Общество 8 окт 2018 1352

​​Когда стоматология как искусство

Зубная боль. Думаю, не надо объяснять, что это такое. Каждый из нас хоть раз в жизни испытывал её, и чтобы избавиться от боли, необходим визит к стоматологу. А вот как раз посещение стоматологического врача у меня всегда вызывало неприятные воспоминания. Ещё с раннего детства испытывал стойкое неприятие. До сих пор в памяти, хотя давненько не бывал на приёме у стоматолога, те кошмары, с которыми приходилось сталкиваться при лечении зуба: жуткие бормашины, удаление нервов… Но когда болит зуб, ничего не попишешь, поэтому скрепя сердце, сжав кулаки, нужно идти на поклон врачу. Впрочем, как выяснилось, сегодня процедура лечения зубов изменилась. Славу Богу, времена другие, и стоматологические услуги оказываются совершенно безболезненно, надёжно и качественно сообщает газета “Бурятия”

О том, как в настоящее время лечат зубы, и не толь­ко, узнал, посетив Концепту­альную клинку Оюн Спасо­вой (ККОС). Благо находится она практически в самом центре Улан-Удэ, на Виа­дуке по улице Смолина, 77. Несмотря на то, что клиника относительная молодая, ра­ботает чуть более двух лет, она уже успела завоевать уважение своих пациентов. Возглавляет клинику, как вы уже догадались, врач-сто­матолог-терапевт высшей категории, кандидат меди­цинских наук, заслуженный врач Республики Бурятия Оюн Спасова. В разговоре со мной она рассказала о пре­мудростях своей профессии, о новшествах в стоматоло­гии, в том числе и в её кли­нике, ну, и конечно, о своей работе.

Спасова Оюн Одоновна

1987 - окончила Красноярский г осударственный медицинский институт.

1992-1994 - клиническая ординатура Московского государственного медико-стоматологического института им. Н.А. Семашко.

1994-2005 - стоматолог-терапевт, зав. отд. Городской стоматологической поликлиники № 1 г. Улан-Удэ.

2005-2008 - очная аспирантура Иркутского медицинского университета.

2008-2016 - зам. по орг.-методработе, стоматолог-терапевт Республиканской стоматологической поликлиники.

В настоящее время - ген. директор ООО «ККОС».

2010 - Лауреат IX Всероссийского конкурса «Лучший врач года».

- Оюн Одоновна, Вы в стоматологии человек не новый, отдали этой про­фессии более 30 лет, поче­му решили открыть свою клинику?

- Этот проект по созда­нию именно клиники зрел у меня давно, но так сло­жилось, что он реализовал­ся в эти сроки. Понимаете, стоматология всегда была, а особенно современная, дорогим удовольствием, ресурсоёмкой отраслью здравоохранения. Хорошая клиника должна иметь до­статочно серьезную матери­ально-техническую состав­ляющую. Я безумно люблю свою работу, можно сказать, досконально знаю её из­нутри, чётко представляю, какой должна быть современная стоматологическая клиника. И я рада, что такая клиника появилась у нас в городе.

- И какая же должна быть по вашему видению современная стоматологи­ческая клиника?

- Крайне часто пациенты приходят на приём с «одним единственным кариесом», а на консультации выясняет­ся, что у него целый «букет» сочетанных патологий, о ко­торых он и не догадывался, потому что пока «не болит». Но когда-нибудь обязатель­но и проявится, и заболит, да ещё как.

К сожалению, распро­странённость и интенсив­ность кариеса у нас очень высокая, люди начинают терять жевательные зубы ещё со школьного возраста, оставляет желать лучшего культура питания, уровень гигиены полости рта, от­сюда все вытекающие по­следствия. Одним словом, составляющих, которые влияют на здоровье зубоче­люстной системы, много.

Поэтому к лечению, под­черкиваю, не только зубов нужно подходить глубже и комплексно. Крайне важно, чтобы доктора выявили, предупредили обо всех на­зревающих последствиях, приняли все меры профи­лактики и составили кон­цептуальный комплексный план дальнейшего лечения.

- О каких последствиях Вы говорите?

- Их много, это разно­го рода функциональные нарушения зубочелюстной системы, к примеру, непра­вильный прикус, окклюзи­онные травмы, парафунк­ции и т.д. Человек о них не знает, поскольку он привык с этим жить. Однако про­блема развивается, растёт и становится глобальной. И когда, наконец, человек начинает чувствовать, что происходит что-то не то: шатаются зубы и всё болит, нередко бывает поздно. На­ступает конечная стадия, порой она приводит к тому, что зубы просто выпадают.

В нашей же клинике работа поставлена так, что пациент ещё на первом ос­мотре проходит тщатель­ную диагностику ротовой полости. Для этого в кли­нике созданы все условия, работают хорошие доктора разных специальностей, бесконечно влюблённые в свою профессию. Первичная консультация может длить­ся час и более с участием необходимых специалистов. Совместно с пациентом подробно обсуждаем план предстоящего лечения, им­плантации, протезирования, какой конечный результат мы хотим получить с визу­ализацией на компьютере. В этом плане компьютер­ная томография - просто неоценимый помощник. На сегодняшний день провести качественную диагностику и лечение или протезиро­вание не представляется возможным без 3D техно­логии. Отмечу, если пациент пришёл в нашу клинику, то ему не надо никуда больше идти, поскольку мы оказы­ваем весь спектр стомато­логической помощи здесь на месте, ему окажут самое комплексное, полное лече­ние.

- А с чего всё начина­лось?

- Все сложилось само собой. Если ты хочешь и можешь лечить на новом уровне, дальше сидеть в стенах обычной стоматоло­гической поликлиники в ка­кой-то момент стало невоз­можно. Ведь поликлиника является первым уровнем, где оказывается массовая первичная специализиро­ванная помощь. А у клиник, подобных нашей, другой подход и задачи более се­рьёзные и глубокие. Здесь наши пациенты получают полноценное, качественное, самое современное лече­ние. Все мы делаем одно хорошее дело – помогаем людям, но каждый на сво­ем уровне. Пациент сам выбирает, где ему лечиться. Имея огромный опыт прак­тической работы, опреде­лённое клиническое мыш­ление, решила, что должна претворить свою идею в жизнь. И, слава богу, что у меня это получилось. Появились первые радостные результаты, благодарные пациенты. И когда видишь улыбающиеся радостные лица, людей, которые полу­чили, наконец-то, то стома­тологическое лечение, о ко­тором можно было только мечтать, что ещё надо?

- Соответственно для этого нужно современное качественное оборудова­ние?

- Несомненно, с момен­та открытия клиники была поставлена чёткая зада­ча - приобретать всё самое лучшее, что необходимо для работы. Это и оборудование, расходные материалы, обезболивающие препараты и другое. Ведь уважающий себя специалист, профес­сионал высокого уровня не будет работать на плохом оборудовании.

- Какие-то претензии к вашей работе пациенты предъявляют?

- Такого нет, другое дело, были моменты непо­нимания со стороны паци­ентов. Дело в том, что неко­торые из них ещё не готовы к такому уровню лечения, который предлагают в на­шей клинике. У них склады­валось впечатление, что мы им навязываем дополни­тельное лечение. Тогда как они считали, им достаточно только одной процедуры, как это зачастую делается на обычном приёме в поли­клиниках: дождались своей очереди, пришли к врачу, сели в кресло, полечили один зуб, поставили плом­бу, и на этом всё. В таких случаях стараемся объяс­нить пациенту, что одним пломбированием зуба ре­шить полностью проблему не удастся. Как показывает диагностика, у человека, кроме этого одного боль­ного зуба, имеется ряд ещё других заболеваний или нарушений, о которых я го­ворила выше. Ещё на пер­вичной консультации, потом на повторной, всё состояние его зубочелюстной систе­мы обсуждается. Человек должен знать, что у него творится во рту, если даже ещё не болит. И кто, если не мы, специалисты, ему объ­яснят? Как система должна функционировать, какие дополнительные мероприя­тия нужно произвести, что­бы реставрации были дол­говечны, десна - крепкой, протезы не ломались, а красивая и ослепительная улыбка радовала ещё много лет. Всего этого мы достига­ем, если наш пациент готов к сотрудничеству, поскольку наша клиника - совершенно новой концепции. Ведь, если пациенту не понятно, нет и мотивации и он делать ни­чего не будет.

Я не говорю, что мы де­лаем что-то сверхординар­ное. Так должна работать любая нормальная стома­тология. К этому надо стре­миться, но пока зачастую у нас, к сожалению, до этого ещё далеко.

- Одним словом, весь процесс лечения может за­нять большой срок?

- Длительность его во многом индивидуальна. Бывают случаи, когда до­статочно одного-двух посе­щений врача. Приведу такой пример одной семьи, в ко­торой ведут правильный об­раз жизни, следят за своим здоровьем. Для членов этой семьи прийти на профилак­тику к стоматологу – норма. Так приучены и родители, и их дети, а теперь и внуки, и у них реже возникают про­блемы с зубами. Но таких семей мало, где-то 3-4 % от общего количества моих па­циентов.

Другое дело пациенты, у которых зубные проблемы накапливались годами, и когда они приходят к нам, у них всё запущено. В таких случаях лечение может про­длиться и год, и более. Но в любом случае он получит полноценное восстановле­ние не только эстетики, но и важные функции зубоче­люстной системы. Главная составляющая успеха предстоящего лечения – это аб­солютное доверие клинике, взаимопонимание между доктором и пациентом. Только тогда будет достиг­нут хороший результат.

- Оюн Одоновна, не­сколько провокационный вопрос: нередко бытует мнение, что врачи специ­ально ищут у пациентов болезни, которых у них нет, чтобы они чаще посе­щали их. У вас нет такого правила?

- Невозможно лечить то, что не надо лечить, в прин­ципе это абсурд. Это один из мифов о работе стомато­логов, да и врачей в целом. Пришёл к врачу, у пациента маленькая дырочка в зубе, а он рассверлил ползуба и т.д. Для нас самое важное - восстановить функцию зубочелюстной системы, чтобы работала, как изна­чально, чтобы наш пациент на долгие годы забыл, что такое зубная боль.

- С детства помню ужасные бормашины, что, в общем-то, и вселило в меня страх перед стомато­логами. А как обстоят дела сегодня?

- Я уже отмечала, что в клинике самое современное оборудование. Если наши пациенты доверили своё здоровье нам, я думаю, что они не будут испытывать страх перед лечебным про­цессом. К тому же совре­менные обезболивающие препараты позволяют про­вести лечение комфортно.

Мой совет: немаловаж­но и то, к какому врачу вы попадёте, поскольку от его квалификации также мно­гое зависит. Поэтому ищите своего доктора, который сделает всё комфортно, безболезненно, красиво и, самое главное, правильно и долговечно. А у нас все врачи соответствуют такому уровню.

- И ещё одно воспо­минание из детства после посещения стоматолога – удаление зубного нерва. Так ли необходима эта процедура?

- Он удаляется только по чётким медицинским пока­зателям, при самой крайней необходимости, потому что без него зуб уже не живой. Но если дело дошло до это­го, врачам приходится при­бегать к этой процедуре.

- То же самое касается и пульпита?

- Да, это уже край­няя степень кариеса. Всё что связано с болью, зуб­ными каналами – это его осложнения, что говорит о запущенности болезни. Повторюсь, к сожалению, к стоматологу приходят тог­да, когда зуб начинает бес­покоить, а значит, пошло ос­ложнение. Лечение каналов - это самое сложное в сто­матологии, но если повез­ло и вам полечил каналы хороший доктор в хорошей клинике, то этот зуб ни­когда больше не будет вас беспокоить. Но опять-таки это трудоёмкая процедура, а потому дорогостоящее удовольствие, а потом всё равно когда-нибудь всё за­кончится коронкой, поэтому нужно стараться не допу­скать этого. Поскольку жи­вой зуб – это хорошо. Ведь когда зуб ещё не осложнён­ный, можно вылечить его за одно посещение, поставив пломбу. И если даже плом­ба будет большая, то зуб не разрушится, потому что он живой.

- Но, если всё же порой приходится прибегнуть к кардинальному решению - удалить зуб…

- В нашей клинике мы всегда стараемся сохранить зуб, даже если он сильно шатается, удаляем край­не редко, например, когда зуб сломался очень глубо­ко под кость или слишком большая киста.

- И всё же, как этого ни хотели, зуб удалили. Что дальше?

- Тогда протезирование. Есть два варианта: съёмное и несъёмное, т.е. имплан­тация. Это всегда лучший способ восстановить утра­ченные зубы. Если имплант прижился, сделано пра­вильное протезирование, он будет стоять всю жизнь, никогда о себе не даст знать. Будет полное ощущение вновь выросшего зуба. Се­годня уже ушли в прошлое обтачивание зубов, жуткие штампованные коронки, мо­сты. Современные материа­лы, технологии позволяют зубу придать любую форму, цвет, чем мы и занимаемся.

Но и при съёмном проте­зировании существуют ва­рианты, которые достаточно комфортно переносятся па­циентами. Любое протези­рование доступно в нашей клинике от самого просто­го до самого сложного. Но я мечтаю о том времени, когда к стоматологу люди будут приходить только за эстетикой.

- Оюн Одоновна, не се­крет, что проблемы с зу­бами напрямую влияют в целом на весь организм человека.

- Все мы знаем, что ор­ганизм - это одно целое. Если в одном месте плохо, то априори в других хорошо быть не может. Проблемы зубочелюстной системы напрямую сказываются на качестве жизни человека. Согласитесь, ведь здорово видеть человека, прекрасно улыбающегося во всю ширь своих красивых зубов, спо­собного есть всё что угодно, с удовольствием, с треском, хрустом любую пищу, а из его рта приятная свежесть. Ради этого стоит пожерт­вовать своим временем, уделив внимание своему здоровью.

Кстати, о пище. Ведь, как известно, пищеварительный процесс начинается ещё в полости рта. От того, как че­ловек пережевал пищу, во многом зависит, будут ли у него проблемы с пищева­рительным трактом. И ещё. Когда у человека есть про­блемы с зубочелюстной си­стемой, то это очаги хрони­ческой инфекции, он живёт в постоянном стрессе, а от нервов, как известно, начи­наются все болезни.

- На ваш взгляд, что нужно делать, чтобы реже обращаться к стоматоло­гам?

- Прежде всего, соблю­дать гигиену ротовой по­лости, правильно чистить зубы. Приведу другой при­мер также из моей прак­тики, связанный с моими пациентами. В своё время они лечились у меня. Как обычно, я обстоятельно рас­сказала им о профилактике кариеса, стоматологических заболеваниях. Они всё это запомнили, и как родители рассказали, вся семья, где воспитывают четверых за­мечательных детей, поме­няла своё мировоззрение, стали очень серьёзно отно­ситься к вопросам гигиены, питания. И семья пришла вновь ко мне на приём толь­ко спустя семь лет. Осмотр показал, что у всех один-два кариеса. Думаю, что в следующий раз они придут через те же семь лет.

- А есть случаи, когда у человека не было кариеса?

- Да, такое встречается, во многом это связано с ге­нетикой человека, уникаль­ным, особенным строением зубной эмали, его анатоми­ческой, физиологической особенностью. Человек в принципе не чистит зубы вообще, и у него нет ка­риеса, так как на зубах не образуется зубной налет и у него правильный прикус. Но такие случаи в природе редкость. Уделяйте внима­ние и ухаживайте за своими зубами, поскольку кариес и пародонтит - инфекционные заболевания. Посещайте своего стоматолога регу­лярно. Кому-то достаточно один раз в год, чтобы не за­пустить зубы, другому - раз в три месяца. И улыбайтесь всегда!

P.S. Уже, когда я уходил из стоматологической клиники ККОС, Оюн Спасова предложила мне пройти у них первичную консультацию. Предложение для меня было не лишним, тем более проблем с зубами хватает. Хотя на тот момент я отказался, но предложение оставил у себя на заметку. К тому же рассказ руководительницы ККОС во многом изменил мои стереотипы о стоматологии, по крайней мере, в одной точке Улан- Удэ, убеждён, детские представления о враче-стоматологе не соответствуют той действительности, которая есть в клинике Оюн Спасовой.

Игорь Озеров, главный редактор радио «Эхо Москвы»

В концептуальной клинике Оюн Спасовой всё продумано до мелочей - от белоснежного интерьера досамого современного оборудования. А венчают всю эту красоту настоящие профессионалы своего дела – здесь возникает ощущение, что лечат тебя не в стоматологии, а в научно-исследовательском институте.

Сарюна Бальжинимаева, певица.

Ослепительная улыбка – это наша визитная карточка. И залогом красоты является здоровье не только нашего организма, но и зубов! А свои зубы я доверяю клинике УККОС с инновационной техникой из Америки, Японии, Германии и с высококлассны­ми специалистами, а также на приём вы можете попасть к самой Оюн Одоновне, главному стома­тологу РБ, кандидату медицинских наук. После приёма врача я поняла, что за зубами нужен уход, как за своим лицом! Чтобы не было осложнений в последующем, нужно вовремя пройти консульта­цию. Берегите себя, за вас это никто не сделает.

Дандар Сангадиевич Сангадиев, заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор, ветеран БГУ.

Я лечусь в ККОС и очень доволен, так как команда профессионалов высочайшего класса творит чудеса! Оюн Одоновна - исключительно талантливый и гра­мотный врач! Она мне за три сеанса лазером вылечила пародонтит, который много лет мучил меня. Выражаю особую благодарность Чингизу Дмитриевичу за заме­чательный протез, теперь жую, как родными зубами. В клинике лучшее оборудование, всегда чисто, уютно, вежливый и внимательный персонал. Очень интелли­гентный, оперативный, знающий своё дело админи­стратор Надежда Сергеевна. Желаю всей клинике твор­ческих удач, процветания, доброго здоровья и счастья в личной жизни.

Автор: Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также