Фото предоставлено Союзом кинематографистов РБ
В минувшую пятницу в Национальной библиотеке РБ состоялся съезд Союза кинематографистов Бурятии. Были подведены итоги деятельности организации за прошлый год и намечены перспективы.
В работе съезда приняли участие министр культуры РБ Соелма Дагаева, председатель комитета Народного Хурала РБ по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодёжной политике, общественным и религиозным объединениям Цыденжап Батуев, заместитель министра туризма РБ Евгений Малыгин и другие. Кроме того, на съезде также присутствовали начальники управлений культуры районов, директора районных ДК.
ВСПЛЕСК ИНТЕРЕСА
Напомним, что Союз кинематографистов Бурятии был создан в конце 2016 года, его председателем избран известный кинорежиссёр Солбон Лыгденов. Но катастрофический дефицит времени, связанный со съёмкой фильма «З21-я Сибирская», не позволил ему полностью включиться в руководство организацией. В конце весны 2017-го председателем стал Артём Бурлов. Сегодня Союз включает в себя 12 творческих групп, занимающихся киноиндустрией.
Всплеск интереса к кинотворчеству в Бурятии был не на пустом месте.
- По большому счёту, бурятское кино можно разделить на два периода: советское и постсоветское, - говорит Артём Бурлов. - Можно вспомнить имена многих наших земляков, оставивших заметный след в советском кинематографе.
С этим трудно не согласиться, достаточно назвать имена Арьи Дашиева, Александра Итыгилова, Бараса Халзанова и других.
Одной из основополагающих причин бума киноискусства, по мнению Бурлова, стали технические возможности для съёмок фильмов, которые появились сегодня. В первую очередь цифровые технологии, что значительно облегчило процесс кинопроизводства.
- Раньше, когда снимали на плёнку, - говорит Артем Бурлов, - процесс съёмки фильма был очень затратным, трудоёмким. Сегодня с помощью цифровых технологий монтаж фильма, цветокоррекция значительно упрощаются. В сценарном, актёрском плане проблем не существует.
Это если говорить о развлекательных фильмах, к которым, в частности, относится и пионер новейшей истории бурятской киноиндустрии «Чайник», на первоначальном этапе именно они составляли львиную долю кинокартин. Впрочем, впоследствии появились и высокохудожественные фильмы, которые соответствуют понятию «профессиональное кино». Продукция уже признанных в республике и за её пределами мастеров киноискусства, таких как Баир Дышенов, Солбон Лыгденов, обладающих профессиональным режиссёрским образованием и опытом в этой отрасли, отмечена на многих кинофестивалях, в том числе международных.
ЗА ГОД СДЕЛАНО НЕМАЛО
Впрочем, какие ни были бы предпосылки для возникновения постсоветского бурятского кино, процесс пошёл и вылился в создание Союза, объединившего творческие силы в республике. Хотя, как признался Артём Бурлов, не все вступили в него, но, тем менее, начало для консолидации кинокомпаний положено:
- Для нас эта работа новая, поэтому первое время ушло на то, чтобы вникнуть в тему, поэтому говорить о какой-либо программной деятельности не приходилось. Тем не менее, считаю, сделано немало.
Теперь Бурятия, наряду с 70-ю другими субъектами РФ, представлена в Союзе кинематографистов России, в его члены принят Артём Бурлов. Практически решён вопрос с открытием регионального отделения Союза кинематографистов России, что существенно повлияет на дальнейшее развитие киноиндустрии в республике. Это позволит бурятским кинокомпаниям принимать участие в спичингах, семинарах, образовательных программах, проводимых Союзом кинематографистов РФ. Кроме того, это участие в грантах, общение и взаимодействие с другими творческими коллективами, привлечение специалистов для повышения квалификации. Так, в прошлом году по приглашению Бурлова в республике побывали представители крупнейшей студии документального кино киностудии «Остров».
Бурятские кинематографы стали снимать социально значимые фильмы. К примеру, фильм «По совести» посвящён противодействию детскому АУЕ, в прокат он выходит в этом году. С 2015 года в республике работает Байкальская школа кино. Она появилась с первыми фильмами с участием детей, например, «Байкальские каникулы», снятыми местными кинематографистами.
Школа кино профессионально ориентирует детей, что в свою очередь дает возможность отправлять их учиться во ВГИК по квотным местам. Программа по квотным местам работает давно, на сегодня ею воспользовались пока только два человека от республики. А ведь стоимость обучения на некоторых специальностях во ВГИКе составляет свыше миллиона рублей. Учитывая, что главный вуз страны выпускает кинооператоров мирового масштаба, нужно воспользоваться таким потенциалом.
Активно проводится работа Союзом по кинофикации районов Бурятии в рамках федеральной программы по модернизации кинотеатров в населённых пунктах с населением до 500 тысяч человек. Отметим, что федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии - «Фонд кино» - в прошлом году был объявлен конкурс на распределение субсидий на общую сумму 1 млрд рублей. Согласно ему каждый кинозал получает на безвозмездной основе 5 млн рублей на приобретение современного кинотеатрального оборудования. Условия конкурса просты, нужно только подать заявку. Требование одно – половина киносеансов обязательно должна быть отведена отечественным кинолентам, кинозал должен быть подключен к единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС). В районах пока вяло реагируют на это предложение.
- Только Закаменск подал заявку, - говорит Артём Бурлов, - тогда как в соседней Иркутской области - 12, а в Забайкальском крае – 6. В Закаменске за счёт выделенных 10 млн рублей открыт кинотеатр на два зала. Сегодня мы ездим по районам, встречаемся с главами, начальниками управлений культуры, бесплатно показываем фильмы, думаю, что увеличение количества кинозалов в районах республики лишь вопрос времени.
Отдельно остановился Артём Бурлов и на таких моментах деятельности Союза, как планируемое подписание соглашения между Правительством РБ и Агентством стратегических инициатив при правительстве России по рибейту и пропаганде семейных ценностей в рамках указа Президента России «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» путём проведения «Киномарафона 20».
Отметим, что на основе рибейта республика может получить свои дивиденды, пойдёт на развитие малого бизнеса в целом и на то, чтобы кинематограф республики как отрасль экономики заработал полноценно.
- Дело в том, что производство фильмов в регионе всегда привлекает туристический потенциал, что даёт работу многим сопутствующим структурам: общепиту, транспорту, гостиничному бизнесу. Хотя Бурятия должна будет компенсировать 20% их затрат, но в конечном счёте в выигрыше останутся обе стороны, - поясняет Бурлов.
Тем более, что для киношников Бурятия привлекательна своей природой. В регионе самое большое количество солнечных дней - для кинооператоров это большая находка, республика обладает разнообразным ландшафтом - не надо проезжать тысячу километров, чтобы снять ту же степь, а потом перебираться в горы для съёмок пейзажа. В Бурятии всё это есть.
Подписание соглашения между республикой и АСИ намечено на 2019 год.
Киномарафон, который проводится также в Бурятии, направлен на создание детских и семейных фильмов, пропагандирующих традиционные ценности семьи.
- К сожалению, для детей и о детях мало кто снимает, - говорит Артём Бурлов, - а ведь в советские годы было немало прекрасных фильмов. Поэтому надо восполнять этот пробел.
Кстати, федеральным агентством «Росмолодёжь» объявлен грант на съёмки пятиминутного ролика о родном крае, главный приз - 30 тысяч евро.
ВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ИСКУССТВ
Несмотря на короткий срок существования, Союзу кинематографистов Бурятии есть о чём рассказать. Главная цель достигнута - в республике есть бурятский кинематограф, у него большое количество поклонников.
- Мы хотели показать, что Союзу кинематографистов Бурятии под силу решать большие задачи. Это не 2012 год, когда кинематографисты действовали по отдельности, сейчас мы объединились, и с нами нужно считаться. В нашем лице государство сегодня видит организацию, с которой можно вести диалог, доводить свои мысли до общества по пропаганде ценностей, влиять на воспитание подрастающего поколения. И это главное наше достижение, - отметил Артём.
С этим трудно не согласиться, поскольку фильмы бурятских кинематографистов имеют большую аудиторию, только один фильм набирает до миллиона просмотров в социальных сетях. И как не вспомнить слова Ленина о том, что кино - важнейшее из искусств. Другое дело, что государство должно векторно направлять деятельность работников кино и оказывать помощь.
А перспективы у бурятского кино большие. Главная цель – это выход на мировой уровень. Она достижима, в Бурятии есть о чем и о ком снимать.
БЕЗ ПОДДЕРЖКИ НЕ ОСТАВЯТ
То, что в Бурятии появилось своё кино, радует правительство и парламент республики, о чём сказал Цыденжап Батуев:
- Очень здорово, что среди наших молодых ребят появляются кинематографисты, и мне очень приятно, что такое поступательное движение есть.
В республике создана и соответствующая законодательная база для развития кинематографа. По информации Министерства культуры РБ сейчас действуют формы государственной поддержки: принятие нормативно-правовых актов, полное государственное финансирование кинолетописи и частичное государственное финансирование производства и проката национальных фильмов.
Так, в 2007 году принят республиканский закон «О государственной поддержке кинематографии в РБ», в 2014 году – постановление Правительства РБ «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета на производство национальных фильмов РБ» на общую сумму 1,5 млн рублей, в 2017 сумма была увеличена до 10 млн. Финансовую помощь по 750 тысяч каждый получили производители фильмов «Булаг», «Аноним 03», «Решала 2», «Сэржэм», «Смерти нет».
В 2016 году в Законе Бурятии «О республиканском бюджете» предусмотрены средства на создание кинолетописи в размере 1 млн рублей. Перечень значимых фактов и событий в различных отраслях республики, имеющих историческое и общественное значение, подготовлен Государственным архивом РБ. В 2016 году ГТРК «Бурятия» и ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» проведены работы: на государственное хранение в архив республики передано 18 сюжетов, в 2017 году - 18 сюжетов.
В этом году также будут определены два победителя на производство местных фильмов, которые получат на эти цели по 5 млн рублей.
Но, к сожалению не все гладко в этом направлении, на что указал Цыденжап Батуев. Дело в том, что зачастую производители фильмов люди творческие, плохо осведомлённые в азах бухгалтерии и ведения бизнеса.
- У них нет консалтингового сопровождения, в связи с чем нередко возникают задолженности по налогам, налагаются штрафные санки. Деньги в итоге оказываются неосвоенные. И Цыденжапу Бимбаевичу сложно потом в парламенте отстаивать наши деньги на сессиях, - поясняет Артём Бурлов.
- По условиям конкурса у организации не должно быть долгов по налогам, - добавляет Соёлма Дагаева.
Впрочем, в Минкультуры идут навстречу кинематографистам, в 2018 году намерены дать возможность ребятам «подчистить» долги, а потом уже объявить конкурс на гранты.
Поскольку без государственных денег сами они, точнее, их фильмы, на экраны выйти не смогут. А то, что они нужны, в этом убеждены практически все.
Герман НАМЖИЛОВ