинского да­цана. Что касается меня, то где я себя проявил? Не в Чи­тинском районе, где вырос, а именно в Аге!

Единственный Герой Тру­да России - это агинский чабан Далай Гунгаев. Та же призёр Олимийских игр Туя­на Дашидоржиева родом из Аги. Поэтому я не скажу, что округ создаёт тепличные условия. Хотя, конечно, ино­язычная и инонациональная среда, а я это знаю по себе, действительно заставляет мобилизоваться.

- Недавно в Дульдурге прошёл круглый стол хам­ниган. Собравшиеся были озабочены их состоянием в районах края вне округа, где усиливаются ассими­ляционные процессы. Что вы думаете по этому по­воду?

- Во-первых, я не вижу особой разницы между бу­рятами и хамниганами. Но вот интерес к своей куль­туре, родословной, тради­циям нужно поддержать. Это замечательно! Я был в Гунэе и с большим интере­сом посмотрел материалы по родословной и истории хамниган. Но при этом не должно быть никакого про­тивопоставления со своими соседями, с которыми они веками живут рядом. А то нам свойственно замечать негативные черты сре­ди своих ближних. Нельзя приписывать их только вот хамниганам, сонголам или агинским бурятам. Это ве­дёт к разделению! Нужно брать пример с Чингисхана, который, будучи сам тен­грианцем, очень лояльно относился к другим рели­гиям.

- В 1996 году вы были председателем Комиссии Государственной Думы ФС РФ по содействию в преодолении последствий осетино-ингушского кон­фликта и прекрасно знае­те, к чему это приводит.

- Когда объединяются хори или эхириты, это нор­мально. Но когда начинают выяснять, кто лучше - хори, эхириты или сонголы, то это уже путь к вражде, раздро­бленности, которые будут сказываться на детях и вну­ках. Это абсолютно непри­емлемый путь для нас, бу­рят. Мы должны это в корне пресечь! Мы все разные, и это хорошо! А мы начинаем возводить наши различия в ранг антагонизма.

- Как-то в Аге я интере­совался у молодых людей насчёт брачных пред­почтений их родителей. Выяснилось, что не особо желательны иркутские, тункинские и сонголы. А я говорил, как же так, вот у двух замов Жамсуева – Жаргала Сунграповича и Баира Галсановича и глав­ного редактора «Агинки» Баира Цыдыповича жёны иркутские…

- (смеётся) У меня самого жена имеет баргузинские корни…

- И здесь в Бурятии со­ветский плавильный котёл уже создал смешанную по крови бурятскую нацио­нальную элиту, например Валерий Пурбуевич Дор­жиев. Нет и религиозного антагонизма, если даже взять тех меценатов, кто лично построил буддий­ские храмы и дацаны, ска­жем, Владимир Алексан­дрович Дмитриев.

- Мы в Агинском восста­новили Свято-Никольский православный храм, за что я удостоен ордена РПЦ. Или допустим, вы знаете, что ка­менную кладку Агинского дацана клали русские ма­стера?

- Баир Баясхаланович, вы живёте в Москве и так издалека смотрите, как там живут в Аге и Чите?

- Нет, конечно, нет. Я живу в Забайкалье. Это как рань­ше шутили: «Какую газе­ту вы любите?» - «Ложусь спать с «Комсомолкой» и просыпаюсь с «Комсомол­кой»! Имея в виду не девуш­ку, а газету. Я ложусь спать, просыпаюсь, смотрю читин­ские и агинские сайты. Если даже я физически живу в Москве, то это место моего временного пребывания.

Сейчас у меня отпуск, и я буду перемещаться по округу и краю. С молодых лет я на государевой служ­бе, и приходится ездить между Читой, Агой и Мо­сквой.

С удовольствием бываю в Улан-Удэ, где у меня много друзей. Много друзей и в Иркутске. В своё время мы очень плотно сотрудничали с Усть-Ордой и вагонами ездили в гости друг к дру­гу. Взаимный интерес у нас был, есть и будет. И в ско­ром будущем мы обяза­тельно постараемся возоб­новить наши контакты.

Но возвращаясь к окру­гу. Он был, есть и будет существовать. Более того, если сравнить наши районы с любыми сельскими районами в других регио­нах, мы выглядим гораз­до лучше. Просто не надо всё упрощать, всё гораздо сложнее…

Напомним, в первой части интервью Баир Жамсуев рассказал, насколько было необходимо объединять регион с Читинской областью, почему альянс состоялся, и что скрывалось на самом деле за официальными заявлениями.

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Читайте также