Культура 21 мар 2018 1083

​Кино Бурятии: прошлое, настоящее и будущее

Фото предоставлено Союзом кинематографистов РБ

В минувшую пятницу в Национальной библио­теке РБ состоялся съезд Союза кинематографистов Бурятии. Были подведены итоги деятельности орга­низации за прошлый год и намечены перспективы.

В работе съезда приня­ли участие министр куль­туры РБ Соелма Дагаева, председатель комитета Народного Хурала РБ по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодёжной политике, общественным и религи­озным объединениям Цы­денжап Батуев, замести­тель министра туризма РБ Евгений Малыгин и другие. Кроме того, на съезде также присутствовали начальники управлений культуры рай­онов, директора районных ДК.

ВСПЛЕСК ИНТЕРЕСА

Напомним, что Союз ки­нематографистов Бурятии был создан в конце 2016 года, его председателем избран известный киноре­жиссёр Солбон Лыгденов. Но катастрофический дефи­цит времени, связанный со съёмкой фильма «З21-я Си­бирская», не позволил ему полностью включиться в руководство организацией. В конце весны 2017-го пред­седателем стал Артём Бур­лов. Сегодня Союз включает в себя 12 творческих групп, занимающихся киноинду­стрией.

Всплеск интереса к ки­нотворчеству в Бурятии был не на пустом месте.

- По большому счё­ту, бурятское кино можно разделить на два периода: советское и постсоветское, - говорит Артём Бурлов. - Можно вспомнить имена многих наших земляков, оставивших заметный след в советском кинематографе.

С этим трудно не согла­ситься, достаточно назвать имена Арьи Дашиева, Алек­сандра Итыгилова, Бараса Халзанова и других.

Одной из основопола­гающих причин бума ки­ноискусства, по мнению Бурлова, стали технические возможности для съёмок фильмов, которые появи­лись сегодня. В первую оче­редь цифровые технологии, что значительно облегчило процесс кинопроизводства.

- Раньше, когда снимали на плёнку, - говорит Артем Бурлов, - процесс съёмки фильма был очень затрат­ным, трудоёмким. Сегодня с помощью цифровых техно­логий монтаж фильма, цве­токоррекция значительно упрощаются. В сценарном, актёрском плане проблем не существует.

Это если говорить о раз­влекательных фильмах, к которым, в частности, от­носится и пионер новейшей истории бурятской киноин­дустрии «Чайник», на пер­воначальном этапе именно они составляли львиную долю кинокартин. Впрочем, впоследствии появились и высокохудожественные фильмы, которые соответ­ствуют понятию «професси­ональное кино». Продукция уже признанных в респу­блике и за её пределами мастеров киноискусства, таких как Баир Дышенов, Солбон Лыгденов, облада­ющих профессиональным режиссёрским образовани­ем и опытом в этой отрас­ли, отмечена на многих ки­нофестивалях, в том числе международных.

ЗА ГОД СДЕЛАНО НЕМАЛО

Впрочем, какие ни были бы предпосылки для воз­никновения постсоветского бурятского кино, процесс пошёл и вылился в созда­ние Союза, объединившего творческие силы в респу­блике. Хотя, как признался Артём Бурлов, не все всту­пили в него, но, тем менее, начало для консолидации кинокомпаний положено:

- Для нас эта работа но­вая, поэтому первое время ушло на то, чтобы вникнуть в тему, поэтому говорить о какой-либо программной деятельности не приходи­лось. Тем не менее, считаю, сделано немало.

Теперь Бурятия, наряду с 70-ю другими субъектами РФ, представлена в Союзе кинематографистов России, в его члены принят Артём Бурлов. Практически решён вопрос с открытием регио­нального отделения Союза кинематографистов России, что существенно повлияет на дальнейшее развитие киноиндустрии в республи­ке. Это позволит бурятским кинокомпаниям принимать участие в спичингах, семи­нарах, образовательных программах, проводимых Союзом кинематографистов РФ. Кроме того, это уча­стие в грантах, общение и взаимодействие с другими творческими коллективами, привлечение специалистов для повышения квалифи­кации. Так, в прошлом году по приглашению Бурлова в республике побывали пред­ставители крупнейшей сту­дии документального кино киностудии «Остров».

Бурятские кинемато­графы стали снимать соци­ально значимые фильмы. К примеру, фильм «По сове­сти» посвящён противодей­ствию детскому АУЕ, в про­кат он выходит в этом году. С 2015 года в республике ра­ботает Байкальская школа кино. Она появилась с пер­выми фильмами с участием детей, например, «Байкаль­ские каникулы», снятыми местными кинематографи­стами.

Школа кино профессио­нально ориентирует детей, что в свою очередь дает возможность отправлять их учиться во ВГИК по квотным местам. Программа по квот­ным местам работает дав­но, на сегодня ею воспользовались пока только два человека от республики. А ведь стоимость обучения на некоторых специальностях во ВГИКе составляет свыше миллиона рублей. Учиты­вая, что главный вуз страны выпускает кинооператоров мирового масштаба, нужно воспользоваться таким по­тенциалом.

Активно проводится работа Союзом по кинофи­кации районов Бурятии в рамках федеральной про­граммы по модернизации кинотеатров в населённых пунктах с населением до 500 тысяч человек. От­метим, что федеральным фондом социальной и эко­номической поддержки отечественной кинемато­графии - «Фонд кино» - в прошлом году был объявлен конкурс на распреде­ление субсидий на общую сумму 1 млрд рублей. Со­гласно ему каждый кинозал получает на безвозмездной основе 5 млн рублей на приобретение современно­го кинотеатрального обору­дования. Условия конкурса просты, нужно только по­дать заявку. Требование одно – половина киносе­ансов обязательно должна быть отведена отечествен­ным кинолентам, кинозал должен быть подключен к единой федеральной автоматизированной информа­ционной системе сведений о показах фильмов в ки­нозалах (ЕАИС). В районах пока вяло реагируют на это предложение.

- Только Закаменск по­дал заявку, - говорит Артём Бурлов, - тогда как в сосед­ней Иркутской области - 12, а в Забайкальском крае – 6. В Закаменске за счёт выде­ленных 10 млн рублей от­крыт кинотеатр на два зала. Сегодня мы ездим по райо­нам, встречаемся с главами, начальниками управлений культуры, бесплатно по­казываем фильмы, думаю, что увеличение количества кинозалов в районах респу­блики лишь вопрос време­ни.

Отдельно остановился Артём Бурлов и на таких моментах деятельности Со­юза, как планируемое под­писание соглашения между Правительством РБ и Агент­ством стратегических ини­циатив при правительстве России по рибейту и пропа­ганде семейных ценностей в рамках указа Президента России «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» путём проведения «Киномарафо­на 20».

Отметим, что на основе рибейта республика может получить свои дивиденды, пойдёт на развитие мало­го бизнеса в целом и на то, чтобы кинематограф респу­блики как отрасль экономи­ки заработал полноценно.

- Дело в том, что произ­водство фильмов в регионе всегда привлекает туристи­ческий потенциал, что даёт работу многим сопутству­ющим структурам: обще­питу, транспорту, гостинич­ному бизнесу. Хотя Бурятия должна будет компенси­ровать 20% их затрат, но в конечном счёте в выигрыше останутся обе стороны, - по­ясняет Бурлов.

Тем более, что для ки­ношников Бурятия привле­кательна своей природой. В регионе самое большое количество солнечных дней - для кинооператоров это большая находка, республи­ка обладает разнообразным ландшафтом - не надо про­езжать тысячу километров, чтобы снять ту же степь, а потом перебираться в горы для съёмок пейзажа. В Бу­рятии всё это есть.

Подписание соглашения между республикой и АСИ намечено на 2019 год.

Киномарафон, который проводится также в Буря­тии, направлен на создание детских и семейных филь­мов, пропагандирующих традиционные ценности семьи.

- К сожалению, для детей и о детях мало кто снимает, - говорит Артём Бурлов, - а ведь в советские годы было немало прекрас­ных фильмов. Поэтому надо восполнять этот пробел.

Кстати, федеральным агентством «Росмолодёжь» объявлен грант на съёмки пятиминутного ролика о родном крае, главный приз - 30 тысяч евро.

ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ

Несмотря на короткий срок существования, Союзу кинематографистов Буря­тии есть о чём рассказать. Главная цель достигнута - в республике есть бурятский кинематограф, у него боль­шое количество поклонни­ков.

- Мы хотели показать, что Союзу кинематографи­стов Бурятии под силу ре­шать большие задачи. Это не 2012 год, когда кинема­тографисты действовали по отдельности, сейчас мы объединились, и с нами нужно считаться. В нашем лице государство сегодня видит организацию, с ко­торой можно вести диалог, доводить свои мысли до общества по пропаганде ценностей, влиять на вос­питание подрастающего поколения. И это главное наше достижение, - отметил Артём.

С этим трудно не согла­ситься, поскольку фильмы бурятских кинематографи­стов имеют большую ауди­торию, только один фильм набирает до миллиона просмотров в социальных сетях. И как не вспомнить слова Ленина о том, что кино - важнейшее из ис­кусств. Другое дело, что государство должно векторно направлять деятельность работников кино и оказы­вать помощь.

А перспективы у бурят­ского кино большие. Глав­ная цель – это выход на мировой уровень. Она до­стижима, в Бурятии есть о чем и о ком снимать.

БЕЗ ПОДДЕРЖКИ НЕ ОСТАВЯТ

То, что в Бурятии поя­вилось своё кино, радует правительство и парламент республики, о чём сказал Цыденжап Батуев:

- Очень здорово, что среди наших молодых ребят появляются кинематогра­фисты, и мне очень приятно, что такое поступательное движение есть.

В республике создана и соответствующая законода­тельная база для развития кинематографа. По инфор­мации Министерства куль­туры РБ сейчас действуют формы государственной поддержки: принятие нор­мативно-правовых актов, полное государственное финансирование кинолето­писи и частичное государ­ственное финансирование производства и проката на­циональных фильмов.

Так, в 2007 году принят республиканский закон «О государственной поддерж­ке кинематографии в РБ», в 2014 году – постановле­ние Правительства РБ «Об утверждении Порядка пре­доставления субсидий из республиканского бюджета на производство нацио­нальных фильмов РБ» на об­щую сумму 1,5 млн рублей, в 2017 сумма была увеличена до 10 млн. Финансовую по­мощь по 750 тысяч каждый получили производители фильмов «Булаг», «Аноним 03», «Решала 2», «Сэржэм», «Смерти нет».

В 2016 году в Законе Бу­рятии «О республиканском бюджете» предусмотрены средства на создание ки­нолетописи в размере 1 млн рублей. Перечень значимых фактов и событий в различ­ных отраслях республики, имеющих историческое и общественное значение, подготовлен Государствен­ным архивом РБ. В 2016 году ГТРК «Бурятия» и ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» проведены работы: на государственное хранение в архив республики передано 18 сюжетов, в 2017 году - 18 сюжетов.

В этом году также будут определены два победите­ля на производство мест­ных фильмов, которые по­лучат на эти цели по 5 млн рублей.

Но, к сожалению не все гладко в этом направлении, на что указал Цыденжап Ба­туев. Дело в том, что зача­стую производители филь­мов люди творческие, плохо осведомлённые в азах бух­галтерии и ведения бизнеса.

- У них нет консалтин­гового сопровождения, в связи с чем нередко возни­кают задолженности по на­логам, налагаются штраф­ные санки. Деньги в итоге оказываются неосвоенные. И Цыденжапу Бимбаевичу сложно потом в парламенте отстаивать наши деньги на сессиях, - поясняет Артём Бурлов.

- По условиям конкурса у организации не должно быть долгов по налогам, - добавляет Соёлма Дагаева.

Впрочем, в Минкульту­ры идут навстречу кинема­тографистам, в 2018 году на­мерены дать возможность ребятам «подчистить» дол­ги, а потом уже объявить конкурс на гранты.

Поскольку без госу­дарственных денег сами они, точнее, их фильмы, на экраны выйти не смогут. А то, что они нужны, в этом убеждены практически все.

Герман НАМЖИЛОВ

Автор: Герман НАМЖИЛОВ​