Общество 15 авг 2018 1277

​Министр образования Бурятии Баир Жалсанов: «Будем работать над повышением качества образования»

Нынешний август в Бурятии для министра образова­ния и науки РБ Баира Жалсанова в прямом и переносном смысле – жаркий: вот-вот стартует Байкальский обра­зовательный форум. Всего ничего времени осталось до начала нового учебного года. А тут ещё ответственная командировка в Москву, чтобы решить важнейший во­прос по финансированию. И всё же, несмотря на то, что времени у него в обрез, Баир Баторович согласился отве­тить на вопросы корреспондента «Бурятии» в преддве­рии предстоящего форума.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ

- Как известно, про­грамма VII БОФ «Качество образования: диалог с об­ществом» будет весьма насыщенной: предполага­ется провести много ме­роприятий федерального и регионального уровней. Какие интересные, на ваш взгляд, темы будут об­суждаться?

- Байкальский образо­вательный форум – продол­жение шести предыдущих форумов, которые прово­дились на территории Буря­тии и стали переговорной и экспертной площадкой всероссийского уровня. В прошлом учебном году во время августовских кон­ференций в Бурятии руко­водитель Рособрнадзора Сергей Кравцов предложил Главе Бурятии Алексею Цыденову возобновить работу форума уже в междуна­родном статусе, на котором повестка дня будет касать­ся школьного образования на международном уровне. Руководитель республики поддержал эту идею, и мы с декабря прошлого года со­вместно с Рособрнадзором, Министерством просвеще­ния РФ содержательно и тематически готовились к этому масштабному фору­му. На 10 августа уже за­регистрировано более 50 регионов нашей страны, общее количество участ­ников и гостей – 270 человек, включая руководство Министерства просвеще­ния РФ и Рособрнадзора, региональных министров, руководителей департа­ментов, образовательных и общественных организаций, представителей законода­тельных собраний субъек­тов РФ.

Одними из главных почётных гостей нашего форума будут директор департамента образования и навыков Организации эко­номического партнёрства, идейный вдохновитель, ру­ководитель и разработчик теста PISA (Международная программа оценки качества образовательных дости­жений учеников) Андреас Шляйхер, министр обра­зования, науки, культуры и спорта Монголии Цэдэн­балын Цогзолмаа, а так­же уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова. На форуме будут обсуждаться проблемы преимущества общего образования, на­чиная от развития инфра­структуры, регионализации образования. Также будут обсуждаться вопросы каче­ства образования, поддерж­ки президентских грантов и подготовки молодых профессионалов. Эти темы будут подняты на круглых столах, а на образователь­ных площадках - вопросы всех уровней образования: дошкольного, общего, до­полнительного, среднего профессионального, выс­шего.

- Согласно «майским указам», к 2024 году Рос­сия должна войти в топ-10 стран по версии Меж­дународной программы оценки образовательных достижений учащихся (PISA). Какие меры долж­на предпринять Бурятия в связи с такой непростой задачей?

- Сейчас по этому пока­зателю Россия находится на 37 месте среди более 200 стран: по системе PISA оце­нивается в комплексе нали­чие компетенций у учащих­ся. Что касается Бурятии, то мы будем планомерно работать над повышением качества образования, что­бы к 2024 году оказаться в пятёрке лучших школьных образований в мире. Если средний балл по России должен составить опреде­лённое количество, то это позволит нашей стране оказаться в пятёрке луч­ших стран. Соответственно все субъекты Федерации, в том числе наша республика, должны показывать уро­вень не ниже, чем средний показатель по России. По­этому мы будем стараться не подвести Российскую Федерацию, а качество компетенций образова­ния, знания наших ребят не должны быть ниже средне­го показателя по РФ. В этом плане надо обеспечить при­ток молодых специалистов, которые могли бы на одном языке общаться, понимать друг друга с подрастающим поколением.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ – ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

- На недавнем совеща­нии перед форумом Глава Бурятии, в частности, гово­рил о нехватке педагогов и увеличении контингента учащихся за счёт активной миграции населения …

- Мы не можем заста­вить людей, чтобы они жили на местах, у себя в районах. Поэтому, как правило, мно­гие люди переезжают на постоянное место житель­ство в Улан-Удэ и загружа­ют без того перегруженные школы, в которых учатся в третью смену. В итоге получается незначитель­ное уменьшение количе­ства школьников, которые обучались в трёхсменке. Этот вопрос мы тоже бу­дем поднимать в рамках БОФ. А что касается увели­чения контрольных цифр по бюджетным местам в БГУ, то этот вопрос мы ста­вим давно. Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец услышала наши пожелания, и в этом учеб­ном году в Бурятском го­суниверситете количество бюджетных мест удвоено. Но, к сожалению, этих мест недостаточно, и если мы перейдём на односменный режим, дополнительно по­требуется около 5 тысяч учителей плюсом к 8 тыся­чам, которые сейчас рабо­тают. А это дополнительные финансовые затраты. И этот вопрос требует решения на федеральном уровне.

- Баир Баторович, те­перь поговорим на дру­гую тему. 19 октября 2017 года вы были назначены на должность министра образования и науки РБ. Чего вы ожидали от ра­боты в новой должности. Оправдались ли ваши ожидания?

- Уточняю, что до на­значения на эту должность я год исполнял обязанности министра, потом был вре­менно исполняющим обя­занности министра, так что работа в должности мини­стра образования и науки Бурятии после назначе­ния для меня не открылась в новом ракурсе: я и так был в гуще тех вопросов, которыми обязан и должен заниматься министр. Счи­таю неблагодарным делом подводить громкие итоги, но, тем не менее, есть итоги, есть и проблемы, которые необходимо решать. Есть и ситуации, которые ухудши­лись, – это очерёдность в детские сады, количество детей, которые обучаются в третью смену, ветхие и ава­рийные школы.

- Какие, на ваш взгляд, основные глобальные вы­зовы существуют в систе­ме образования?

- В первую очередь, это доступность образования. Если говорить о дошколь­ном образовании, оно есть, но оно не обязательно, то есть не все обязаны прой­ти через этот уровень об­разования. А школьное об­разование обязательно: в школе должны учиться все. Поэтому получается, что дети, которые охвачены до­школьным образованием, к первому классу подходят максимально подготовлен­ными. А те дети, которые сразу идут в школы, конеч­но, менее подготовлены. А если мы возьмёмся сейчас всем детям республики дать дошкольное обра­зование, нам необходимо организовать ещё 55 тысяч мест и надо построить ещё 414 детских садов, чтобы обеспечить полный доступ к дошкольному образова­нию всем юным жителям Бурятии. Словом, первый мировой вызов – это до­ступность образования. А второй - качество обра­зования, которое идёт в одной упряжке с оценкой качества образования. В этой связи многие крити­куют ЕГЭ. Но я убеждён, что введение ЕГЭ – правильное решение: школьники завтра нас будут лечить, строить, сядут за штурвал самолёта. То есть безопасность нашей страны зависит от объек­тивной оценки качества образования – не обманы­ваем ли мы самих себя. И ещё один положительный момент после введения ЕГЭ. До этого в ведущих москов­ских и санкт-петербургских вузах 75% студентов составляли жители Москвы и Санкт-Петербурга, а 25% - студенты из регионов. А сейчас картина изменилась: 65% - представители регио­нов, 35% - коренные жители этих мегаполисов. На мой взгляд, отток лучших умов в крупные города России в целом положительно ска­зывается на всей стране: государство от этого выи­грывает. В любом случае мы живём в едином экономическом и образователь­ном пространстве, и чем сильнее наше государство, тем сильнее наши регионы.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОФ-2018

Один из самых главных вопросов, который обсудят на БОФ, - вопрос финансиро­вания строительства новых школ. В прошлом году при реализации этой федераль­ной программы были суще­ственные недоработки и не­удобства для её реализации именно в регионах Сибири: климатические условия не позволяют вести строитель­ные работы круглый год. Большую школу мы были должны построить за год: но это сделать невозможно в условиях Сибири. Эти вопро­сы были подняты. И теперь Министерство просвещения РФ не требует вводить в экс­плуатацию большие объекты за один год.

Также будет обсуждать­ся вопрос нормирования и финансирования, например, одного места ученика. По нормативу финансирование на одного ребёнка составля­ет 700 тысяч рублей, а фак­тически стоимость одного места – больше миллиона рублей, а ещё Бурятия идёт вразрез с Постановлением Правительства РФ № 999, по которому софинансиро­вание образования должно быть в соотношении 94% федеральных средств на 6% республиканских. По факту в Бурятии выходит 67% на 33%. Эта разница – суще­ственная нагрузка на бюд­жет республики.

А ещё на форуме будут обсуждаться вопросы, свя­занные с новыми федераль­ными образовательными стандартами, новыми «май­скими указами» Президен­та РФ, реализация которых даёт нам новые ориентиры до 2024 года. 

Фото пресс-службы Министерства образования и науки РБ

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также