Власть 20 июн 2019 1059

​​Сельские жители в Бурятии становятся добровольными пожарными

Депутаты Народного Хурала РБ у пожарных Баргузина. Фото Светланы Поповой

В Баргузинском районе Бурятии 28 добровольных пожарных фор­мирований. Но только часть из них оснащена автотехникой, в основном у них мотопомпы, ог­нетушители ранцевые, ручной инвентарь – лопаты, грабли. Тем не менее, эта серьёзная сила вносит вклад в пожарную безо­пасность района. К примеру, от Баргузина до Улюна пожарный расчёт сможет добраться только за 40-50 минут. И вполне воз­можно, что опоздает. А тут до­бровольцы сами тушат пожар, сообщает газета «Бурятия».

Рубить – не рубить?

Члены Комитета Народно­го Хурала РБ по госустройству, местному самоуправлению, за­конности и вопросам госслужбы в пожарной части № 12 (ПЧ-12) села Баргузин обсудили вопросы совершенствования законода­тельства в области пожарной безопасности. Ведь положение, которое сложилось в Баргузинском районе, характерно для большин­ства пожарных формирований на селе.

В пожарных подразде­лениях РБ зарплата самая низкая в СФО и ДФО - в сравнении с Иркутском - на 35 %.

Самое острое обсуждение вызвал вопрос по созданию про­тивопожарных разрывов между сёлами и лесным массивом. Мно­гие из них расположены вблизи или в лесу. А чтобы лесной пожар не перекинулся на жилой массив, противопожарное федеральное законодательство предписало органам МСУ вырубить деревья для защитной полосы. В то же время Лесной кодекс запрещает сплош­ную рубку леса на землях лесного фонда.

«У нас на руках предписание районного суда, которым нас по­нуждают обеспечить разрыв, но если мы выполним его, нарушим другой федеральный закон. Как нам быть в таком случае?» - недоумевает глава СП «Улюнское» Ни­колай Баглаев.

Такие же предписания полу­чили и главы других поселений района, в частности, СП «Адамов­ское».

Первый замруководителя РАЛХ Дмитрий Баклашкин пред­ложил перевести земли лесного фонда в земли поселения.

«Процедура эта долгая и тру­доёмкая, но делать надо, посколь­ку иного варианта не вижу», - ска­зал он.

Такой опыт есть в других райо­нах республики.

«Вы сделайте первые шаги по подготовке документов о перево­де земель, чтобы было чем аргументировать в суде», - обратился к сельчанам председатель Комите­та НХ РБ по госустройству Виктор Малышенко.

И в избу войдёт

«Сегодня в ПЧ-12 25 обучен­ных специалистов. В распоряже­нии части три пожарные машины, всё необходимое для тушения пожаров, в том числе аппараты на сжатом воздухе для работы в непригодной для дыхания среде, - рассказал начальник 1-го бар­гузинского отряда Государственной противопожарной службы РБ Дмитрий Суровой. - Наряду с ПЧ-12 есть пожарные части в Усть-Бар­гузине, Уро, Баянголе и Юбилей­ном».

Здесь пожарные полностью защищены от теплового и физи­ческого воздействия при тушении пожара. Так, боевой костюм спо­собен выдержать температуру до 600 градусов тепла.

«А если пожарный войдёт в го­рящую избу, чтобы спасти людей, с ним ничего не случится?» – поинте­ресовался Матвей Гершевич.

«Он нисколько не пострадает, если будет находиться там не бо­лее пяти минут. Спасибо учёным за это универсальное обмунди­рование», - высказался начальник группы пожаротушения противопожарной службы РБ Иван Сажин.

«Техники и оборудования хва­тает, в нужном объёме и вещевое снабжение. Хотелось бы, чтобы обновлялся автопарк, но мы ра­ботаем на том, что есть, с нас от­ветственности никто не снимает», - подчеркнул Дмитрий Суровой.

А работы у пожарных в Баргу­зине хватает, местное население сидеть без дела им не даёт. Так, с начала года пришлось 394 раза выезжать на пожары: горели жи­лые строения, мусор на свалках и полигоне ТБО, сухая трава на полях. К счастью, в этом году не было случаев гибели людей и пострадавших.

Две проблемы

Дмитрий Суровой озвучил две взаимосвязанные проблемы. В первую очередь, у более полови­ны личного состава отряда зар­плата равна МРОТу, отсюда и те­кучесть кадров, с начала года из службы уволилось 10% сотрудни­ков. А здесь нуждаются не только в пожарных, но ещё и в специали­стах среднего и старшего началь­ствующего состава.

Наряду с этой проблемой стоит вопрос о штате в малокомплект­ных пожарных частях. В Баргу­зине в трёх из пяти в штате всего по шесть человек, а на дежурство заступает один водитель. Как он может в одиночку одновременно тушить пожар, спасать людей и имущество, подавать воду?

Такое положение не только в Баргузинском районе, но в целом по республике. По данным директора противопожарной службы РБ Сергея Андриевского, половина всех пожарных частей – мало­численные, по шесть человек. В то же время они защищают 27 из 156 населённых пунктов Бурятии, подверженных угрозе перехода природных пожаров.

На помощь пожарным прихо­дит население. Речь идёт о добро­вольных пожарных формировани­ях - командах или дружинах.

В Бурятии 279 ДПК и 184 ДПД, в которых 3700 добровольцев. В прошлом году своими силами добровольцы потушили 28 пожаров.

Добровольцам предусмотрена поддержка, например, компен­сация за использование в служебных целях личного автотран­спорта. Но и здесь загвоздка – по закону госпожслужба может ока­зывать помощь добровольцам, если у них общественная органи­зация зарегистрирована в Минюсте как юридическое лицо.

Виктор Малышенко обозначил несколько моментов, которые де­путаты взяли на заметку для своей работы.

«Проблемы объективные: это нехватка кадров, недостаточное финансирование. Но главное, что все структуры заинтересованы в том, чтобы серьёзно заниматься профилактикой пожаротушения. В республиканском законодатель­стве есть пробелы, которые мы должны устранить с учётом поже­ланий, вынесенных на совещании», - сказал Виктор Малышенко.

Автор: Герман НАМЖИЛОВ