
Фото Анны Огородник
10 сентября 2017 года, в единый день голосования, 16 регионов страны выбирали глав. В выборах приняли участие 105 кандидатов и более 17 млн избирателей. По итогам выборов во всех регионах РФ с большим отрывом лидируют представители партии «Единая Россия». По мнению экспертов, это может быть как выражение доверия к политике Кремля в целом, так и «авансовая» поддержка действующих губернаторов. Между тем, по итогам голосования конкретно в Бурятии можно было услышать, что при участии несостоявшегося кандидата от БРО КПРФ Вячеслава Мархаева ход выборов был бы абсолютно другим. Однако и итоги голосования, и элементарные подсчёты говорят о том, что зачастую такие заявления - это только попытка спекуляции для зарабатывания «плюсов» на политической арене, сообщает газета «Бурятия».
Преодолеть рубеж
В ходе голосования в Бурятии цифры по явке росли медленно, но верно. В 18.00 по местному времени, по данным республиканского избиркома, процент проголосовавших составлял 35,05%. Ещё до официальных итогов местные эксперты наперебой прогнозировали итоговый показатель выше 40%-го порога. По предварительным итогам избирательной комиссии, явка действительно составила 41%. По мнению федеральных экспертов, этот показатель даже превысил смелые прогнозы.
Так, политолог Максим Григорьев заявил газете «Взгляд», что это результат электоральных традиций региона.
«В нескольких регионах, например, в Свердловской и Кировской областях, а также в Бурятии, явка оказалась даже больше, чем ее прогнозировали. Это зависит от электоральных традиций региона и от ответственности населения, которое считает, что они должны участвовать в выборах», - пояснил Григорьев.
Между тем, у нас в регионе не все согласны с позитивными выводами. Так, по мнению депутата Народного Хурала и члена БРО КПРФ Баира Цыренова, явка была низкой.
«Цыденов получил свой «чеченский результат» в отсутствие реального серьёзного оппонента при низкой явке избирателей», — заявил в интервью ИА Regnum Баир Цыренов.
По мнению эксперта, члена регионального штаба ОНФ в Бурятии Евгения Малыгина, участие Вячеслава Мархаева в выборах, возможно, и повысило бы процент проголосовавших, однако он был бы небольшим и не смог критично повлиять на результаты.
«В разы выше явка быть не могла точно, хотя бы по той простой причине, что это просто невозможно - ни разу не встречал в Бурятии явку, например, в 82%. На самом деле отсутствие Мархаева если и сказалось на явке, то не особенно заметно. Да, не исключаю, что она была бы выше, но ненамного, максимум на 6-8%, тем более, что массовой кампании по бойкоту выборов не было. А та активная промархаевская часть электората, которая пришла на участки, просто испортила бюллетени. Отсюда и появились те самые девять тысяч недействительных бюллетеней», - рассказал эксперт.
Того же мнения придерживается и депутат Народного Хурала от партии «Единая Россия» Баир Цыренов. Он объяснил, что «плюсовать» к нынешнему результату по явке можно было бы в лучшем случае только 10%.
Иными словами, по большому счету, даже при наличии достаточно сильных соперников на выборах процент явки, вероятно, был бы выше. Хотя вряд ли что-нибудь изменил.
«Ах, если бы…»
К слову, высоким результатом поддержки избирателями на выборах Алексея Цыденова члены партии БРО КПРФ – что очевидно - также остались недовольны. Например, коммунист Баир Цыренов предположил, что если бы в выборах участвовал Вячеслав Мархаев, результат мог бы быть в его пользу.
«Именно опасаясь этого, команда Цыденова и не допустила Вячеслава Михайловича до выборов», - цитирует его Regnum.
Более того, сторонники главного коммуниста Бурятии уверены: 87% голосов в поддержку Алексея Цыденова на выборах нельзя считать достоверными. Ведь в число этих голосов входят те, которые мог бы получить Мархаев.
«Что до голосов, которые отдали за Цыденова, «потому что не было Мархаева», то давайте «по гамбургскому счёту». Основная масса проголосовавших за Дороша и Багдаева - как раз «протестники». Люди отдавали голоса за них не потому, что им нравится программа ЛДПР или откровенно спойлерских «Коммунистов России». Это был протест, и набралось его на 10% в сумме. Даже если предположить, что все эти голоса ушли бы Мархаеву плюс 3% испорченных бюллетеней - это 13%. Да, какой-то процент от результатов Цыденова Вячеслав Михайлович «оттянуть» бы смог, но я сомневаюсь, что это еще плюс 20% голосов избирателей», - считает Евгений Малыгин.
По мнению представителя партии «Единая Россия» Баира Цыренова, Вячеслав Мархаев не набрал бы больше 30% голосов. И это при самых позитивных предположениях. Высокий процент поддержи Цыденова, по его мнению, стал своего рода «авансом» доверия от избирателей.
«Я остаюсь при своём мнении и считаю, что Вячеслав Мархаев не набрал бы выше 30% . «Ехать» ему было не на чем. Никакой программы он не создал. Рейтинг же Цыденова - это отражение того, что его услышали. Если сравнивать места по регионам, то в других были также очень высокие рейтинги у представителей правящей партии. Во всех регионах. Там тоже Мархаева не было. Это своего рода «аванс» доверия Алексею Самбуевичу. Люди его услышали, пришли и проголосовали за него», - сообщил депутат Народного Хурала.
«Эффект от «шлема и эгиды»
Действительно, судя по проценту голосов, которые набрали в других регионах «прокремлёвские» представители, можно предположить, что народ или безоговорочно доверяет федеральному центру, либо безумно любит своих глав и губернаторов.
Например, в Республике Марий Эл Александр Евстифеев выиграл с 88,27% голосов, в Мордовии Владимир Волков занял «первое место» с 89%, в Удмуртской республике Александр Бречалов набрал 78% и т.д.
По мнению Евгения Малыгина, эти результаты говорят о том, что в регионах не только слепо доверяют Москве, но и ждут решительных и, возможно, новаторских действий от избранных глав.
«Тут наложилось одно на другое: и эффект от «шлема и эгиды» Президента России, которым он «снабдил» своих ставленников в регионах, и ожидания жителей самих субъектов, которые увидели в назначенных врио шанс на перемены к лучшему. Оправдают избранные губернаторы это доверие или нет, вопрос другой. Пока что говорить рано - где-то, как в Бурятии и в Севастополе, действовали (и действуют) определенные обязательства по отношению к старым командам, где-то, как в Удмуртии, команды уже довольно интенсивно меняются. Но избрание свежих лиц на посты глав регионов вполне укладывается в общий тренд по формированию нового «образа будущего», - констатировал эксперт.
Будут ли изменения, в том числе и в кадровой политике на высшем уровне в Бурятии, жители могут узнать в ближайшее время. Предположительно 22 сентября Алексей Цыденов вступит в должность Главы. После этого он имеет право инициировать кадровые перестановки, в том числе и в «денежном» секторе правительства, требующие согласования Народного Хурала. Об этих изменениях он заявил открыто.
Главное, чтобы эти перестановки дали эффект, который поможет республике подняться с депрессивно-дотационного дна. Помните, «суперреспублика»?...
Автор: Алёна ЦЫБИКОВА