Напрашиваясь на интервью с гуру «Ысыах», я ожидала увидеть убелённого сединами старейшину. Заранее подбирая слова, вошла. Каково же было моё удивление, когда в маленьком кабинете на три рабочих места, в который то и дело заходили посетители с большими и маленькими вопросами, увидела симпатичную, хрупкую женщину. За столом у окна оказалась Лариса Андреева, замначальника управления культуры и духовного развития ГО «Город Якутск», сообщает газета «Бурятия»
Ни тени пафоса, ни ожидаемого сверкания бриллиантов в ушах и словах. Пока я устраивалась поудобнее, она успевала отвечать на вопросы коллег, посетителей и телефонные звонки. Среднестатистический российский чиновник за полчаса продемонстрировала то, что сегодня определяется модным термином - «многозадачность». 180 тысяч участников и гостей на ежегодном национальном празднике - результат скромной работы управления культуры столицы Якутии.
- Как это возможно?
- В 90-х «Ысыах» (весенне-летний праздник в честь божеств Айыы и возрождения природы – авт.) проводили на ипподроме, и он не был столь популярен. А в 1998 году учёные и творческая интеллигенция собрались и приняли решение - это должно быть вне города, у озера или реки. По поверью, именно вдали от шумного города к людям с небес могут спускаться божества. В итоге нашли место в 17 километрах от Якутска. Сейчас это масштабный городок, где все строения из дерева и в этническом стиле. В этом году мы проводим его в 21 раз.
- А каковы были первые шаги? На что народ пошёл?
- Многое из традиций было позабыто и утрачено. Мы начали с алгызов (алгыз - благопожелания от белых шаманов). Теперь перед открытием праздника молятся три белых шамана. Почему? Потому что каждый раз мы убеждались в том, что это востребовано. Сначала один для всех, затем появился отдельно для женщин и отдельно для мужчин. Впечатляющее зрелище, когда во время обряда «Уруул аяхал» одновременно молятся от пятнадцати до двадцати тысяч человек и протягивают руки к покровителю Еhэгэ. Считается, что духи спускаются по веткам берёз, потому обязательный атрибут обряда - молодые поросли берёзы.
Пожалуй, это единственный праздник в году, когда можно приехать семьёй и для каждого члена семейства найдутся свои интересы. Мужчины предпочитают спортивные зрелища, женщины - конкурсы одежды, красоты, гастрономические состязания. Конкурсы и развлечения идут два дня нон-стопом, не прекращаясь даже ночью.
У молодёжи своя площадка и свои убойные конкурсы. Запевалы «Осоухай» (аналог ёхора) тоже соревнуются круглые сутки.
Участвуют в состязаниях и конкурсах все сёла. Считается, что площадка «Ысыах» намоленная и именно здесь все старты успешные.
Блики первых лучей восходящего солнца, падающие на Алтан Сэргэ, не только избавляют от негативных воздействий, но и укрепляют внутренний дух
- За время «Ысыах» вы установили уже четыре рекорда, вошедшие в Книгу Гиннесса. Откуда идеи?
- Из наших якутских традиций. Народ понял, что этим праздником мы демонстрируем культуру своего народа всему миру. Первый рекорд был по игре на хомусе. Теперь хомус есть в каждом доме и на каждого члена семьи, и для детей, и для взрослых. Затем был рекорд по количеству людей в национальной одежде, когда весь год все шили национальные костюмы, и чтобы каждый был оригинален. Причем это же не только одежда, но и обувь, и головные уборы, и украшения. Оживился мелкий бизнес. Головные уборы из конского волоса - коневодам прибыль. Затем по «Осоухай», когда в круговом танце одновременно участвовали 15500 человек. Потом стало понятно, что наша пища - тоже бренд. И это ещё один рекорд. Подзабытый кумыс стал напитком «номер один». Теперь все не просто участвуют в конкурсе на самый лучший кумыс, его везут на продажу за тысячи километров. Теперь в рамках «Ысыах» с 2015 года проводится конкурс кумысозаготовителей. Участвует весь тюрко-монгольский мир: казахи, татары, башкиры, буряты и монголы, разумеется. Чтобы попробовать кумыс из Казахстана, люди стояли в очередях.
- Сколько времени необходимо для рекорда?
- Каждый раз готовились год. Сначала людей извещали, затем разрабатывали рекламные кампании. И люди с удовольствием принимают участие. Причём по требованию Книги рекордов Гиннесса необходимо огромное количество волонтёров, которые считают и подводят итог по определённой методике. И все откликаются: от студентов до консалтинговых компаний.
- А сервис? А могущественный «Роспотребнадзор»?
- У нас карта, где на 29 гектарах расписано и помечено всё. Пешком не находишься, возят на конных упряжках. И экологично, и согласно традиции. Парковки, торговля, офисы, концертные, спортивные площадки, палаточные городки - у всех свои места. Более 270 разных площадок - улусы, предприятия, бизнес, власть. Доказано, что в дни праздника подписывается рекордное количество договоров и соглашений.
Что касается питания - всё в одном месте, преимущественно национальные блюда. Два дня и ночь продают, и всё равно не хватает. Люди с собой берут еду. Роспотребнадзор очень жёстко регламентирует. Обязательно холодильники, еда должна готовиться здесь же, всё свежее. И - сухой закон. Только кумыс разрешается.
- Основные проблемы?
- Пробки - основная проблема. Хватает и других. Сейчас необходимо создать параллельную дорогу, благоустроить её. Вода питьевая, туалеты, свои требования по энергообеспечению - все кабели закапываются в землю. Но служба городского хозяйства справляется.
- Такие масштабы невозможны без серьёзных финансовых вложений?
- Арсен Сергеевич (Николаев - глава Саха-Якутии) говорит, что «Ысыах» - это и есть креативная экономика. Этот праздник и есть жизнь якутов, наши традиции, наш дух. Мы готовимся весь год, он завершается, и на следующий день уже думаем, чем удивить людей. Учёные помогают, все помогают. К этому празднику мы уже готовы. Хоть завтра (интервью записано в начале апреля 2019 года - авт.).
Люди же всю зиму готовятся, приезжают семьями со всей республики. Иногда это пара тысяч километров. В прошлом году победил производитель кумыса из Вилюйска, и он собирается приехать. А чтобы ему было ненакладно, мы заказали ему 500 литров кумыса. Мы следим за жизнью победителей, обеспечиваем информационно-рекламное сопровождение. Будь то артист или спортсмен.
Я «Ысыахом» все 20 лет занимаюсь. Мои родители занимались. А ещё у нас есть мечта - совершить мировой поход на конях. Объездить всю планету и вернуться домой. Мы ж коневоды. И культ коня для нас самый главный.
- Большое спасибо за интервью.
(Реплику автора к данному материалу можно прочитать здесь – прим. ред.)
Фото управления культуры и духовного развития ГО «Город Якутск»