Зубная боль. Думаю, не надо объяснять, что это такое. Каждый из нас хоть раз в жизни испытывал её, и чтобы избавиться от боли, необходим визит к стоматологу. А вот как раз посещение стоматологического врача у меня всегда вызывало неприятные воспоминания. Ещё с раннего детства испытывал стойкое неприятие. До сих пор в памяти, хотя давненько не бывал на приёме у стоматолога, те кошмары, с которыми приходилось сталкиваться при лечении зуба: жуткие бормашины, удаление нервов… Но когда болит зуб, ничего не попишешь, поэтому скрепя сердце, сжав кулаки, нужно идти на поклон врачу. Впрочем, как выяснилось, сегодня процедура лечения зубов изменилась. Славу Богу, времена другие, и стоматологические услуги оказываются совершенно безболезненно, надёжно и качественно сообщает газета “Бурятия”
О том, как в настоящее время лечат зубы, и не только, узнал, посетив Концептуальную клинку Оюн Спасовой (ККОС). Благо находится она практически в самом центре Улан-Удэ, на Виадуке по улице Смолина, 77. Несмотря на то, что клиника относительная молодая, работает чуть более двух лет, она уже успела завоевать уважение своих пациентов. Возглавляет клинику, как вы уже догадались, врач-стоматолог-терапевт высшей категории, кандидат медицинских наук, заслуженный врач Республики Бурятия Оюн Спасова. В разговоре со мной она рассказала о премудростях своей профессии, о новшествах в стоматологии, в том числе и в её клинике, ну, и конечно, о своей работе.
Спасова Оюн Одоновна
1987 - окончила Красноярский г осударственный медицинский институт.
1992-1994 - клиническая ординатура Московского государственного медико-стоматологического института им. Н.А. Семашко.
1994-2005 - стоматолог-терапевт, зав. отд. Городской стоматологической поликлиники № 1 г. Улан-Удэ.
2005-2008 - очная аспирантура Иркутского медицинского университета.
2008-2016 - зам. по орг.-методработе, стоматолог-терапевт Республиканской стоматологической поликлиники.
В настоящее время - ген. директор ООО «ККОС».
2010 - Лауреат IX Всероссийского конкурса «Лучший врач года».
- Оюн Одоновна, Вы в стоматологии человек не новый, отдали этой профессии более 30 лет, почему решили открыть свою клинику?
- Этот проект по созданию именно клиники зрел у меня давно, но так сложилось, что он реализовался в эти сроки. Понимаете, стоматология всегда была, а особенно современная, дорогим удовольствием, ресурсоёмкой отраслью здравоохранения. Хорошая клиника должна иметь достаточно серьезную материально-техническую составляющую. Я безумно люблю свою работу, можно сказать, досконально знаю её изнутри, чётко представляю, какой должна быть современная стоматологическая клиника. И я рада, что такая клиника появилась у нас в городе.
- И какая же должна быть по вашему видению современная стоматологическая клиника?
- Крайне часто пациенты приходят на приём с «одним единственным кариесом», а на консультации выясняется, что у него целый «букет» сочетанных патологий, о которых он и не догадывался, потому что пока «не болит». Но когда-нибудь обязательно и проявится, и заболит, да ещё как.
К сожалению, распространённость и интенсивность кариеса у нас очень высокая, люди начинают терять жевательные зубы ещё со школьного возраста, оставляет желать лучшего культура питания, уровень гигиены полости рта, отсюда все вытекающие последствия. Одним словом, составляющих, которые влияют на здоровье зубочелюстной системы, много.
Поэтому к лечению, подчеркиваю, не только зубов нужно подходить глубже и комплексно. Крайне важно, чтобы доктора выявили, предупредили обо всех назревающих последствиях, приняли все меры профилактики и составили концептуальный комплексный план дальнейшего лечения.
- О каких последствиях Вы говорите?
- Их много, это разного рода функциональные нарушения зубочелюстной системы, к примеру, неправильный прикус, окклюзионные травмы, парафункции и т.д. Человек о них не знает, поскольку он привык с этим жить. Однако проблема развивается, растёт и становится глобальной. И когда, наконец, человек начинает чувствовать, что происходит что-то не то: шатаются зубы и всё болит, нередко бывает поздно. Наступает конечная стадия, порой она приводит к тому, что зубы просто выпадают.
В нашей же клинике работа поставлена так, что пациент ещё на первом осмотре проходит тщательную диагностику ротовой полости. Для этого в клинике созданы все условия, работают хорошие доктора разных специальностей, бесконечно влюблённые в свою профессию. Первичная консультация может длиться час и более с участием необходимых специалистов. Совместно с пациентом подробно обсуждаем план предстоящего лечения, имплантации, протезирования, какой конечный результат мы хотим получить с визуализацией на компьютере. В этом плане компьютерная томография - просто неоценимый помощник. На сегодняшний день провести качественную диагностику и лечение или протезирование не представляется возможным без 3D технологии. Отмечу, если пациент пришёл в нашу клинику, то ему не надо никуда больше идти, поскольку мы оказываем весь спектр стоматологической помощи здесь на месте, ему окажут самое комплексное, полное лечение.
- А с чего всё начиналось?
- Все сложилось само собой. Если ты хочешь и можешь лечить на новом уровне, дальше сидеть в стенах обычной стоматологической поликлиники в какой-то момент стало невозможно. Ведь поликлиника является первым уровнем, где оказывается массовая первичная специализированная помощь. А у клиник, подобных нашей, другой подход и задачи более серьёзные и глубокие. Здесь наши пациенты получают полноценное, качественное, самое современное лечение. Все мы делаем одно хорошее дело – помогаем людям, но каждый на своем уровне. Пациент сам выбирает, где ему лечиться. Имея огромный опыт практической работы, определённое клиническое мышление, решила, что должна претворить свою идею в жизнь. И, слава богу, что у меня это получилось. Появились первые радостные результаты, благодарные пациенты. И когда видишь улыбающиеся радостные лица, людей, которые получили, наконец-то, то стоматологическое лечение, о котором можно было только мечтать, что ещё надо?
- Соответственно для этого нужно современное качественное оборудование?
- Несомненно, с момента открытия клиники была поставлена чёткая задача - приобретать всё самое лучшее, что необходимо для работы. Это и оборудование, расходные материалы, обезболивающие препараты и другое. Ведь уважающий себя специалист, профессионал высокого уровня не будет работать на плохом оборудовании.
- Какие-то претензии к вашей работе пациенты предъявляют?
- Такого нет, другое дело, были моменты непонимания со стороны пациентов. Дело в том, что некоторые из них ещё не готовы к такому уровню лечения, который предлагают в нашей клинике. У них складывалось впечатление, что мы им навязываем дополнительное лечение. Тогда как они считали, им достаточно только одной процедуры, как это зачастую делается на обычном приёме в поликлиниках: дождались своей очереди, пришли к врачу, сели в кресло, полечили один зуб, поставили пломбу, и на этом всё. В таких случаях стараемся объяснить пациенту, что одним пломбированием зуба решить полностью проблему не удастся. Как показывает диагностика, у человека, кроме этого одного больного зуба, имеется ряд ещё других заболеваний или нарушений, о которых я говорила выше. Ещё на первичной консультации, потом на повторной, всё состояние его зубочелюстной системы обсуждается. Человек должен знать, что у него творится во рту, если даже ещё не болит. И кто, если не мы, специалисты, ему объяснят? Как система должна функционировать, какие дополнительные мероприятия нужно произвести, чтобы реставрации были долговечны, десна - крепкой, протезы не ломались, а красивая и ослепительная улыбка радовала ещё много лет. Всего этого мы достигаем, если наш пациент готов к сотрудничеству, поскольку наша клиника - совершенно новой концепции. Ведь, если пациенту не понятно, нет и мотивации и он делать ничего не будет.
Я не говорю, что мы делаем что-то сверхординарное. Так должна работать любая нормальная стоматология. К этому надо стремиться, но пока зачастую у нас, к сожалению, до этого ещё далеко.
- Одним словом, весь процесс лечения может занять большой срок?
- Длительность его во многом индивидуальна. Бывают случаи, когда достаточно одного-двух посещений врача. Приведу такой пример одной семьи, в которой ведут правильный образ жизни, следят за своим здоровьем. Для членов этой семьи прийти на профилактику к стоматологу – норма. Так приучены и родители, и их дети, а теперь и внуки, и у них реже возникают проблемы с зубами. Но таких семей мало, где-то 3-4 % от общего количества моих пациентов.
Другое дело пациенты, у которых зубные проблемы накапливались годами, и когда они приходят к нам, у них всё запущено. В таких случаях лечение может продлиться и год, и более. Но в любом случае он получит полноценное восстановление не только эстетики, но и важные функции зубочелюстной системы. Главная составляющая успеха предстоящего лечения – это абсолютное доверие клинике, взаимопонимание между доктором и пациентом. Только тогда будет достигнут хороший результат.
- Оюн Одоновна, несколько провокационный вопрос: нередко бытует мнение, что врачи специально ищут у пациентов болезни, которых у них нет, чтобы они чаще посещали их. У вас нет такого правила?
- Невозможно лечить то, что не надо лечить, в принципе это абсурд. Это один из мифов о работе стоматологов, да и врачей в целом. Пришёл к врачу, у пациента маленькая дырочка в зубе, а он рассверлил ползуба и т.д. Для нас самое важное - восстановить функцию зубочелюстной системы, чтобы работала, как изначально, чтобы наш пациент на долгие годы забыл, что такое зубная боль.
- С детства помню ужасные бормашины, что, в общем-то, и вселило в меня страх перед стоматологами. А как обстоят дела сегодня?
- Я уже отмечала, что в клинике самое современное оборудование. Если наши пациенты доверили своё здоровье нам, я думаю, что они не будут испытывать страх перед лечебным процессом. К тому же современные обезболивающие препараты позволяют провести лечение комфортно.
Мой совет: немаловажно и то, к какому врачу вы попадёте, поскольку от его квалификации также многое зависит. Поэтому ищите своего доктора, который сделает всё комфортно, безболезненно, красиво и, самое главное, правильно и долговечно. А у нас все врачи соответствуют такому уровню.
- И ещё одно воспоминание из детства после посещения стоматолога – удаление зубного нерва. Так ли необходима эта процедура?
- Он удаляется только по чётким медицинским показателям, при самой крайней необходимости, потому что без него зуб уже не живой. Но если дело дошло до этого, врачам приходится прибегать к этой процедуре.
- То же самое касается и пульпита?
- Да, это уже крайняя степень кариеса. Всё что связано с болью, зубными каналами – это его осложнения, что говорит о запущенности болезни. Повторюсь, к сожалению, к стоматологу приходят тогда, когда зуб начинает беспокоить, а значит, пошло осложнение. Лечение каналов - это самое сложное в стоматологии, но если повезло и вам полечил каналы хороший доктор в хорошей клинике, то этот зуб никогда больше не будет вас беспокоить. Но опять-таки это трудоёмкая процедура, а потому дорогостоящее удовольствие, а потом всё равно когда-нибудь всё закончится коронкой, поэтому нужно стараться не допускать этого. Поскольку живой зуб – это хорошо. Ведь когда зуб ещё не осложнённый, можно вылечить его за одно посещение, поставив пломбу. И если даже пломба будет большая, то зуб не разрушится, потому что он живой.
- Но, если всё же порой приходится прибегнуть к кардинальному решению - удалить зуб…
- В нашей клинике мы всегда стараемся сохранить зуб, даже если он сильно шатается, удаляем крайне редко, например, когда зуб сломался очень глубоко под кость или слишком большая киста.
- И всё же, как этого ни хотели, зуб удалили. Что дальше?
- Тогда протезирование. Есть два варианта: съёмное и несъёмное, т.е. имплантация. Это всегда лучший способ восстановить утраченные зубы. Если имплант прижился, сделано правильное протезирование, он будет стоять всю жизнь, никогда о себе не даст знать. Будет полное ощущение вновь выросшего зуба. Сегодня уже ушли в прошлое обтачивание зубов, жуткие штампованные коронки, мосты. Современные материалы, технологии позволяют зубу придать любую форму, цвет, чем мы и занимаемся.
Но и при съёмном протезировании существуют варианты, которые достаточно комфортно переносятся пациентами. Любое протезирование доступно в нашей клинике от самого простого до самого сложного. Но я мечтаю о том времени, когда к стоматологу люди будут приходить только за эстетикой.
- Оюн Одоновна, не секрет, что проблемы с зубами напрямую влияют в целом на весь организм человека.
- Все мы знаем, что организм - это одно целое. Если в одном месте плохо, то априори в других хорошо быть не может. Проблемы зубочелюстной системы напрямую сказываются на качестве жизни человека. Согласитесь, ведь здорово видеть человека, прекрасно улыбающегося во всю ширь своих красивых зубов, способного есть всё что угодно, с удовольствием, с треском, хрустом любую пищу, а из его рта приятная свежесть. Ради этого стоит пожертвовать своим временем, уделив внимание своему здоровью.
Кстати, о пище. Ведь, как известно, пищеварительный процесс начинается ещё в полости рта. От того, как человек пережевал пищу, во многом зависит, будут ли у него проблемы с пищеварительным трактом. И ещё. Когда у человека есть проблемы с зубочелюстной системой, то это очаги хронической инфекции, он живёт в постоянном стрессе, а от нервов, как известно, начинаются все болезни.
- На ваш взгляд, что нужно делать, чтобы реже обращаться к стоматологам?
- Прежде всего, соблюдать гигиену ротовой полости, правильно чистить зубы. Приведу другой пример также из моей практики, связанный с моими пациентами. В своё время они лечились у меня. Как обычно, я обстоятельно рассказала им о профилактике кариеса, стоматологических заболеваниях. Они всё это запомнили, и как родители рассказали, вся семья, где воспитывают четверых замечательных детей, поменяла своё мировоззрение, стали очень серьёзно относиться к вопросам гигиены, питания. И семья пришла вновь ко мне на приём только спустя семь лет. Осмотр показал, что у всех один-два кариеса. Думаю, что в следующий раз они придут через те же семь лет.
- А есть случаи, когда у человека не было кариеса?
- Да, такое встречается, во многом это связано с генетикой человека, уникальным, особенным строением зубной эмали, его анатомической, физиологической особенностью. Человек в принципе не чистит зубы вообще, и у него нет кариеса, так как на зубах не образуется зубной налет и у него правильный прикус. Но такие случаи в природе редкость. Уделяйте внимание и ухаживайте за своими зубами, поскольку кариес и пародонтит - инфекционные заболевания. Посещайте своего стоматолога регулярно. Кому-то достаточно один раз в год, чтобы не запустить зубы, другому - раз в три месяца. И улыбайтесь всегда!
P.S. Уже, когда я уходил из стоматологической клиники ККОС, Оюн Спасова предложила мне пройти у них первичную консультацию. Предложение для меня было не лишним, тем более проблем с зубами хватает. Хотя на тот момент я отказался, но предложение оставил у себя на заметку. К тому же рассказ руководительницы ККОС во многом изменил мои стереотипы о стоматологии, по крайней мере, в одной точке Улан- Удэ, убеждён, детские представления о враче-стоматологе не соответствуют той действительности, которая есть в клинике Оюн Спасовой.
Игорь Озеров, главный редактор радио «Эхо Москвы»
В концептуальной клинике Оюн Спасовой всё продумано до мелочей - от белоснежного интерьера досамого современного оборудования. А венчают всю эту красоту настоящие профессионалы своего дела – здесь возникает ощущение, что лечат тебя не в стоматологии, а в научно-исследовательском институте.
Сарюна Бальжинимаева, певица.
Ослепительная улыбка – это наша визитная карточка. И залогом красоты является здоровье не только нашего организма, но и зубов! А свои зубы я доверяю клинике УККОС с инновационной техникой из Америки, Японии, Германии и с высококлассными специалистами, а также на приём вы можете попасть к самой Оюн Одоновне, главному стоматологу РБ, кандидату медицинских наук. После приёма врача я поняла, что за зубами нужен уход, как за своим лицом! Чтобы не было осложнений в последующем, нужно вовремя пройти консультацию. Берегите себя, за вас это никто не сделает.
Дандар Сангадиевич Сангадиев, заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор, ветеран БГУ.
Я лечусь в ККОС и очень доволен, так как команда профессионалов высочайшего класса творит чудеса! Оюн Одоновна - исключительно талантливый и грамотный врач! Она мне за три сеанса лазером вылечила пародонтит, который много лет мучил меня. Выражаю особую благодарность Чингизу Дмитриевичу за замечательный протез, теперь жую, как родными зубами. В клинике лучшее оборудование, всегда чисто, уютно, вежливый и внимательный персонал. Очень интеллигентный, оперативный, знающий своё дело администратор Надежда Сергеевна. Желаю всей клинике творческих удач, процветания, доброго здоровья и счастья в личной жизни.