Власть 13 сен 2017 1302

​​Без тринадцати сто: победу Алексея Цыденова эксперты считают заслуженной

Фото Анны Огородник

10 сентября 2017 года, в единый день голосования, 16 регионов страны выбирали глав. В выборах приняли участие 105 кандидатов и более 17 млн избирателей. По итогам выборов во всех регионах РФ с большим отры­вом лидируют представители партии «Единая Россия». По мнению экспертов, это может быть как выражение доверия к политике Кремля в целом, так и «авансовая» поддержка действующих губернаторов. Между тем, по итогам голосования конкретно в Бурятии можно было услышать, что при участии несостоявшегося кандидата от БРО КПРФ Вячеслава Мархаева ход выборов был бы абсолютно другим. Однако и итоги голосования, и эле­ментарные подсчёты говорят о том, что зачастую такие заявления - это только попытка спекуляции для зараба­тывания «плюсов» на политической арене, сообщает газета «Бурятия».

Преодолеть рубеж

В ходе голосования в Бу­рятии цифры по явке росли медленно, но верно. В 18.00 по местному времени, по данным республиканского избиркома, процент про­голосовавших составлял 35,05%. Ещё до официаль­ных итогов местные экспер­ты наперебой прогнозиро­вали итоговый показатель выше 40%-го порога. По предварительным итогам избирательной комиссии, явка действительно соста­вила 41%. По мнению фе­деральных экспертов, этот показатель даже превысил смелые прогнозы.

Так, политолог Максим Григорьев заявил газете «Взгляд», что это результат электоральных традиций региона.

«В нескольких регионах, например, в Свердловской и Кировской областях, а также в Бурятии, явка ока­залась даже больше, чем ее прогнозировали. Это зависит от электоральных традиций региона и от от­ветственности населения, которое считает, что они должны участвовать в вы­борах», - пояснил Григорьев.

Между тем, у нас в реги­оне не все согласны с пози­тивными выводами. Так, по мнению депутата Народно­го Хурала и члена БРО КПРФ Баира Цыренова, явка была низкой.

«Цыденов получил свой «чеченский результат» в от­сутствие реального серьёз­ного оппонента при низкой явке избирателей», — зая­вил в интервью ИА Regnum Баир Цыренов.

По мнению эксперта, члена регионального шта­ба ОНФ в Бурятии Евгения Малыгина, участие Вячеслава Мархаева в выборах, возможно, и повысило бы процент проголосовавших, однако он был бы неболь­шим и не смог критично по­влиять на результаты.

«В разы выше явка быть не могла точно, хотя бы по той простой причине, что это просто невозможно - ни разу не встречал в Буря­тии явку, например, в 82%. На самом деле отсутствие Мархаева если и сказалось на явке, то не особенно заметно. Да, не исключаю, что она была бы выше, но ненамного, максимум на 6-8%, тем более, что мас­совой кампании по бойко­ту выборов не было. А та активная промархаевская часть электората, которая пришла на участки, просто испортила бюллетени. От­сюда и появились те самые девять тысяч недействи­тельных бюллетеней», - рас­сказал эксперт.

Того же мнения при­держивается и депутат Народного Хурала от пар­тии «Единая Россия» Баир Цыренов. Он объяснил, что «плюсовать» к нынешнему результату по явке можно было бы в лучшем случае только 10%.

Иными словами, по боль­шому счету, даже при на­личии достаточно сильных соперников на выборах про­цент явки, вероятно, был бы выше. Хотя вряд ли что-ни­будь изменил.

«Ах, если бы…»

К слову, высоким резуль­татом поддержки избира­телями на выборах Алексея Цыденова члены партии БРО КПРФ – что очевидно - также остались недоволь­ны. Например, коммунист Баир Цыренов предполо­жил, что если бы в выборах участвовал Вячеслав Мар­хаев, результат мог бы быть в его пользу.

«Именно опасаясь этого, команда Цыденова и не до­пустила Вячеслава Михай­ловича до выборов», - цити­рует его Regnum.

Более того, сторонники главного коммуниста Буря­тии уверены: 87% голосов в поддержку Алексея Цы­денова на выборах нель­зя считать достоверными. Ведь в число этих голосов входят те, которые мог бы получить Мархаев.

«Что до голосов, кото­рые отдали за Цыденова, «потому что не было Мар­хаева», то давайте «по гамбургскому счёту». Основная масса проголосовавших за Дороша и Багдаева - как раз «протестники». Люди отдавали голоса за них не потому, что им нравится программа ЛДПР или откро­венно спойлерских «Ком­мунистов России». Это был протест, и набралось его на 10% в сумме. Даже если предположить, что все эти голоса ушли бы Мархае­ву плюс 3% испорченных бюллетеней - это 13%. Да, какой-то процент от резуль­татов Цыденова Вячеслав Михайлович «оттянуть» бы смог, но я сомневаюсь, что это еще плюс 20% голосов избирателей», - считает Евге­ний Малыгин.

По мнению представи­теля партии «Единая Рос­сия» Баира Цыренова, Вя­чеслав Мархаев не набрал бы больше 30% голосов. И это при самых позитивных предположениях. Высокий процент поддержи Цыдено­ва, по его мнению, стал сво­его рода «авансом» доверия от избирателей.

«Я остаюсь при своём мнении и считаю, что Вя­чеслав Мархаев не набрал бы выше 30% . «Ехать» ему было не на чем. Никакой программы он не создал. Рейтинг же Цыденова - это отражение того, что его ус­лышали. Если сравнивать места по регионам, то в других были также очень высокие рейтинги у пред­ставителей правящей пар­тии. Во всех регионах. Там тоже Мархаева не было. Это своего рода «аванс» доверия Алексею Самбуе­вичу. Люди его услышали, пришли и проголосовали за него», - сообщил депутат На­родного Хурала.

«Эффект от «шлема и эгиды»

Действительно, судя по проценту голосов, которые набрали в других регионах «прокремлёвские» пред­ставители, можно пред­положить, что народ или безоговорочно доверяет федеральному центру, либо безумно любит своих глав и губернаторов.

Например, в Республике Марий Эл Александр Ев­стифеев выиграл с 88,27% голосов, в Мордовии Влади­мир Волков занял «первое место» с 89%, в Удмуртской республике Александр Бре­чалов набрал 78% и т.д.

По мнению Евгения Ма­лыгина, эти результаты го­ворят о том, что в регионах не только слепо доверяют Москве, но и ждут реши­тельных и, возможно, нова­торских действий от избран­ных глав.

«Тут наложилось одно на другое: и эффект от «шлема и эгиды» Президента Рос­сии, которым он «снабдил» своих ставленников в реги­онах, и ожидания жителей самих субъектов, которые увидели в назначенных врио шанс на перемены к лучшему. Оправдают из­бранные губернаторы это доверие или нет, вопрос другой. Пока что говорить рано - где-то, как в Бурятии и в Севастополе, действова­ли (и действуют) определен­ные обязательства по отно­шению к старым командам, где-то, как в Удмуртии, команды уже довольно ин­тенсивно меняются. Но из­брание свежих лиц на посты глав регионов вполне укла­дывается в общий тренд по формированию нового «об­раза будущего», - констати­ровал эксперт.

Будут ли изменения, в том числе и в кадровой по­литике на высшем уровне в Бурятии, жители могут узнать в ближайшее вре­мя. Предположительно 22 сентября Алексей Цыденов вступит в должность Главы. После этого он имеет пра­во инициировать кадровые перестановки, в том числе и в «денежном» секторе правительства, требующие согласования Народного Ху­рала. Об этих изменениях он заявил открыто.

Главное, чтобы эти пе­рестановки дали эффект, который поможет респу­блике подняться с депрессивно-дотационного дна. Помните, «суперреспубли­ка»?...

Автор: Алёна ЦЫБИКОВА